Почему кряшены не хотят, чтобы их считали крещёными татарами

Кряшены обсудили национальные проблемы на отчётно-выборной конференции
Кряшены обсудили национальные проблемы на отчётно-выборной конференции

Кряшены просят больше не называть их «крещёными татарами». На их взгляд, этот этноним — негативный и приводит к трениям во взаимоотношениях с татарами. В то же время, кряшены желают оставаться внутри семьи большого татарского народа в качестве субэтноса. Вчера они обратились к властям с просьбой переименовать «Центр изучения истории и культуры крещёных татар и нагайбаков» при Институте истории Академии наук РТ в «Центр изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков»

Третья отчётно-выборная конференция общественной организации кряшен Татарстана (ООК) прошла вчера в молодёжном центре «Ак Барс», находящемся в здании одноимённого банка на улице Декабристов. Проведение конференции в таком месте закономерно. Председатель ООК Иван Егоров — генеральный директор «Холдинговой компании «Ак Барс», которая является совладельцем банка.

На конференцию собрались около 150 человек, подавляющее большинство которых делегаты ООК со всех концов республики, среди них были и приглашённые гости.

У входа в зал гостей и делегатов конференции встречал «Бермянчек», национальный кряшенский профессионалҗный ансамбль. Музыканты— девушки и парни— играли приятные национальные мотивы, создавая праздничное настроение у людей.

Почему кряшены не хотят, чтобы их считали крещёными татарами

Первым на конференции выступил Егоров. Он лишь поприветствовал собравшихся на русском языке и передал слово Татьяне Дунаевой, члену правления ООК. Дунаева с самого начала обозначала структурную несогласованность в общественных организациях кряшенского народа. Сегодня в Казани есть две параллельные организации кряшен. Каждая имеет свой взгляд на развитие. О неудавшейся попытке объединения казанской организации с татарстанской KazanFirst писал ранее.

Вторая насущная проблема кряшен – этноним «крещёные татары», который не имеет никакого отношения к современным кряшенам, уверена Дунаева. В то же время, кряшены согласились, что их следует считать «субэтносом внутри большой татарской народности». В таком случае это всё приведёт к тому, что татары станут многоконфессиональным народом, рассуждала Дунаева.

Почему кряшены не хотят, чтобы их считали крещёными татарами  Впрочем, большая часть кряшен не воцерковлена, говорит священник Димитрий Сизов, руководитель кряшенской духовной миссии и гость на конференции. Сейчас кряшенам навязывают официальную точку зрения, что они — часть татарского народа, но большинство из них считает себя отдельным самодостаточным народом, не соглашается он с Дунаевой. Называть кряшен «крещёными татарами» не совсем верно, продолжает Сизов. Кряшены сохранятся как народ только в лоне православия, а не внутри татарского народа, уверен он. Сизов называет республиканскую организацию кряшен — «провластной». 

«Если сторонники казанской независимой организации считают нас, татарстанскую организацию, провластной, то мы задаём вопрос, а для чего ещё нужны органы власти», — парирует Дунаева. По её словам, если народ выбирает власть, то не для того, чтобы воевать с ней, как настроена это делать казанская организация кряшен, а чтобы сотрудничать с ней и решать общие проблемы.

«Малочисленному кряшенскому народу открывать свои национальные школы сегодня очень проблематично», — рассуждает Разиль Валеев, татарский поэт и депутат Госсовета РТ, приглашённый гость конференции. По его словам, национальные школы нужны для сохранения идентичности, поэтому кряшены должны решать свои проблемы вместе с татарами, входя в состав большой татарской народности. «Мы — руководство республики и Всемирный конгресс татар — будем поддерживать кряшен, их культуру и язык», — заверяет Валеев.

 Почему кряшены не хотят, чтобы их считали крещёными татарами

«В народе понятие «татары» однозначно воспринимается как синоним «мусульманин», говорит Геннадий Макаров, руководитель центра исследований истории, культуры крещённых татар и нагайбаков при Институте истории АН РТ и делегат конференции. По его словам, переименование названия центра исследований «крещёных татар» на «кряшен» не столь важно. Однако термин «крещёные татары» вызывает негативные ассоциации, делая кряшен якобы предателями исламской веры. Поэтому для прекращения трения между кряшенами и татарами нужно отказаться от этого этнонима, поясняет он.

«Кряшены не принимают термин «крещёные татары» (чукынган татарлар), потому что в середине 90-х годов, ещё до переписи населения, во всех СМИ на кряшен хлынула волна негативной критики», — рассказывает Дунаева. По её словам, нынешние кряшены тогда впитали весь негатив и навсегда отторгли этот термин, как если б всех немцев называли только «фашистами».

В XVIII веке при Луке Канашевиче (Епископ Казанский и Свияжский с 1738 по 1755 гг. — Прим..) татар действительно насильно крестили, продолжает Дунаева. Однако, по её словам, практически все татары, которых тогда крестили, вернулись в ислам. Среди кряшен их не остались. С тех пор осталось негативное имя «крещёный татар», считает она. Кряшены издревле, ещё до прихода в Казань Ивана Грозного, были православными в Золотой Орде, поясняет Дунаева.

Ильнур Ярхамов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *