Как казанцы «скопировали» чужую летающую крепость

Промышленный шпионаж и воровство технологий — занятие
Промышленный шпионаж и воровство технологий — занятие, которое старо как мир.
Особенно преуспели в этом деле китайцы. Но, как оказалось, и наши
соотечественники тоже не лыком шиты.

Промышленный шпионаж и воровство технологий — занятие, которое старо как мир. Как древние люди подсматривали за процессом изготовления новейшей нанотехнологической дубины в соседнем племени, так и сегодня за новейшими технологиями гоняются частные корпорации и все разведки мира. Особенно преуспели в этом деле китайцы. Но, как оказалось, и наши соотечественники тоже не лыком шиты.

В 1949 году в составе военно-воздушных сил СССР появился необычный самолёт Ту-4 — изделие «Р». Этот самолёт — точная копия американского бомбардировщика В-29 «летающая крепость», воспроизведённым методом обратной разработки. При этом его конструкция, оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции. Производили эти самолеты на авиационном заводе в Казани .

Как казанцы «скопировали» чужую летающую крепость

Как же появились у нас эти самолеты, если доподлинно известно, что официальные запросы на получение технологи и чертежей В-29 американской стороной неизменно отклонялись?

Всё началось с того, что в июне 1944 года самолёт B-29-5-BW с собственным именем «Рэмп Трэмп» из 771 эскадрильи 462 был подбит японскими зенитчиками в Маньчжурии и решил лететь в СССР, где был перехвачен нашими истребителями и совершил посадку на аэродроме Центральная-Угловая. 20 августа 1944 года через реку Амур перетянул подбитый B-29A-1-BN из 395 эскадрильи. Экипаж самолёта благополучно выбросился с парашютами, самолёт упал в пригороде Хабаровска. В ноябре 1944 года пилот B-29-15-BW «Генерал Х. Арнольд», 794 эскадрильи, потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до СССР, где произвёл посадку на аэродроме Центральная-Угловая. Четвёртая машина B-29-15-BW «Динг Хао» была подбита японскими истребителями, встречена советскими самолётами и проведена ими до аэродрома. По пятому Б-29 сведения противоречивые, но похоже, что самолёт был обнаружен в расположении советских войск на территории Кореи.

Перелет машин с Дальнего востока в Москву был сложной задачей. У большинства машин было разбито оборудование. Принципы управления были иными.

Один самолёт был полностью разобран, второй оставили как эталон, на третьем выполнялись испытательные полёты. Четвёртый самолёт по просьбе командующего ДА маршала Голованова перегнали в Балбасово (Орша), где дислоцировался 890 полк, летавший, помимо Пе-8, и на «ленд-лизовских» машинах Б-17 и Б-25.

Ту-4, носивший в процессе разработки индекс Б-4, являлся точной копией B-29 скопировали даже отверстие в панели управления под банку с газированными напитками Кока-кола и пепельницу (хотя советскимлётчикам запрещалось курить в полёте категорически). По одной из легенд советские инженеры скопировали даже фотоаппарат Лейка висевший в кабине, забытый американским экипажем. Советский вариант Лейки известен советским гражданам был известен как фотоаппарат ФЭД.

Для претворения в жизнь идеи копирования самолета в кратчайшие сроки пришлось полностью переформатировать всю советскую промышленность на выпуск продукции нового поколения. Металлурги и стекольщики, химики и производители приборов сделали несколько шагов вперед.

В марте 1946 года чертежи по Ту-4 были переделаны в Казань на авиазавод для запуска серийного производства новых самолетов. А первые Ту-4 впервые оторвался от земли 9 мая 1947, и, хотя летные испытания продолжались до 1949 года, серийное производство началось немедленно.

В процессе разработки Ту-4 была заново создана советская школа проектирования тяжёлых бомбардировщиков и получен неоценимый опыт. Был дан мощный толчок к производству электроники — практически ничего из оборудования, подобного установленному на B-29, в СССР не выпускалось.

Был освоен радиолокационный прицел «Кобальт», автопилот АП-5 и радиокомпас АРК-5, радиовысотомер РВ-2, система слепой посадки ОСП-48. Впервые в СССР на самолёт установили навигационный вычислитель — ламповое счётно-решающее устройство НК-46. На борту машины была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) — бензиновый мотор-генератор. Даже моторы АН-73ТК имели прообраз электронной автоматики — ламповые усилители У-2, работавшие в системе управления наддувом РТК-46.

Пришлось пересматривать и разрабатывать тактику бомбометания по данным бортовой РЛС. Система посадки ОСП-48 потребовала размещения на аэродромах приводных радиостанций и курсоглиссадных маяков, строительства стационарных пунктов управления.

Первым на Ту-4 перевооружался 185-й гвардейский авиаполк 13 АД, размещенный в Полтаве. Обучение личного состава проводилось в Казани, на базе 890-го дальнебомбардировочного полка, превращенного в учебный. Летчики этой части имели большой опыт полётов на американских самолётах В-17 и В-24.

Дальность Ту-4 — 5100 км не являлась межконтинентальной, поэтому он относился в ВВС СССР к классу дальних бомбардировщиков. Вплоть до середины 1950-х годов, когда в СССР ещё не были развёрнуты эскадрильи тяжёлых стратегических бомбардировщиков нового поколения, основную ударную мощь составляли именно Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Англии.

Как казанцы «скопировали» чужую летающую крепость

Освоение серийного производства самолётов Ту-4 обеспечило переход советского тяжёлого самолётостроения в кратчайшие сроки на новый, более высокий технологический уровень. Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия. И построили его казанцы на 22-м заводе. Стоит напомнить, что Именно с самолета B-29, прообраза Ту-4, была сброшена атомная бомба на Хиросиму. В нашем городе выпустили 655 таких самолетов.

Антон Глухов

Фото: army.lv  nt-magazine.at.ua ru.wikipedia.org

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *