В IT-лицее Казанского университета появится первый в России робот-учитель

Машина будет преподавать уроки математики, физики, информатики, химии и сможет отвечать на вопросы

Юлия Яковлева — Казань

С 1 сентября в штате IT-лицея Казанского федерального университета начнет работать робот-преподаватель Ева — по аналогии с главным героем популярного в 2008 году мультфильма «Валли». Обаятельная блондинка с голубыми глазами и ростом 85 см в этот раз не будет спасать планету от экологической катастрофы. Ее новая миссия — помочь обычным учителям точных наук на уроках математики, физики, информатики и химии. Ева будет вести занятия у учеников с 7 по 9 классы.

8

Фото: Василий Иванов, kazanfirst 

Ева говорит на русском языке. По классу она будет передвигаться на колесной платформе по заданной человеком траектории, на скорости не более 5 км/час. С помощью видеокамеры робот может следить за тем, чтобы дети не списывали. Или наоборот, поменяться с учителем местами — например, Ева будет вести диктант, а человек сможет следить за дисциплиной и тем, чтобы дети добросовестно выполнили задание. Такого в российских школах еще не было, им выпала уникальная возможность протестировать пилотный инновационный проект, утверждает директор школы-интернета Тимербулат Самерханов.

Управлять роботом просто с помощью любого устройства, которое имеет доступ к сети Wi-Fi — смартфона, ноутбука, компьютера или планшета. Преподаватели сами будут задавать тему урока, по которой Ева будет читать школьникам теорию, а после сможет ответить на вопросы и проверить новые знания. Программу будут составлять сами сотрудники лицея, они же смогут закачивать ее в память Еве.

FCGZosS0BSg

«Современным детям интереснее слушать робота, чем простого учителя — это улучшает образовательный процесс», — говорит Дарья Никитина, сотрудник инженерного института при КФУ.

6

Фото: Василий Иванов, kazanfirst 

Ева сошла с конвейера магнитогорского научно-производственного объединения «Андроидная техника», которое занимается разработкой и производством человекоподобной робототехники, в том числе военной. Она стоит около 1 млн рублей, покупка была профинансирована из средств бюджета университета.

«Если ты учишься в кабинете физики, где у тебя есть всего одна пружина, а не современное оборудование, предметом не сильно заинтересуешься, — рассуждает Самерханов. — У нашего выпускника должны быть навыки инженера, умеющего работать руками, и программиста, который сможет вдохнуть в деталь жизнь».

1

Тимербулат Самерханов | Фото: Василий Иванов, kazanfirst 

Кроме Евы в кабинетах IT-лицея появились еще два новых робота, которые умещаются в руках — это паук и человекоподобный AR-103, которые сошли с конвейера того же завода. Чтобы заставить их двигаться, школьникам понадобятся знания в математике и физике, рассказывает Никитина.

aakM11vM3_Q

«Это шагающие роботы, им нужно задать траекторию движения, запрограммировать с помощью математических формул, которые нужно знать, — объясняет она. — Сломать их будет сложно. Корпуса роботов сделаны из специального защитного материала».

3

Чтобы запустить роботов, нужно знать математику и физику Фото: Василий Иванов, kazanfirst 

Будущее за IT-технологиями, рассуждает Самерханов, тем более, когда речь идет об обучении одаренных детей. По его словам, можно всерьез заинтересовать наукой, только когда для этого созданы все условия. На крупных производствах теперь везде расчеты сейчас делают компьютеры, и в некоторых случаях роботы справляются с поставленными задачами лучше, чем человек, и дают минимальный процент брака. Ручная сборка становится больше имиджевой, как, например, производство одного из самых роскошных автомобилей в мире Rolls Royce, чтобы увеличить стоимость продукта.

7

Фото: Василий Иванов, kazanfirst 

Ева — робот думающий, но еще далекий от искусственного интеллекта, она будет выполнять лишь те команды, которые задаст ей учитель. В советское время учитель был единственным источником знаний, и у школьников был узкий доступ к библиотекам. Сейчас современным детям это тяжело понять, имея свободный доступ в интернет, продолжает директор лицея. Он считает, что даже с появлением роботов профессия учителя всегда будет актуальной, но изменится его роль в обучении — он станет проводником к знаниям и будет задавать вектор обучения.

5

Фото: Василий Иванов, kazanfirst 

«Человек должен учить человека, иначе мы будем получать только сухие знания, — продолжает он. — Мы школу помним не только по знаниям, которые получили, но и по атмосфере, по переменам и общению с одноклассниками. У робота материалы ограничены базой данных, будут возникать все равно новые вопросы, на них нужно будет отвечать людям».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
мама школьника
да уж, такая училка по бошке не настучит, вымогать деньги на ремонт класса тоже, и дорогущие букеты ей на праздники дарить не надо. давайте во всех школах поставим роботы?
0
0
Ответить

Денис
@мама школьника Если вас жаба давит не скидываться на цветы и прочее. Не делайте этого
0
0
Ответить

Мария Краснова
Милая игрушка для поколения-гаджетов. Не пойму только — а сами учителя совсем обленились вести уроки, искать способы заинтересовать детей?
0
0
Ответить

Богдан
@Мария Краснова Если вы такая умная, идите сами в учителя
0
0
Ответить

Анатолий Кузнецов
какое социальное неравенство — в айти лицее робот есть, а в других школах попроще ребят обделили. да, мне завидно. на самом деле я удивлен, до чего дошел прогресс, глазам своим не верю!
0
0
Ответить

Алфи
директор школы-интернета)))))
0
0
Ответить

Артур
Если доступ осуществляется через Wi-Fi, то почему ученики не могут написать код и загрузить его с ноутбука для веселья?
0
0
Ответить

Артур
Если управление роботом возможно через Wi-Fi, то что мешает ученикам написать код и внедрить его через ноутбук? Мне интересно продуман ли вопрос безопасности?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite