Вадим Янгиров о Казанском марафоне: «Моменты, когда марафонцы подбегали к пунктам питания, а там не было воды, стали для нас катастрофой»

Общество 12:53 / 25 ноября 2016
6
Вадим Янгиров о Казанском марафоне: «Моменты, когда марафонцы подбегали к пунктам питания, а там не было воды, стали для нас катастрофой»

Директор Казанского марафона и серии забегов Tatar.Run рассказывает, зачем бегунов будут обсыпать краской и когда в Казани появится беговой центр

Кристина Иванова — Казань

По какому маршруту пройдет Казанский марафон-2017, когда он войдет в мировой ТОП, какой экономический эффект ожидают от него организаторы, почему участников забегов серии Tatar.Run в Татарстане будут осыпать краской и встречать букетами и венками. Об этом рассказал на пресс-завтраке директор Казанского марафона и серии забегов Tatar.Run, вице-президент Федерации легкой атлетики Татарстана Вадим Янгиров.

________________________________________________

В 2017 году в Татарстане пройдет сразу семь крупных забегов. Откроет сезон «IT Инно-полумарафон» в Иннополисе 22 апреля с участием 600 бегунов. Центральным событием бегового сезона обещает стать Казанский марафон 21 мая — заявляются рекордные 20 000 участников. В этом году на Казанский марафон зарегистрировались 9 000 —  в три раза больше, чем в 2015-м. Мероприятия продолжатся Нижнекамским цветочным полумарафоном 17 июня, забегом по ночной Казани 15 июля, Камским красочным полумарафоном 5 августа, Альметьевским музыкальным полумарафоном 3 сентября. Серия забегов завершится 1 октября Казанским полумарафоном

________________________________________________

— В этом году Казанский марафон собрал почти 10 000 участников. Сколько планируется на следующий год?

— На следующий год стоит амбициозная задача — собрать 20 000 участников на всех дистанциях. В этом году участники приехали из 38 стран. Думаю, в 2017 году география еще больше расширится. Чуть меньше месяца назад открылась регистрация — уже подано порядка 500 заявок.

— На чем основывается уверенность, что удастся привлечь 20 000 участников?

— В интервью «Матч ТВ» после окончания марафона-2016 президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что надо бы увеличить количество участников в два раза. Отсюда появилась цифра 20 000. Мы начали думать, как достичь такого количества. В этом направлении предусмотрено три вектора работы: привлечение приезжих участников из других городов России; реклама казанского марафона на популярных международных забегах, реклама на профильных сайтах, сотрудничество со спортивными агентствами и третье — популяризация бега в Татарстане. Казань, Татарстан пока не так массово бегают, как многие другие регионы страны.

— Из 20 000 ожидаемых участников сколько побегут самую сложную и элитную дистанцию в 42 км?

— Полторы тысячи участников бежали на Казанском марафоне 42 км в 2016 году. Мы планируем довести их количество до 4 000 в следующем году. На полумарафонской дистанции мы ожидаем 6 000 бегунов в сравнении с 2 000 в этом году. На 10 км и 3 км ожидается по 5 000 участников.

— Как меняется за эти годы экономический эффект от проведения Казанского марафона?

— По итогам марафона этого года экономический эффект составил около 100 млн рублей. Это сумма, которую оставили приезжие участники в городе, расходуя деньги на отели, питание, транспорт и так далее. Эта цифра была взята исходя из того, что в Казанском марафоне-2016 было 4500 иногородних и зарубежных бегунов. Мы ожидаем, что в следующем году их будет 7000-8000 человек. То есть экономический эффект будет приближаться к 200 млн рублей.

— Расскажите про финансовую модель формирования бюджета Казанского марафона. Есть три основных источника: оргвзносы, спонсоры, средства бюджета. Как меняются их доли?

— В 2015 году доля бюджетного финансирования марафона составляла 80% — чуть более 5 млн рублей. С увеличением в 2016 году стартового взноса и количества участников, составляющая финансирования из бюджета РТ в абсолютных цифрах выросла до 9 млн рублей, но в процентном соотношении снизилась до 70%. В следующем году в процентом соотношении доля бюджетного финансирования еще уменьшится и составит менее 50%. Работа со спонсорами ведется, есть заинтересованности, но пока озвучить не могу. Пока все сложно, и экономическая ситуация непростая. Но мы найдем своих партнеров. Не скажу, что Казанский марафон уже стал неким брендом — мы пока идем к этому.

FNR_9117— Идет ли речь о самоокупаемости марафона?

— Для бюджета Татарстана этот проект уже, можно сказать, стал самоокупаемым. Те инвестиции, которые вкладываются в проведение марафона, возвращаются в виде экономического эффекта.

Наша модель, к которой мы стремимся — довести государственное участие до 25-30%. Тенденция показывает, что мы идем в правильно направлении. Если не в 2017-м, то в 2018 году мы выйдем на нее. Здесь уже будет идти речь не только о самоокупаемости, но и выходе в плюс.

— 25% в идеале доля государства. А остальные проценты как должны распределяться между спонсорскими средствами и оргвзносами?

 — Примерно в равных долях. А доля государственного бюджета направляется на развитие территории. Если привести в пример экономический эффект от проведения Чикагского марафона 2014 года, то он составил $260 млн. Там 51 000 участников, и все на дистанции 42 км. Но желающих принять участие в пять раз больше — право участия разыгрывается по лотерее. Там и оргвзнос составляет $280.

— Какие недочеты были при организации Казанского марафона в этом году?

— Проблемы с водой для марафонцев. В результате у людей остались двоякие чувства — от вау до ключевых моментов, которые если не исправишь, через год-два люди просто перестанут сюда приезжать.

В этом году в определенный момент возникла ситуация, что на некоторых пунктах питания для бегунов на 42 км закончилась вода. Примерно полчаса из 6 часов марафона мы не могли подвезти воду, потому что была проблема с доступом на точки питания. Те моменты, когда люди подбегали к пунктам питания, а там не было воды, для нас были катастрофой. Для меня как марафонца и организатора это и правда катастрофа. Подрядчик, который был ответственен за воду, почему-то подвез к пунктам питания только половину объема. Все знают, что трасса перекрыта, так что его мотивы мне непонятны. Но я не снимаю ответственности с себя — это наш организационный недочет.

— На следующий год этого подрядчика поменяют?

— Да, конечно.

— Трасса Казанского марафона в следующем году поменяется?

— Мы планируем сделать марафон следующего года в один круг. То есть трасса будет не два круга по 21 км, а один в 42 км. У нас есть предварительный маршрут, но пока он ни с кем не согласован. Но уже однозначно могу сказать: старт и финиш переносится с «Казань Арены» в связи с проведением Кубка Конфедерации. Так что стартовать и финишировать участники будут под Кремлем на площади Тысячелетия. Дальше участники побегут по Кремлевской дамбе, Сибгата Хакима. Обязательно побегут по Набережной. В основном эта часть города будет задействована.

— Казанский марафон остается третьим по популярности в России?

— Московский марафон остается лидирующим, а мы конкурируем с марафоном «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. По общему количеству участников марафона мы оказались чуть выше в этом году, но у нас и дистанций было побольше. А вот по количеству марафонцев, финишеров на дистанции 42 км, мы на третьем место после московского и питерского.

— Какова критическая масса участников, которую может принять Казанский марафон?

 — Пражский марафон — событие высокого уровня. Но город не может «переварить» более 11 000 участников. Они, к сожалению, так и стоят из года в год на этом уровне. Мы не изучали свой потолок. Но мы, конечно, видим себя в перспективе в ТОП-6 мировых марафонов. Или с приходом Казани это будет ТОП-7. Но за год или два невозможно приобщить всех к бегу. Беговой бум в России начался только с 2013 года. И за это время в три раза увеличилось количество бегающих людей.

— Насколько дальняя перспектива попадания Казанского марафона в мировой ТОП?

 — 10 лет — не раньше точно. Года через 3-4 мы должны войти в европейский ТОП. Если говорить о мировом ТОП-6, то в него входят только два европейских марафона — в Берлине и Лондоне. Все остальные — Токио и три американских.

FNR_9102— Забег по ночной Казани станет новшеством сезона?

— Да, такой забег состоится в Казани впервые. Старт будет дан незадолго до полночи. Каждый участник получит фонарик, с которым пробежит всю дистанцию. Предусмотрены забеги на 5 и 10 км вокруг акватории Казанки.

Вся серия забегов в следующем сезоне будет тематической. На финише Нижнекамского цветочного полумарафона всем девушкам будут вручаться цветы, а мужчинам — венок победителя как в Древней Греции. В Челнах пройдет Красочный полумарафон — некое объединение бега и фестиваля красок. Каждый километр участники в белых футболках будут осыпаться определенным цветом красок и финишируют разноцветными. На протяжении всей дистанции Альметьевского музыкального полумарафона бегунов будут поддерживать живые музыкальные коллективы. Казанский полумарафон останется с национальным колоритом — участники на дистанции 3 км побегут в тюбетейках. После финиша они смогут угоститься национальной выпечкой. В Иннополисе нет задачи сделать суперпрофессиональный забег. Пусть это будут любители, пусть это будет «фан», пусть это будет интересно многим. Наша задача — привнести IT-«фишку». Есть задумка, чтобы дистанция пролегала внутри самого Иннополиса, хотя бы 100 метров. Есть идея, чтобы приложение на телефоне подсказывало айтишникам, куда бежать дальше.

— Получается, что марафон — это больше не про спорт, а про шоу?

— Наверное, сегодняшний спорт в мире — это не про спорт, а про шоу.

— Тогда уж больше не про спорт, а про политику…

— Ой, в эту сторону я уж точно не хочу углубляться. Спорт в чистом виде сейчас не вовлечет большое количество аудитории. Спорт в чистом виде не особо популярен. Когда к спорту прибавляются элементы шоу, он становится хорошим продуктом.

— Сколько стоит проведение одного такого забега?

— Зависит от количества участников. Бюджет забегов на 2 000 человек составляет порядка 3,5 млн рублей.

— То, что Татарстан — пока не столь бегающий регион, вы связываете с инфраструктурой?

— Есть и такая составляющая. Но бег — тот вид спорта, который не требует особых условий. Достаточно кроссовок, спортивного костюма, парка, леса и все.

— Некоторые предпочитают бегать не по асфальту…

— Тот, кто хочет бегать, найдет, где это делать. Нужно только желание. Единственное — в Казани не так много тротуаров. А если по ним не только ходят люди, но еще и бегают — получается тесновато.

— Как будет реализовываться проект открытия бесплатного бегового центра в Казани?

 Пока это только проект. Мы изучили, как это работает за рубежом, в российских городах и появился проект создания бегового центра в Казани. Со всеми бегунами мы встречаемся исключительно на марафонах и полумарафонах. С открытием центра мы сможем аккумулировать бегунов в одном месте и встречаться чаще. Вот вы захотели побегать и возникают вопросы: где это делать, где переодеться, как после этого пойти на работу (помыться). Беговой центр должен решить эти задачи. Человек сможет приехать в парковую зону, где появится беговой центр, воспользоваться раздевалкой, принять душ.

— В каком парке появится первый парк?

— Наша мечта — чтобы такие беговые центры открылись по всей республике. Понятно, что это чистой воды социальный проект, в котором нет никакой коммерции. Пока центром притяжения всех бегунов Казани является парк Горького — где-то там мы хотим его открыть. Это нужно с точки зрения бегового сообщества, но требует значительных средств.

— Сколько?

— Примерно от 10 до 20 млн рублей.

— Под этот центр должно быть построено отдельное здание?

— По нашему проекту да.

— Пока понимания со стороны властей нет?

— Понимание есть. Денег нет (смеется).

— Почему под этот центр нельзя было задействовать один из объектов Универсиады?

— Заполняемость объектов очень высокая. Поверьте, прежде, чем прийти к проекту строительства здания, мы прорабатывали все возможные варианты.

— Насколько психологически меняет людей бег на дальние дистанции? Все же марафонцы — специфические люди…

 — Есть очень хорошая книга Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге». Да, действительно, бег на длинные дистанции — это больше из области психологии, чем физиологии. Мысли все на место становятся, когда ты бежишь. Все думают, что это просто левой-правой и бежать скучно. Не скучно! Когда ты погружаешься в это, то становится совсем не скучно.

У каждого своя причина, почему он бегает. Лично мне нужна цель, без нее мне сложно. Кто-то хочет улучшить здоровье, сбросить вес. Каждый ищет свое. Но бег позволяет найти ответы на все эти вопросы.

— Часто приходится самого себя уговаривать бежать дальше (собеседник сам участвует в марафонах — прим. ред.)?

— Всегда. Но тут очень важно, чтобы после бега вы прибегали не с чувством, что никогда больше не пойдете на тренировку. Бег на длинные дистанции сопоставим с действием легкого наркотика на организм. Ты начинаешь привыкать к этому. К концу бега начинают вырабатываться эндорфины, и тебе хочется еще и еще.

⇒На «Кроссе наций» участников разделили на обычных бегунов и очень важных персон

Фото: Василий Иванов

КОММЕНТАРИИ (2)
марафонец
Здорово, что марафон проводят в Казани и не надо никуда ехать. А то, что теперь 42 км можно бежать в один круг — вообще класс
0
ОТВЕТИТЬ
Казанец
О, прикольно будет пробежаться ночью
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Татарстан продолжает лидировать среди регионов России по продажам новых автомобилей

Общество 06:49 / 24 ноября 2016
2
Татарстан продолжает лидировать среди регионов России по продажам новых автомобилей

Республика среди нестоличных регионов находится на лидирующих позициях и имеет самую высокую долю рынка в России — 4,7%. По этому показателю она уступает лишь двум столицам: Москве и Санкт-Петербургу, а также Московской области

Фото: Autocentre.ua

Александр Жидких  — Набережные Челны

Татарстан лучше всех из нестоличных регионов продает новые легковые автомобили. По этому показателю регион уже на протяжении нескольких лет прочно удерживает за собой первую строчку в рейтинге. По информации аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2016 года в Татарстане автодилеры продали более 46600 новых автомобилей. Доля рынка республики среди всех российских регионов осталась одной из самых высоких — 4,7%.

Выше этого показателя традиционно только Москва (16,3%), Московская область (7,7%) и Санкт-Петербург (6,8%), где численность проживающих значительно больше, чем в Татарстане, и уровень зарплат — выше. Республика по-прежнему находится рядом с тройкой лидеров, оказываясь в топ-50 на четвертом месте.

________________________________________________

Среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, Татарстан в числе лидеров. К примеру, доля Самарской области составляет 3,5%, Башкортостана — 3,4%, Нижегородской области — 2,5%, Пермского края — 2%. У остальных регионов округа доля едва превышает 1% (Оренбургская область, Удмуртия — доля 1,3%) или вовсе ниже 1% (Ульяновская, Пензенская области и Чувашия — доля рынка 0,7%)

________________________________________________

Автодилеры в Татарстане в этом году продали меньше легковушек, чем годом ранее. Падение на рынке республики составило 7,5%, оно, по информации «Автостата», сопоставимо с общероссийским падением, но все же меньше, чем во многих регионах Поволжья. Например, в Пензенской области дилеры продали на 12% меньше машин, чем годом ранее, в Оренбургской области — на 15%, в Чувашии — на 14%.

Фото: delfi.ee

Пока же высокий уровень реализации автомобилей в республике никак не сказался на соотношении количества легковушек на 1000 человек. По-прежнему Татарстан находится на 25-м месте из 83 регионов России, а на 1000 жителей приходится 307 автовладельцев. Это выше, чем в среднем по стране (285 владельцев), и значительно лучше, чем в 58 регионах, стоящих в рейтинге ниже Татарстана.

Аналитики «Автостата» констатируют, что, несмотря на замедление продаж автомобилей в России, которое длится с 2012 года, число автовладельцев на 1000 жителей увеличивается. К примеру, в республике в 2012 году соотношение автовладельцев и тех, у кого нет автомобиля, составляло 261 к 1000, а в 2013-м — 274 к 1000. Показатель этого года говорит о том, что автопарк в Татарстане продолжает пополняться новыми автомобилями и фактически не уменьшается за счет продаж на вторичном рынке, поскольку подержанные легковушки практически не утилизируются.

⇒Рынок подержанных автомобилей вырос на 6%. Из-за кризиса люди не могут позволить себе новые машины

При этом в нынешнем году автопарк легковушек в республике существенно пополняется за счет продаж автомобилей в кредит. По информации Национального бюро кредитных историй, в первом полугодии в Татарстане 59% автомобилей было продано в кредит.

«Объемы продаж автомобилей в 2016 году оказались ниже прошлогодних, но их сокращение не столь масштабное. Не в последнюю очередь благодаря автокредитованию», — сообщал ранее исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Фото: postimees.ee

Рост доли кредитных автомобилей в структуре рынка в 2015–2016 годах во многом обусловлен, по мнению Удалова, реализацией госпрограммы субсидирования процентных ставок. При этом автокредитование для банков остается одним из наиболее привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан ― одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей в кризис, поскольку доходы остались на докризисном уровне, а многие производители подняли цены на машины.

________________________________________________

В целом же по России автомобилей до сих пор существенно меньше, чем, скажем, в странах Европы. Абсолютный лидер среди европейских стран (650 авто на 1000 человек) – Исландия. Германия имеет, по информации «Автостата», самый большой автопарк — 43,8 млн автомобилей, а в пересчете на 1000 человек — 544 автомобиля. В прошлом году среди стран Европы Россия заняла лишь 28 место

________________________________________________

«Обеспеченность автомобилями в России пока значительно ниже, чем в развитых европейских странах. В то же время она из года в год увеличивается. К примеру, два года назад (на 1 июля 2014 года) обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составляла 280 штук на 1000 жителей», — говорит руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. По его мнению, в России по-прежнему существует высокий отложенный спрос на легковые автомобили и потребность в них заметно возрастет после преодоления криза.

 

КОММЕНТАРИИ (3)
Юлдуз
Татарстан у нас во всем впереди планеты всей. Даже тут отличились. Есть чем гордиться Минниханову
0
ОТВЕТИТЬ
Анна
Вот не боятся в республике все брать в кредит. Неужели так самоуверенны что за все заплатят по счетам!?
0
ОТВЕТИТЬ
Бармалей
Надо переплюнуть республике Исландию. Все дружно пошли за автомобилями. Ведь можем же если захотим
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх