Вадим Янгиров о Казанском марафоне: «Моменты, когда марафонцы подбегали к пунктам питания, а там не было воды, стали для нас катастрофой»

Общество 12:53 / 25 ноября 2016
6
Вадим Янгиров о Казанском марафоне: «Моменты, когда марафонцы подбегали к пунктам питания, а там не было воды, стали для нас катастрофой»

Директор Казанского марафона и серии забегов Tatar.Run рассказывает, зачем бегунов будут обсыпать краской и когда в Казани появится беговой центр

Кристина Иванова — Казань

По какому маршруту пройдет Казанский марафон-2017, когда он войдет в мировой ТОП, какой экономический эффект ожидают от него организаторы, почему участников забегов серии Tatar.Run в Татарстане будут осыпать краской и встречать букетами и венками. Об этом рассказал на пресс-завтраке директор Казанского марафона и серии забегов Tatar.Run, вице-президент Федерации легкой атлетики Татарстана Вадим Янгиров.

________________________________________________

В 2017 году в Татарстане пройдет сразу семь крупных забегов. Откроет сезон «IT Инно-полумарафон» в Иннополисе 22 апреля с участием 600 бегунов. Центральным событием бегового сезона обещает стать Казанский марафон 21 мая — заявляются рекордные 20 000 участников. В этом году на Казанский марафон зарегистрировались 9 000 —  в три раза больше, чем в 2015-м. Мероприятия продолжатся Нижнекамским цветочным полумарафоном 17 июня, забегом по ночной Казани 15 июля, Камским красочным полумарафоном 5 августа, Альметьевским музыкальным полумарафоном 3 сентября. Серия забегов завершится 1 октября Казанским полумарафоном

________________________________________________

— В этом году Казанский марафон собрал почти 10 000 участников. Сколько планируется на следующий год?

— На следующий год стоит амбициозная задача — собрать 20 000 участников на всех дистанциях. В этом году участники приехали из 38 стран. Думаю, в 2017 году география еще больше расширится. Чуть меньше месяца назад открылась регистрация — уже подано порядка 500 заявок.

— На чем основывается уверенность, что удастся привлечь 20 000 участников?

— В интервью «Матч ТВ» после окончания марафона-2016 президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что надо бы увеличить количество участников в два раза. Отсюда появилась цифра 20 000. Мы начали думать, как достичь такого количества. В этом направлении предусмотрено три вектора работы: привлечение приезжих участников из других городов России; реклама казанского марафона на популярных международных забегах, реклама на профильных сайтах, сотрудничество со спортивными агентствами и третье — популяризация бега в Татарстане. Казань, Татарстан пока не так массово бегают, как многие другие регионы страны.

— Из 20 000 ожидаемых участников сколько побегут самую сложную и элитную дистанцию в 42 км?

— Полторы тысячи участников бежали на Казанском марафоне 42 км в 2016 году. Мы планируем довести их количество до 4 000 в следующем году. На полумарафонской дистанции мы ожидаем 6 000 бегунов в сравнении с 2 000 в этом году. На 10 км и 3 км ожидается по 5 000 участников.

— Как меняется за эти годы экономический эффект от проведения Казанского марафона?

— По итогам марафона этого года экономический эффект составил около 100 млн рублей. Это сумма, которую оставили приезжие участники в городе, расходуя деньги на отели, питание, транспорт и так далее. Эта цифра была взята исходя из того, что в Казанском марафоне-2016 было 4500 иногородних и зарубежных бегунов. Мы ожидаем, что в следующем году их будет 7000-8000 человек. То есть экономический эффект будет приближаться к 200 млн рублей.

— Расскажите про финансовую модель формирования бюджета Казанского марафона. Есть три основных источника: оргвзносы, спонсоры, средства бюджета. Как меняются их доли?

— В 2015 году доля бюджетного финансирования марафона составляла 80% — чуть более 5 млн рублей. С увеличением в 2016 году стартового взноса и количества участников, составляющая финансирования из бюджета РТ в абсолютных цифрах выросла до 9 млн рублей, но в процентном соотношении снизилась до 70%. В следующем году в процентом соотношении доля бюджетного финансирования еще уменьшится и составит менее 50%. Работа со спонсорами ведется, есть заинтересованности, но пока озвучить не могу. Пока все сложно, и экономическая ситуация непростая. Но мы найдем своих партнеров. Не скажу, что Казанский марафон уже стал неким брендом — мы пока идем к этому.

FNR_9117— Идет ли речь о самоокупаемости марафона?

— Для бюджета Татарстана этот проект уже, можно сказать, стал самоокупаемым. Те инвестиции, которые вкладываются в проведение марафона, возвращаются в виде экономического эффекта.

Наша модель, к которой мы стремимся — довести государственное участие до 25-30%. Тенденция показывает, что мы идем в правильно направлении. Если не в 2017-м, то в 2018 году мы выйдем на нее. Здесь уже будет идти речь не только о самоокупаемости, но и выходе в плюс.

— 25% в идеале доля государства. А остальные проценты как должны распределяться между спонсорскими средствами и оргвзносами?

 — Примерно в равных долях. А доля государственного бюджета направляется на развитие территории. Если привести в пример экономический эффект от проведения Чикагского марафона 2014 года, то он составил $260 млн. Там 51 000 участников, и все на дистанции 42 км. Но желающих принять участие в пять раз больше — право участия разыгрывается по лотерее. Там и оргвзнос составляет $280.

— Какие недочеты были при организации Казанского марафона в этом году?

— Проблемы с водой для марафонцев. В результате у людей остались двоякие чувства — от вау до ключевых моментов, которые если не исправишь, через год-два люди просто перестанут сюда приезжать.

В этом году в определенный момент возникла ситуация, что на некоторых пунктах питания для бегунов на 42 км закончилась вода. Примерно полчаса из 6 часов марафона мы не могли подвезти воду, потому что была проблема с доступом на точки питания. Те моменты, когда люди подбегали к пунктам питания, а там не было воды, для нас были катастрофой. Для меня как марафонца и организатора это и правда катастрофа. Подрядчик, который был ответственен за воду, почему-то подвез к пунктам питания только половину объема. Все знают, что трасса перекрыта, так что его мотивы мне непонятны. Но я не снимаю ответственности с себя — это наш организационный недочет.

— На следующий год этого подрядчика поменяют?

— Да, конечно.

— Трасса Казанского марафона в следующем году поменяется?

— Мы планируем сделать марафон следующего года в один круг. То есть трасса будет не два круга по 21 км, а один в 42 км. У нас есть предварительный маршрут, но пока он ни с кем не согласован. Но уже однозначно могу сказать: старт и финиш переносится с «Казань Арены» в связи с проведением Кубка Конфедерации. Так что стартовать и финишировать участники будут под Кремлем на площади Тысячелетия. Дальше участники побегут по Кремлевской дамбе, Сибгата Хакима. Обязательно побегут по Набережной. В основном эта часть города будет задействована.

— Казанский марафон остается третьим по популярности в России?

— Московский марафон остается лидирующим, а мы конкурируем с марафоном «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. По общему количеству участников марафона мы оказались чуть выше в этом году, но у нас и дистанций было побольше. А вот по количеству марафонцев, финишеров на дистанции 42 км, мы на третьем место после московского и питерского.

— Какова критическая масса участников, которую может принять Казанский марафон?

 — Пражский марафон — событие высокого уровня. Но город не может «переварить» более 11 000 участников. Они, к сожалению, так и стоят из года в год на этом уровне. Мы не изучали свой потолок. Но мы, конечно, видим себя в перспективе в ТОП-6 мировых марафонов. Или с приходом Казани это будет ТОП-7. Но за год или два невозможно приобщить всех к бегу. Беговой бум в России начался только с 2013 года. И за это время в три раза увеличилось количество бегающих людей.

— Насколько дальняя перспектива попадания Казанского марафона в мировой ТОП?

 — 10 лет — не раньше точно. Года через 3-4 мы должны войти в европейский ТОП. Если говорить о мировом ТОП-6, то в него входят только два европейских марафона — в Берлине и Лондоне. Все остальные — Токио и три американских.

FNR_9102— Забег по ночной Казани станет новшеством сезона?

— Да, такой забег состоится в Казани впервые. Старт будет дан незадолго до полночи. Каждый участник получит фонарик, с которым пробежит всю дистанцию. Предусмотрены забеги на 5 и 10 км вокруг акватории Казанки.

Вся серия забегов в следующем сезоне будет тематической. На финише Нижнекамского цветочного полумарафона всем девушкам будут вручаться цветы, а мужчинам — венок победителя как в Древней Греции. В Челнах пройдет Красочный полумарафон — некое объединение бега и фестиваля красок. Каждый километр участники в белых футболках будут осыпаться определенным цветом красок и финишируют разноцветными. На протяжении всей дистанции Альметьевского музыкального полумарафона бегунов будут поддерживать живые музыкальные коллективы. Казанский полумарафон останется с национальным колоритом — участники на дистанции 3 км побегут в тюбетейках. После финиша они смогут угоститься национальной выпечкой. В Иннополисе нет задачи сделать суперпрофессиональный забег. Пусть это будут любители, пусть это будет «фан», пусть это будет интересно многим. Наша задача — привнести IT-«фишку». Есть задумка, чтобы дистанция пролегала внутри самого Иннополиса, хотя бы 100 метров. Есть идея, чтобы приложение на телефоне подсказывало айтишникам, куда бежать дальше.

— Получается, что марафон — это больше не про спорт, а про шоу?

— Наверное, сегодняшний спорт в мире — это не про спорт, а про шоу.

— Тогда уж больше не про спорт, а про политику…

— Ой, в эту сторону я уж точно не хочу углубляться. Спорт в чистом виде сейчас не вовлечет большое количество аудитории. Спорт в чистом виде не особо популярен. Когда к спорту прибавляются элементы шоу, он становится хорошим продуктом.

— Сколько стоит проведение одного такого забега?

— Зависит от количества участников. Бюджет забегов на 2 000 человек составляет порядка 3,5 млн рублей.

— То, что Татарстан — пока не столь бегающий регион, вы связываете с инфраструктурой?

— Есть и такая составляющая. Но бег — тот вид спорта, который не требует особых условий. Достаточно кроссовок, спортивного костюма, парка, леса и все.

— Некоторые предпочитают бегать не по асфальту…

— Тот, кто хочет бегать, найдет, где это делать. Нужно только желание. Единственное — в Казани не так много тротуаров. А если по ним не только ходят люди, но еще и бегают — получается тесновато.

— Как будет реализовываться проект открытия бесплатного бегового центра в Казани?

 Пока это только проект. Мы изучили, как это работает за рубежом, в российских городах и появился проект создания бегового центра в Казани. Со всеми бегунами мы встречаемся исключительно на марафонах и полумарафонах. С открытием центра мы сможем аккумулировать бегунов в одном месте и встречаться чаще. Вот вы захотели побегать и возникают вопросы: где это делать, где переодеться, как после этого пойти на работу (помыться). Беговой центр должен решить эти задачи. Человек сможет приехать в парковую зону, где появится беговой центр, воспользоваться раздевалкой, принять душ.

— В каком парке появится первый парк?

— Наша мечта — чтобы такие беговые центры открылись по всей республике. Понятно, что это чистой воды социальный проект, в котором нет никакой коммерции. Пока центром притяжения всех бегунов Казани является парк Горького — где-то там мы хотим его открыть. Это нужно с точки зрения бегового сообщества, но требует значительных средств.

— Сколько?

— Примерно от 10 до 20 млн рублей.

— Под этот центр должно быть построено отдельное здание?

— По нашему проекту да.

— Пока понимания со стороны властей нет?

— Понимание есть. Денег нет (смеется).

— Почему под этот центр нельзя было задействовать один из объектов Универсиады?

— Заполняемость объектов очень высокая. Поверьте, прежде, чем прийти к проекту строительства здания, мы прорабатывали все возможные варианты.

— Насколько психологически меняет людей бег на дальние дистанции? Все же марафонцы — специфические люди…

 — Есть очень хорошая книга Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге». Да, действительно, бег на длинные дистанции — это больше из области психологии, чем физиологии. Мысли все на место становятся, когда ты бежишь. Все думают, что это просто левой-правой и бежать скучно. Не скучно! Когда ты погружаешься в это, то становится совсем не скучно.

У каждого своя причина, почему он бегает. Лично мне нужна цель, без нее мне сложно. Кто-то хочет улучшить здоровье, сбросить вес. Каждый ищет свое. Но бег позволяет найти ответы на все эти вопросы.

— Часто приходится самого себя уговаривать бежать дальше (собеседник сам участвует в марафонах — прим. ред.)?

— Всегда. Но тут очень важно, чтобы после бега вы прибегали не с чувством, что никогда больше не пойдете на тренировку. Бег на длинные дистанции сопоставим с действием легкого наркотика на организм. Ты начинаешь привыкать к этому. К концу бега начинают вырабатываться эндорфины, и тебе хочется еще и еще.

⇒На «Кроссе наций» участников разделили на обычных бегунов и очень важных персон

Фото: Василий Иванов

КОММЕНТАРИИ (2)
марафонец
Здорово, что марафон проводят в Казани и не надо никуда ехать. А то, что теперь 42 км можно бежать в один круг — вообще класс
0
ОТВЕТИТЬ
Казанец
О, прикольно будет пробежаться ночью
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Татарстан продолжает лидировать среди регионов России по продажам новых автомобилей

Общество 06:49 / 24 ноября 2016
2
Татарстан продолжает лидировать среди регионов России по продажам новых автомобилей

Республика среди нестоличных регионов находится на лидирующих позициях и имеет самую высокую долю рынка в России — 4,7%. По этому показателю она уступает лишь двум столицам: Москве и Санкт-Петербургу, а также Московской области

Фото: Autocentre.ua

Александр Жидких  — Набережные Челны

Татарстан лучше всех из нестоличных регионов продает новые легковые автомобили. По этому показателю регион уже на протяжении нескольких лет прочно удерживает за собой первую строчку в рейтинге. По информации аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2016 года в Татарстане автодилеры продали более 46600 новых автомобилей. Доля рынка республики среди всех российских регионов осталась одной из самых высоких — 4,7%.

Выше этого показателя традиционно только Москва (16,3%), Московская область (7,7%) и Санкт-Петербург (6,8%), где численность проживающих значительно больше, чем в Татарстане, и уровень зарплат — выше. Республика по-прежнему находится рядом с тройкой лидеров, оказываясь в топ-50 на четвертом месте.

________________________________________________

Среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, Татарстан в числе лидеров. К примеру, доля Самарской области составляет 3,5%, Башкортостана — 3,4%, Нижегородской области — 2,5%, Пермского края — 2%. У остальных регионов округа доля едва превышает 1% (Оренбургская область, Удмуртия — доля 1,3%) или вовсе ниже 1% (Ульяновская, Пензенская области и Чувашия — доля рынка 0,7%)

________________________________________________

Автодилеры в Татарстане в этом году продали меньше легковушек, чем годом ранее. Падение на рынке республики составило 7,5%, оно, по информации «Автостата», сопоставимо с общероссийским падением, но все же меньше, чем во многих регионах Поволжья. Например, в Пензенской области дилеры продали на 12% меньше машин, чем годом ранее, в Оренбургской области — на 15%, в Чувашии — на 14%.

Фото: delfi.ee

Пока же высокий уровень реализации автомобилей в республике никак не сказался на соотношении количества легковушек на 1000 человек. По-прежнему Татарстан находится на 25-м месте из 83 регионов России, а на 1000 жителей приходится 307 автовладельцев. Это выше, чем в среднем по стране (285 владельцев), и значительно лучше, чем в 58 регионах, стоящих в рейтинге ниже Татарстана.

Аналитики «Автостата» констатируют, что, несмотря на замедление продаж автомобилей в России, которое длится с 2012 года, число автовладельцев на 1000 жителей увеличивается. К примеру, в республике в 2012 году соотношение автовладельцев и тех, у кого нет автомобиля, составляло 261 к 1000, а в 2013-м — 274 к 1000. Показатель этого года говорит о том, что автопарк в Татарстане продолжает пополняться новыми автомобилями и фактически не уменьшается за счет продаж на вторичном рынке, поскольку подержанные легковушки практически не утилизируются.

⇒Рынок подержанных автомобилей вырос на 6%. Из-за кризиса люди не могут позволить себе новые машины

При этом в нынешнем году автопарк легковушек в республике существенно пополняется за счет продаж автомобилей в кредит. По информации Национального бюро кредитных историй, в первом полугодии в Татарстане 59% автомобилей было продано в кредит.

«Объемы продаж автомобилей в 2016 году оказались ниже прошлогодних, но их сокращение не столь масштабное. Не в последнюю очередь благодаря автокредитованию», — сообщал ранее исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Фото: postimees.ee

Рост доли кредитных автомобилей в структуре рынка в 2015–2016 годах во многом обусловлен, по мнению Удалова, реализацией госпрограммы субсидирования процентных ставок. При этом автокредитование для банков остается одним из наиболее привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан ― одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей в кризис, поскольку доходы остались на докризисном уровне, а многие производители подняли цены на машины.

________________________________________________

В целом же по России автомобилей до сих пор существенно меньше, чем, скажем, в странах Европы. Абсолютный лидер среди европейских стран (650 авто на 1000 человек) – Исландия. Германия имеет, по информации «Автостата», самый большой автопарк — 43,8 млн автомобилей, а в пересчете на 1000 человек — 544 автомобиля. В прошлом году среди стран Европы Россия заняла лишь 28 место

________________________________________________

«Обеспеченность автомобилями в России пока значительно ниже, чем в развитых европейских странах. В то же время она из года в год увеличивается. К примеру, два года назад (на 1 июля 2014 года) обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составляла 280 штук на 1000 жителей», — говорит руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. По его мнению, в России по-прежнему существует высокий отложенный спрос на легковые автомобили и потребность в них заметно возрастет после преодоления криза.

 

КОММЕНТАРИИ (3)
Юлдуз
Татарстан у нас во всем впереди планеты всей. Даже тут отличились. Есть чем гордиться Минниханову
0
ОТВЕТИТЬ
Анна
Вот не боятся в республике все брать в кредит. Неужели так самоуверенны что за все заплатят по счетам!?
0
ОТВЕТИТЬ
Бармалей
Надо переплюнуть республике Исландию. Все дружно пошли за автомобилями. Ведь можем же если захотим
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх