Появились сомнения в датировке уникального памятника деревянного зодчества в Татарстане — Троицкого храма в Свияжске. Эксперты говорят, что он не был построен при Иване Грозном

Директор Центра реставрации деревянного зодчества Владимир Попов приводит доводы, по которым стоит считать временем строительства храма не 1551 год, а 70-е годы XVII века

Фото: poznamka.ru

Ильнур Ярхамов — Казань

Наверное, это самое древнее строение из дерева на территории Татарстана. Знаменитый Троицкий храм на острове Свияжск, о котором так много туристов слышали, будто в нем молился Иван Грозный перед своим походом на Казань в 1552 году. После начала реконструкции острова-града в 2010 году храмом занялись ученые-реставраторы. Памятник изменил облик, его максимально приблизили к тому первоначальному виду, каким он был собран.

На этой неделе историческую сенсацию подарил главный специалист в России по дендрологии и деревянному зодчеству Владимир Попов. Он выступал в стенах Казанского архитектурно-строительного университета на заседании местного отделения общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

«Долгое время считалось, что эта Троицкая церковь в Свияжске — 1551 год, то есть время, когда Иван Грозный берет Казань. Но при ближайшем рассмотрении — ничего подобного», — заявил он. По его словам, памятник нельзя отнести к зодчеству XVI века. Он уверен, что от той Троицкой церкви Ивана Грозного ничего не осталось, даже невозможно определить место ее настоящего расположения. Попов предполагает, что храм, должно быть, построен между 40-ми и 70-ми годами XVII века. То есть уже после смерти Грозного, Смутного времени, воцарения Романовых — при отце Петра Великого.

Владимир Попов

«Она, конечно, сегодня не рухнет и завтра тоже. Но у неё очень много гнилых и поврежденных элементов. Это надо менять», — оценивает качество древесины Попов.

Зампред реготделения общества Фарида Забирова рассказывает, что последние проектно-архивные изыскания по храму делал Борис Лурье, архитектор-реставратор и член рабочей группы Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры России.

По её словам, в своих исследованиях Лурье опирался на труды археологов без критического осмысления их выводов. Она рассказывает, что храм, построенный при Грозном, был «теплым». Храм, сохранившийся до сегодняшнего дня, — «холодный». Аргументы Попова она считает «неопровержимыми».

Забирова поясняет, что технология строительства «теплого» храма предполагает, что между бревнами обязательно прокладывается мох. Также внутри храма должно быть специальное место для печки, которая отапливала бы помещение. Однако печь, как правило, становилась часто роковым для «теплых» церквей на Руси — они часто загорались. «Эх, а ведь нас такой красивой легенды лишили», — сетовала Забирова.

________________________________________________

Троицкий храм в Свияжске — уникальный памятник. Его считают единственным строением, сохранившимся с того времени, в середине XVI века эта местность, ещё будучи полуостровной, застраивалась как плацдарм для взятия Казани. Основные фортификационные сооружения, в том числе и храм, изначально построены в Угличе. Затем строения были разобраны: бревна промаркированы и сплавлены по Волге до Свияжска, а там вновь собраны. Храм не вошел в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, так как в последние пять лет был капитально отреставрирован

________________________________________________

⇒Историк средневековья Булат Рахимзянов о том, насколько неоднозначным было покорение русскими Казани в 1552 году 

«Я в курсе этих изысканий и новых появившихся версий датировки», — рассказывает замдиректора по научной работе государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» Елена Карташова.

Фото: evening-kazan.ru

По её словам, версия Попова должна проходить научную апробацию; должна быть опубликована в научных изданиях, представлена научному сообществу, подвергнута критике коллег-исследователей и перепроверена ими.

Она рассказывает, что в Троицкой церкви проходили реставрационные работы в 2008-2012 годах. Если версия Попова войдет в научный оборот и будет растиражирована в СМИ, то экскурсоводы станут рассказывать об этом туристам.

«Конечно, с течением времени у храма часть бревен поменялась. Поэтому никогда не утверждалось, что она полностью 1551 года», — рассуждает  Карташова. Она говорит, что архитектор-реставратор церкви Лурье высказывал гипотезу, по которой часть бревен церкви из сруба относится к церкви ещё более раннего периода в Угличе. А на месте освободившегося места в Угличе был воздвигнут каменный храм.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
И бутылка рома
Плыл по свияжску. Понравилось
0
0
Ответить

Яшма
Жаль что в свияжске нет ни одной мечети
0
0
Ответить

Адуляр
А автор там жил?
0
0
Ответить

Злобный Зол
Зато Кремль внесён в список ЮНЕСКО, как единственная сохранившаяся татарская крепость
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite