В Институте истории имени Марджани прочитали лекцию о лидере европейской эмиграции татар в Германии и пособнике нацистов Галимджане Идриси

Общество 14:07 / 19 марта
3
В Институте истории имени Марджани прочитали лекцию о лидере европейской эмиграции татар в Германии и пособнике нацистов Галимджане Идриси

Российские историки в этой исторической личности видят только одиозного татарского авантюриста. Немецкие же ученые относятся более серьезно к Идриси и его общественно-политическому опыту

Мужчина в белой чалме — предположительно Галимджан Идриси

Ильнур Ярхамов — Казань

На этой неделе в стенах Института истории имени Марджани в Казани можно было услышать публичную лекцию об одном из ярких лидеров европейской эмиграции татар в Германии — Галимджане (Галимжане) Идриси. Он родился в 1887 году в Российской империи, учился в медресе «Хусания» в Оренбурге, а умер в Саудовской Аравии предположительно в начале 1950-х годов.

Взгляд на личность Идриси из Германии в корне отличается от взгляда из России и самих татар. Большую часть лекции выступала профессор из Германии Гердин Йонкер. Она представилась как исследователь истории религии и религиозных общин. Хотя и умолчала о фундаментальных причинах, почему именно Идриси попал в её научное поле зрения.

Если поверхностно пробежаться по биографии Идриси, то известно, что он был имамом нескольких мечетей в Германии между Первой и Второй мировыми войнами. Несколько раз пытался инициировать в Германии создание своего муфтията, сотрудничал с нацистским режимом и вел пропаганду его идеологии среди эмигрантов-мусульман. То есть перед нами духовное лицо, которое подчиняло общину верующих интересам государства, говоря современным языком, занималось социальной адаптацией.

Если брать широкий контекст, то именно сейчас перед современной Германией стоит глобальный вызов — найти принципы сожительства с различными мусульманскими эмигрантами и их общинами в одном государстве. Поэтому и неудивительно обращение немецких ученых-историков и религиоведов к Идриси, к его общественной деятельности и научно-богословским трудам. Есть надежда выпестовать по его примеру послушных германским властям лидеров религиозных общин.

Для татарстанских ученых Идриси — в первую очередь пособник нацистов, которые причинили зло гражданам Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Также он для них — политический авантюрист, который чаще всего действовал в угоду своим личным интересам.

Имам на минбаре мечети в Вюнсдорфе — предположительно Галимджан Идриси

Но познакомимся с его биографией в интерпретации профессора Йонкер…

К сожалению, детские и юношеские годы Идриси, вплоть до эмиграции в Германию, немецкому профессору пока что слабо известны. Она, к слову, рассчитывает на сотрудничество с казанскими историками и на возможность найти исторические источники о ранних годах татарского эмигранта в России.

Поэтому Йонкер начала повествование с 1912 года, когда Идриси принял решение сотрудничать с МИДом кайзеровской Германии. Затем он решил отправиться в Бельгию, чтобы поступить в католический университет и изучить философию.

Через два года, в разгар начала Первой мировой войны, он предлагает немецким властям свои услуги как имам для мусульманских военнопленных. За исправно выполненную работу власти приглашают Идриси в Вюнсдорф, что недалеко от Берлина. Здесь располагается крупнейший лагерь военнопленных, рассчитанный на 20 000 человек.

Добиваясь авторитета среди немецких властей, Идриси обращается непосредственно к самому кайзеру Вильгельму II. Он просит разрешения построить большую мечеть рядом с его дворцом. К удивлению многих тогдашних современников, Идриси получает разрешение. Вильгельм II выделяет ему 200 000 марок. Имам также заручается поддержкой турецкого султана, который обещает обеспечить мечети внутреннее убранство.

Но в 1918 году завершается война и прекращает своё существование Германская империя. Немецким властям теперь уже далеко не до мечети в сердце Берлина. Идриси остается главой татарской общины в 2 000 человек: оставшиеся военнопленные, их жены и дети. В Вюнсдорфе воздвигается мечеть.

Мечеть для военнопленных в Вюнсдорфе

Идриси в начале 1920-х начинает созывать мусульман со всей Германии к себе в мечеть, чтобы отпраздновать Ид-аль-Фитр, то есть Ураза-байрам. Тогда в мусульманском мире царила идеологическая турбулентность. Одни мусульмане поддерживали ликвидацию халифата в Турции, другие — нет. Среди мусульман также были симпатизирующие Советскому Союзу и большевикам.

Идриси не поддерживал ни халифатистов, ни «красных мусульман», рассказывает Йонкер. В 1925 году он заставил «красных мусульман» молиться на улице, за пределами территории мечети. Это вызвало широкий общественный резонанс и запечатлелось в местных СМИ.

Тогда же Идриси успел рассориться с властями Вюнсдорфа. Он настаивал на том, что мечеть должна содержаться за счет государственных денег, власти же парировали. Они заявляли, что мечеть должна находиться на содержании самой мусульманской общины. У Идриси не было таких денег. В итоге мечеть была разрушена.

Тогда Идриси подался в ближайшую мечеть, принадлежащую преимущественно членам мусульманского течения ахмадистов. Параллельно татарский имам не оставлял надежд построить новую мечеть на территории турецкого кладбища, поэтому вел переговоры с представителями Стамбула, пока не отправился в Финляндию. Здесь Идриси давал уроки и проповедовал местным финским татарам. Но в 1933 году уже пришедшие к власти в Германии нацисты просят Идриси вернуться обратно, говорила Йонкер. Новые немецкие власти предлагают Идриси сотрудничать с МИДом.

После трех недель со дня нападения Германии на Советский Союз, Идриси для властей подготовил подробный доклад о так называемом Туранистане — территории бывшей Российской империи, а затем Советского Союза, населенной родственными тюрко-татарскими народами.

Идриси убеждал нацистов, что жители этого региона не заинтересованы сотрудничать с Москвой и фактически готовы к диалогу с Германией.

Во время Великой Отечественной войны Идриси вел активную переписку с начальниками лагерей советских военнопленных, что расположились на оккупированной Украине. Татарский имам убеждал их, что надо перевести всех пленных татар и мусульман в Берлин, что к ним необходим особый подход, хорошее питание. Также Идриси настаивал, что татар и мусульман надо содержать в одном отдельном лагере. Нацистские власти и начальники лагерей пошли навстречу Идриси. Татары-мусульмане были сконцентрированы в одном месте, их число достигало до 100 000 человек. Однако тут же среди них распространился тиф и большинство военнопленных умерли.

Кладбище мусульманских военнопленных в Вюнсдорфе. 1915 год

«Для нас очень важно, что Идриси одним из первых поднял в тогдашней Германии вопрос о судьбе татарских военнопленных. Это был для него очень важный и принципиальный вопрос», — рассуждала Йонкер.

Но 5 000 татар и мусульман удалось выжить, и они были отправлены в Берлин. Из них начали создавать добровольческие военные части, готовые бороться на стороне германских войск. Благодаря протекции Идриси в Дрездене основали медресе, в котором начали готовить имамов.

Во время открытого соперничества между Вермахтом и СС Идриси выбрал сторону вторых. Поэтому лучшие и преуспевающие в учебе татары-мусульмане становились офицерами СС. На исходе Второй мировой войны Идриси в Вайсенфельде взялся за разработку проекта муфтията в Германии. Но его планам не суждено было сбыться, потому что Германия опять проиграла войну.

«Он пытался использовать нацистскую идеологию, чтобы найти место татарам в Германии. Можно сказать, что он был очень близок к этой идеологии, но её не повторял. Он был очень практичным человеком. Если бы Идриси открыто выступал против нацистской идеологии, то он не остался бы в живых. Идриси был имамом, абсолютным имамом. Это его основная идентичность. Да, ему при жизни приходилось совершать немало маневров. Значит ли, что он был политик или авантюрист? Нет, он был только имамом», — рассуждала германский профессор.

«Идриси — крупнейший татарский авантюрист XX века. Он всегда умудрялся держать нос по ветру», — парировал ей на лекции татарский историк Искандер Гилязов. По его словам, ко всему прочему, Идриси также себя проявил как «жуткий графоман». Гилязов рассказывал, что во время своего пребывания в Российской империи Идриси печатался в мусульманском журнале «Шура». Он опубликовал более 20 статей, а их тематика была экстравагантной, например, Идриси всерьез рассуждал, был ли Наполеон мусульманином.

У Идриси также были испорчены отношения практически со всеми другими лидерами европейской эмиграции татар, в частности, с Гаязом Исхаки.

Татарский историк рассказал другой любопытный случай из биографии Идриси. После Первой мировой войны Идриси сопровождал эшелоны с интернированными военнопленными в Советский Союз. В 1921 году его арестовали на границе с СССР и он был приговорен к тюремному сроку за хранение наркотиков. Но через два месяца, пока ещё по невыясненным причинам, вышел на свободу. Немецкие службы после возвращения Идриси в Германию ещё долго перепроверяли, не завербовали ли его в Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ). Никаких доказательств этому немецкие службы так и не нашли, рассказывал Гилязов. Историк также дополнил информацию немецкого профессора, рассказав, что во время нацистского режима Идриси сотрудничал не только с МИДом, но и ещё с министерством пропаганды и народного просвещения Йозефа Геббельса. Имам-эмигрант там возглавлял арабскую и турецкую редакции.

 

КОММЕНТАРИИ (3)
Артем
Познавательно
0
ОТВЕТИТЬ
Знающий
Необычный материал для кзф, ни сисек, ни убийств
0
ОТВЕТИТЬ
Fdssaa
Прочитала на одном дыхании
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

В Казани встретили «Крымскую весну» патриотическим и студенческим концертом. Это альтернативный способ выражения гражданской позиции

Общество 19:43 / 18 марта
4
В Казани встретили «Крымскую весну» патриотическим и студенческим концертом. Это альтернативный способ выражения гражданской позиции

На концерт в НКЦ «Казань» собрали 600 представителей общественных, молодежных, студенческих и детских объединений

KazanFirst

В Казани решили по-другому отметить «Крымскую весну» — трехлетнюю годовщину воссоединения России и Крыма. Если первые два года в Казани проводили массовые митинги у подножия Кремля, то в этом году впервые выбрали формат студенческого концерта. В первые два года организаторам в Казани не очень везло с погодой: был сильный ветер, мокрый снег с дождем. В этом году все отмечается в теплом концертном зале в национально-культурном центре «Казань».

 __________________________________________________________________

Три года прошло со дня, когда жители Крыма и Севастополя приняли историческое решение жить вместе с Россией. 16 марта 2014 года на референдуме при высокой явке (82,71%) жители Крыма (96,77%) и Севастополя (95,6%) проголосовали за воссоединение с материковой Россией на правах субъекта Федерации

 __________________________________________________________________

Придать творческий характер годовщине воссоединения с Крымом взялась Лига студентов РТ. Официально мероприятие называется «Молодежный музыкальный патриотический фестиваль». К сожалению, площадка для празднования не совсем удачная. В концертном зале чуть менее 300 посадочных мест, однако на концерте значительно больше зрителей, некоторым приходилось стоять — пришли около 600 представителей общественных, молодежных, детских и военно-патриотических объединений.

В фойе гостей встречали сочные картины красот Крыма, написанные крымскими художниками. Можно было посмотреть на фотовыставку «Многоликий Татарстан», где были собраны портреты улыбающихся студентов.

На фестивале проходил конкурс вокальных и танцевальных номеров. В паблике Лиги студентов РТ «Вконтакте» одновременно шло голосование, в котором участвовали более 3 500 человек. Они должны были выбрать понравившийся номер. Выиграла патриотическая песня студентки Казанского федерального университета Марии Рябовой «Сердце Земли моей».

Во время фестиваля проходила акция «Литературная карта России для молодежи Крыма». Молодые люди собирали книги о Татарстане, чтобы передать их в библиотеки Крыма. Перед началом фестиваля набралось более 50 книг.

«В каждом субъекте «Крымская весна» проходит в своем формате. Мы приняли решение остановиться на творческом фестивале. Уникальность нашего мероприятия в том, что концерт делается студентами. Они поют языком творчества о любви к своей Родине», — говорил президент Лиги Элькин Искендеров.

«Будущее у празднования «Крымской весны» есть. Воссоединение Крыма с Россией — это знаменательная веха. Формат проведения праздника может быть любым. Раньше было только выступление двух-трех уже состоявшихся звезд под открытым небом и митинг. А сегодня привлекли вузовскую творческую молодежь. Концерт — это альтернативный способ выражения гражданской позиции и передачи информации, равноправный другим форматам. НКЦ “Казань”, на мой взгляд, мал. Думаю, надо задействовать УНИКС или что-то в это роде, чтобы вместить больше людей», — заявил сопредседатель регштаба «Народного фронта» Игорь Бикеев.

⇒Воссоединение Крыма с Россией стало лакмусовой политической бумагой для определения степени патриотизма у граждан

Фото: Василий Иванов

 

КОММЕНТАРИИ (2)
айнур
опять студентов нагнали что ли?
0
ОТВЕТИТЬ
ДМИТРИЙ
Ужасный концерт. Такую клюкву даже в самом антисоветском фильме не увидишь. Это пародия на самих себя и на понятие патриотизм в целом. Мне как патриоту было ужасно стыдно за организаторов. Пока такими «выступлениями» прививают молодёжи патриотизм, нечего удивляться популярности всяких Навальных среди молодёжи. Сделали бы старательно, получили бы хороший отклик. Ни Минниханов, ни Халиков, ни Мухаметшин не стали себя ассоциировать с этим позорным концертом, заметьте.
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх