«Мы сами отдали ключи от города»: останутся ли в Челнах конкуренты онлайн-сервису «Яндекс.Такси»

Сервис появился в городе меньше полугода назад, но уже достиг определенного уровня популярности среди горожан. Водители недовольны тарифами федерального игрока, но поделать уже вряд ли что-то смогут

Даниил Ляпунов — Набережные Челны

В ноябре 2016 года в Челнах появилось «Яндекс.Такси» — сервис онлайн-заказов для многих был в новинку, приложение для смартфонов работало так себе (больше всего приходилось мучиться с адресами — в программе они были стандартные, по улице и номеру дома, а не как привыкли в Челнах — по комплексу). Многих водителей такси и владельцев таксопарков привлекла новая компания — «Яндекс» обещал хорошие бонусы и большой поток клиентов за счет снижения цены поездки.

tT1Op99jKL4

В то время еще оставались сомнения — приживется ли новый сервис в городе или победу одержат «старички» — таксопарки. Но федеральный сервис совершенствовался (в частности, «допилили» приложение, набрали штат местных водителей, знающих город), поэтому к нему быстро привыкли. По качеству услуг, удобству автомобилей и сервису в целом «Яндекс» ничем не уступает местным службам заказа такси, но явно выигрывает в ценообразовании (минимальная разница в цене при поездке по одному и тому же маршруту между федеральным и местными сервисами — два рубля, максимальная — больше 30 рублей в пользу онлайн-сервиса).

За полгода количество таксопарков, которые начали работать с «Яндекс.Такси», выросло больше чем в четыре раза — в ноябре их было лишь пять, а сейчас — 22, говорится на сайте компании. Не испытывает сервис и проблем со штатом: если верить онлайн-карте (положение любого водителя можно отследить с компьютера или смартфона), то вечером в будние дни в Челнах работает 70-80 водителей.

UlOUKrbonuI

⇒ «Яндекс.Такси» теперь в Набережных Челнах: как местным перевозчикам жить дальше

При этом количество таксопарков продолжает расти — только на сайте объявлений Avito есть с десяток предложений по Челнам, где «официальные представители» приглашают работать с «Яндекс.Такси». Условия весьма заманчивые: обещают порядка 100 000 рублей, ежедневные выплаты, никаких планов, низкую комиссию — от 4%, большое количество заказов. По сути, подобные «официальные партнеры» и не таксопарки вовсе — своих водителей и автомобилей у них нет, в объявлении обязательным пунктом стоит наличие у шофера личного или арендованного авто.

«Через подобные партнерские компании “Яндекс” и завоевывает все новые города. Водители тянутся за заказами и идут к официальным партнерам, партнеры рады новым водителям, потому что это прибыль. А создавать новые компании-партнеры подталкивает то, что создавать отдельный таксопарк или свое приложение глупо — слишком много нужно инвестиций в рекламу, чтобы хоть как-то конкурировать с федералами», — рассуждает собеседник, несколько лет проработавший в одной из служб заказа такси Челнов.

Получается интересная ситуация: юридически компании сохраняют самостоятельность, лишь пользуются услугами «Яндекса» как «сборщика» заказов и поставщика ПО. Фактически же компания через приложение может контролировать и водителей (отправляя в блок за различные провинности), и партнеров (отказавшись сотрудничать, можно лишиться всех заказов в один миг), и даже клиентов (демпинг цен позволяет привлекать достаточную аудиторию, как говорится, «если нет разницы, зачем платить больше»).

«По сути, “Яндекс” — практически монополист среди служб такси, причем федерального уровня. Но юридически все сделано донельзя грамотно — вот вам 22 службы такси, выбирайте любую, здоровая конкуренция. Правда, все они пользуются нашим приложением, но это их добровольный выбор — вроде как сами захотели».

EPj6-6gCY7o

Есть ещё служба заказа Gett, которая работает в городе по схожему принципу, и в Челнах ходят упорные слухи о приходе Uber. Поэтому говорить о возможности увеличения цен не приходится ― федеральные игроки начнут демпинговать, как это делали в Казани.

Работа с подобными партнерскими компаниями — второй шаг завоевания новых территорий, отмечает собеседник. Первый же условно можно назвать «рыбалкой», так как на крючок челнинские компании весьма спокойно попались.

⇒ Международный сервис такси Uber заявил, что будет бороться с казанскими схемами обмана

«Когда только компания пришла в город, то самым крупным службам сразу обещали — давайте работать, взаимовыгодное сотрудничество, мы вам даем определенные льготы. Компании и рады, потому что рекламой заниматься не надо, раскручено все уже, плюс преференции и бонусы, плюс издержки снижаются, только успевай деньги в карман складывать».

Но по прошествии нескольких месяцев подобной «халявы» такую компанию «подсекают» — бонусов уже нет, машины заклеены логотипами «Яндекса», клиенты привыкли к приложению «Яндекса». Поэтому чтобы снова вклиниться в борьбу, нужно много денег вложить в рекламу, в собственное ПО, а таксопарк к тому времени хорошо если работает в ноль, рассказывает собеседник. Как итог — игрок или уходит с рынка или продолжает существовать в качестве зависимого партнера.

«Челны в сфере такси были сильно ослаблены пришествием «курганских» (оператор такси “Максим” из Кургана — KazanFirst), те уже хорошо сбили цену, подготовили почву. Поэтому рыбалка у “Яндекса” заняла буквально несколько месяцев. Мы сами отдали ключи от города, поделать уже ничего нельзя», — отмечает собеседник.

В сегодняшних реалиях утверждать, что пришествие федералов для города плохо, нельзя, ведь низкие цены и высокий уровень сервиса — очень приятные вещи. Но отсутствие соперников в перспективе может привести к регрессу и растущей стоимости поездок (сейчас в Челнах активно набирают водителей другие крупные игроки — Gett и Uber, но каких результатов компаниям удалось достичь, пока неизвестно).

Недовольны и водители, так как бонусов теперь нет, тарифы по-прежнему низкие и зарабатывать становится сложнее. На прошедшей неделе некоторые даже бастовали, сообщает издание «Челны ЛТД», — не принимали заказы «Яндекса». Клиентов сейчас много, но чтобы прилично заработать, нужно трудиться по 16 часов в сутки, сетовал один из таксистов.

DG3ULqT5uR0

Федеральные службы заказа такси разоряют перевозчиков в Альметьевске. Местные таксисты попытаются заблокировать работу конкурента

Представители «Яндекс.Такси» в свою очередь отметили, что тарифную политику пересматривать не собираются — существующее положение дел устраивает как пассажиров, так и трудолюбивых шоферов. И даже рассказали об акции: если водитель за сутки выполнит больше 23 заказов, то ему накинут 500 рублей сверху (на сайте компании, правда, указано, что акция уже завершена).

Таксопарки в стандартном понимании этого слова ушли в историю с появлением крупных колл-центров, которые принимали заказы со всей России и распределяли между водителями. На смену колл-центрам пришли сервисы заказа такси в онлайн-режиме. И очень похоже, что сейчас довольно быстрыми темпами профессия «таксист» из категории «постоянный заработок» переходит в категорию «подработка», так как большинство компаний предлагает свободный график, ежедневные выплаты и довольно низкий порог вхождения (заказы можно начать выполнять через несколько часов после того, как подключишься к сервису «Яндекс»).

Крен в сторону водителей типа «подвез по пути домой — подзаработал» выгоден компании, ведь такие шоферы не будут слишком переживать из-за низких тарифов. Но тем водителям, которые привыкли считать такси делом своей жизни, придется уйти с рынка — для них сотрудничество с «Яндекс.Такси» может оказаться не слишком выгодным, рассуждает собеседник.

 ________________________________________________________

«Яндекс.Такси» — веб-служба и мобильное приложение для онлайн-заказа такси. Сервис работает одновременно с несколькими таксопарками и не имеет своих автомобилей, он автоматически определяет местоположение заказчика и направляет к нему ближайшее такси. Сервис начал работать в октябре 2011 года.

Объем заказов, по данным на 2013 год, оценивается в 1,8 млрд рублей. Сейчас с компанией работает более 70 000 машин и 1 000 таксопарков. «Яндекс.Такси» работает в 33 российских городах, включая все миллионники, рассказала газете «Ведомости» представитель сервиса Элина Ставинская. До середины 2017 года сервис ставит себе цель охватить все российские города с населением от 500 000 до 1 млн

 ________________________________________________________

FXHp8r7_Jic

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Чукотка
а что, в целом ведь их выбирают, потому что это определенный уровень обслуживания и низкие цены. можно контролировать работу воителей клиенту, ставя плохие отметки, но можно и поощрять, например чаевыми
0
0
Ответить

Малай
так и получается, хотя и грустно признавать, что сами таксопарки за гроши и продались в добровольное рабство. водители сейчас профессиональные если и держатся то только за элитные службы, где нужны авто премиум сегмента и хорошо платят, а так и правда выгоднее просто подрабатывать — вышел на 2-3 часа после основной работы, заработал 1 000 рублей на пивасик и домой, к жене
0
0
Ответить

Анон
про гетт и убер что то вообще ничего не слышно, хотя в казани они довольно популярны вроде бы
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite