Первое исполнение в Казани: маэстро Сладковский завершил «Рахлинские сезоны» «Трагической» симфонией Малера

За полтора часа оркестр без антракта отыграл сложнейшее произведение, продемонстрировав высочайший уровень коллектива. Зал стоя приветствовал ГСО РТ и маэстро Сладковского, среди зрителей был и корреспондент KazanFirst

За полтора часа оркестр без антракта отыграл сложнейшее произведение, продемонстрировав высочайший уровень коллектива. Зал стоя приветствовал ГСО РТ и маэстро Сладковского, среди зрителей был и корреспондент KazanFirst.


Кристина Иванова — Казань

Фестиваль «Рахлинские сезоны» посвящен памяти выдающегося советского дирижера, первого художественного руководителя и главного дирижера татарстанского оркестра, народного артиста СССР Натана Рахлина. Он приехал в Казань по приглашению легендарного татарского композитора и общественного деятеля Назиба Жиганова. В этом году проведение фестиваля приурочено к 50-летию первого концерта Государственного симфонического оркестра РТ.

Первое исполнение в Казани

Коллекцию Малеровских симфоний, начало которой положил Натан Рахлин 50 лет назад, оркестр продолжает сегодня, пополняя ее ежегодным прочтением симфоний великого композитора. Субботним вечером в Казани впервые прозвучала Шестая симфония Малера. Это не первая малеровская премьера сезона — в марте на суд публике представили симфонию-кантату «Песнь о земле». В интервью журналистам маэстро Сладковский обещает не изменять традициям и включить в следующие «Рахлинские сезоны» новое сочинение Малера в исполнении ГСО РТ.

— Рахлин начал собирать коллекцию малеровских симфоний.
И мы обязаны это дело продолжать, что мы и делаем с огромным энтузиазмом и любовью. Мы складываем по кирпичикам это здание, так что для меня это чрезвычайной важности премьера, — подчеркивает Сладковский.

SOgg08Wj2ec

Маэстро легко объясняет некую дисгармонию, что, казалось бы, радостное событие — закрытие фестиваля — происходит под трагическую музыку. — Мы же поминаем нашего первого худрука, вспоминаем его. Мне кажется, тут радости не так много. А радости творчества — невероятное количество, потому что Шестая симфония Малера — одно из самых масштабных сочинений, которое не всем оркестрам по силам. Я надеюсь, что мы сейчас достигли такого состояния нашей творческой формы, что именно это сочинение нас выносит еще на более высокий уровень.

Только коллектив, который исполняет такой сложности сочинения Малера, может называть себя настоящим оркестром, убежден Сладковский.

— Дирижер, который не может продирижировать «Весну священную», не может называться дирижером, это априори. Так же и с оркестром — если он не может исполнить несколько показательных партитур — Штрауса, Малера, Брукнера и Шостаковича.

Сладковский не намерен отступать от мечты записать все симфонии Малера (Первая, Пятая и Девятая симфонии композитора были записаны Сладковским с ГСО РТ в 2016 году. — Ред.). — Конечно, сложно это сделать, потому что с хором у нас очень большая проблема. А каждый раз привозить из Москвы, мягко говоря, накладно. Но я все задачи, которые ставил, воплотил. Думаю, это тоже решаемая проблема, — говорит он.

На вопрос, какой из композиторов следующий на очереди после того, как оркестр записал Шостаковича и переиграет всего Малера, маэстро говорит: — Штокхаузен, Онеггер. Надо как-то дальше развиваться и развивать нашу дивную публику. Прекрасной музыки такое количество, что никакой жизни не хватит ее всю переиграть.

Две арфы и таинственный инструмент

Во время исполнения Шестой симфонии в зале ГБКЗ имени Салиха Сайдашева — переаншлаг. Зрители стоят в проходах, сидят на ступеньках на балконе. Да и на самой сцене не протолкнуться. Партитура Шестой симфонии предполагает усиленную струнную группу, большую группу ударных. На сцене сразу две арфы и неизвестный простому зрителю инструмент, внешне похожий на пианино. На самом деле это челеста — клавишно-ударный инструмент, звучащий наподобие колокольчиков.

MiRC5eT5NjM

Как рассказывает ведущий концерта, в ранних симфониях Малера человек противостоит миру. В поздних же композитор приходит к ощущению внешнего мира как грозной неотвратимой судьбы. И если в Пятой симфонии в жестокой борьбе побеждает личность, то Шестая повествует о крахе всех человеческих усилий. Парадоксально, но «Трагическую» симфонию композитор создавал в одни из самых спокойных и счастливых лет своей жизни — летом 1903 и 1904 годов. Отзывы об этой симфонии были противоречивы. Сам Малер после премьеры сказал: «Моя Шестая, кажется, снова оказалась твердым орешком».

Структура Шестой симфонии внешне схожа с классическим циклом — в ней четыре части, однако ее «центр тяжести» сдвигается к финалу. Именно здесь, в последней части достигается кульминация всего сочинения — апофеоз, знаменующий крушение всех надежд. Зал на одном дыхании на протяжении полутора часов слушал премьеру, после исполнения которой в едином порыве встал и отблагодарил оркестр заслуженными аплодисментами.

Сладковский не хочет кессонной болезни для своего оркестра

Уже сегодня в Москве в концертном зале имени Петра Чайковского ГСО Татарстана дает два концерта. Сладковский рассказывает, что в 14 часов оркестр будет исполнять «Остров мертвых» и Вторую симфонию Рахманинова, а вечером — предпоследнюю и последнюю симфонии Моцарта. 23-й концерт ГСО РТ играет с одной из восходящих звезд XXI века — пианисткой Златой Чочиевой, выступавшей ранее в Казани.

Такой график работы Сладковский называет «совершенно нормальным». Вопросу о следующем зарубежном турне маэстро несколько удивляется: — А вам мало европейского и испанского? Нам нормально. Самое страшное — это кессонная болезнь (декомпрессионная. -Ред.). Когда взлетаешь со дна очень быстро, может наступить как минимум головокружение от успехов. Надо очень мудро распределять силы. Постепенно Бог сам покажет, что дальше.

bTlBl1nAYCI

Дирижер анонсирует, что в ближайшие три месяца телеканал «Меццо» организует 16 показов с записей европейского турне: — Всего же будет 80 показов. Именно столько раз Tatarstan Symphony Orchestra будет показан по всему миру на ведущем музыкальном телеканале.


Читайте также: Александр Сладковский рассказывает о предстоящем турне Государственного симфонического оркестра по Европе: «Если мы победим, можно будет считать, что свою Олимпиаду выиграли»


Фото: vk.com

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Музыкант
Браво, маэстро!
0
0
Ответить

Яна Асадуллина
Малер был и есть гений! Его исполнять нужно величайшее дарование. К сожалению не многим это дано, но многие считают возможным его исполнять. Их дело, их право. Я была на концерте вчера, не впечатлило. Было некоторое напряжение, местами суетливо, но музыканты старались. Не любить Малера — невозможно, и когда каждый музыкант будет его любить, тогда будет гармония, я этой гармонии не прочувствовала. Но старались. Мне особенно понравились как звучали духовые и скрипка. Остальные музыканты не дотягивают.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite