нынешнем году в так называемом специализированном учреждении «Возрождение». А
между тем работает оно практически нелегально
Больше сотни упившихся до потери сознания жителей и гостей Казани побывали в нынешнем году в так называемом специализированном учреждении «Возрождение». А между тем работает оно практически нелегально.
Елена Мельник — Казань
Мнимые больные
Несмотря на все антиалкогольные драконовские законы, принятые в Татарстане, население до сих пор умудряется так напиваться в общественных местах, что теряет всякую ориентацию в пространстве и способность передвигаться самостоятельно. Раньше таких граждан собирал с улиц милицейский патруль и развозил по вытрезвителям, где они оставались, пока не приходили в сознание. С протрезвевших брали 100 рублей за «ночлег», выписывали им штраф и отпускали восвояси.
Но в апреле 2011 года милицейские вытрезвители были ликвидированы из-за того, что, оказывается, нарушали права граждан, а приводить в чувство упившихся поручили медикам. Если человек допивается до белой горячки или становится жертвой алкогольной интоксикации, его везут в наркодиспансер, а если просто перепил — в обычную больницу. Но из-за отсутствия в медучреждениях специальных помещений для пьяных их приходится держать вместе с остальными пациентами. Понятно, что такие «соседи» создают настоящую проблему для больных и врачей.
— К нам в сутки привозят в среднем по семь-восемь человек в сильном алкогольном опьянении, — рассказывает заведующий приемным отделением городской клинической больницы Казани №7 Рагим Насибов. — Причем никакой корреляции по дням недели нет: в будни и праздники привозят не больше и не меньше. Ведь если человек — алкоголик, ему повод не нужен, чтобы напиться. Конечно, пребывание таких граждан в приемном покое — это неприятно. В первую очередь нашим трезвым пациентам, которые нуждаются в неотложной медпомощи. Им плохо, а рядом храпит и неприятно пахнет пьяный гражданин, который, случается, еще и мочится под себя. Бывали случаи, что такие доставленные и на врачей, и на медсестер нападали, и стены крушили. Каталки наши все переломаны уже несколько раз. Если человек находится в стадии возбуждения, он ведет себя агрессивно. Но есть и такие, кто спокойно спит в алкогольном опьянении.
Однако ни от тех, ни от других медики просто так избавиться не имеют права. Ведь если человек находится без сознания и от него пахнет алкоголем, это еще не значит, что он не нуждается в медпомощи. По словам Рагима Насибова, под маской алкогольного опьянения могут прятаться и инсульты, и инфаркты, и различные травмы. Поэтому только медики решают, нуждается человек в неотложной помощи и госпитализации или ему нужно только проспаться.
Другой вопрос — куда медикам девать пьяного в стельку гражданина, которому уже оказана неотложная помощь или поставлен диагноз «здоров»? Ведь содержание в лечебных учреждениях людей, которые не нуждаются в медпомощи, не входит в обязанности медиков.
Клиент созрел
Так что скоро стало понятно, что закрыть вытрезвители поторопились. Тогда их снова стали открывать, но уже не под юрисдикцией правоохранительных органов. Учредителями новых «домов трезвости» выступили муниципалитеты, а услуги за «вытрезвления» стали для граждан бесплатными. В Татарстане первой ласточкой стал медицинский центр детоксикации «Визит» в Альметьевске, который открылся в 2011-м. Сейчас вытрезвители есть в 11 городах Татарстана. Причем два из них открылись в этом году — в Казани и Бугульме. Все 11 вытрезвителей функционируют в рамках реализации распоряжения Кабмина и на средства республиканской казны. Например, в этом году на содержание этих специализированных учреждений направлено 39,596 миллиона рублей.
В Казани вытрезвитель открыли в феврале нынешнего года. МАУ «Центр помощи «Возрождение» на 40 койко-мест с общей площадью 300 квадратных метров работает на основании «четырехстороннего соглашения о порядке взаимодействия при организации работы с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах и не нуждающимися в оказании медицинской помощи». Стороны — это Исполнительный комитет Казани, городское Управление здравоохранения, Минздрав Татарстана и Управление МВД РФ по Казани. В штатном расписании казанского вытрезвителя — 13 человек: руководитель, главный бухгалтер, четыре фельдшера, четыре санитара, сестра-хозяйка, уборщица и работник по зданию.
Как сообщили порталу KazanFirst в Минздраве Татарстана, с момента открытия вытрезвителя в Казани на телефон городской «скорой» поступили 2 793 вызова в общественные места по поводу лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом состоянии. Но для пьяных граждан, которые не нуждаются в медицинской помощи, бригада «скорой» вызывает сотрудников полиции. И «пациенты» отправляются на постой в городской вытрезвитель.
По информации станции скорой медицинской помощи Казани, в среднем на такой вызов (с учетом ожидания сотрудников полиции) затрачивается 45 минут. Но полицейские часто игнорируют вызов, и медики вынуждены везти упившихся граждан по-прежнему в приемные покои дежурных клиник. Так, с момента открытия вытрезвителя в Казани «скорые» доставили в дежурные больницы города 328 граждан, находящихся в бессознательном состоянии по причине пьянства. А в центр «Возрождение» — всего 110.
Причина такой неспешной реакции полиции на вызов к пьяным гражданам в том, что до сих пор нет закона, который бы разрешал муниципальным вытрезвителям оказывать гражданам специальные немедицинские услуги.
Коррупционный фактор
Узаконить пребывание в вытрезвителях граждан, не нуждающихся в медпомощи, решили депутаты Госсовета Татарстана, разработав сразу два законопроекта: поправки в Закон Республики Татарстан «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Республике Татарстан» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан по оказанию в специализированных учреждениях услуг лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке».
Оба законопроекта рассматривались на 28-й сессии татарстанского парламента.
— Дискуссия очень серьезная идет в обществе, — оценил важность проблемы председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Первый замминистра здравоохранения Татарстана Сергей Осипов констатировал, что вопрос оказания услуг вполне здоровым гражданам, которые просто напились до бессознательного состояния, до сих пор законодательно не урегулирован на федеральном уровне, и рекомендовал «определить правовые основы» оказания таких услуг на республиканском. Органам местного самоуправления предлагается взять на себя полномочия определять таких граждан в вытрезвители. На содержание специализированных учреждений из республиканского бюджета в муниципальный будут направляться целевые субвенции.
Председатель комитета Госсовета по социальной политике Светлана Захарова признала, что на одобренный второй законопроект имеются «отдельные замечания» правового управления аппарата Госсовета. Юристы нашли в формулировках коррупционный фактор: непонятно, как будут органы местного самоуправления решать, кто нуждается в медицинской помощи, а кто нет.
«Для устранения указанного коррупционного фактора необходимо уточнить, как будут определяться лица, не нуждающиеся в оказании медицинской помощи, и субъекты, уполномоченные на определение этого факта».
Однако депутаты Госсовета все же приняли оба законопроекта в первом чтении. До 22 мая в комитет по социальной политике будут внесены поправки, а до 29 мая татарстанский парламент рассмотрит законопроекты о вытрезвителях во втором чтении. Принять их планируется до конца года. С 1 января 2018 года вытрезвители в Татарстане будут окончательно узаконены.
Comment section