В Казани при поддержке Алишера Усманова открыли театральную школу для инвалидов

Филиал региональной сети школ инклюзивного театрального образования «Инклюзион» для людей с разными возможностями станет третьим после питерского и екатеринбургского с центром в Москве. Уже к концу года участники казанской школы представят три эскиза спектаклей

Филиал региональной сети школ инклюзивного театрального образования «Инклюзион» для людей с разными возможностями станет третьим после питерского и екатеринбургского с центром в Москве. Уже к концу года участники казанской школы представят три эскиза спектаклей.


Кристина Иванова — Казань

Инклюзивная театральная школа, созданная фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» с целью развития инклюзивного театра в России, реализует свою деятельность в Москве с начала 2016 года. За это время были созданы четыре инклюзивных спектакля при поддержке ведущих театральных школ (ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Щукинский институт). В феврале 2017 года на базе школы был создан Центр творческих проектов «Инклюзион», филиалы которого открываются сразу в нескольких регионах России. После открытия казанского филиала на очереди — Оренбург. «Инклюзион. Школа» — театральная школа, в которой могут обучаться люди с особенностями развития. Занятия в школе проводятся театральными педагогами.

Три спектакля к концу года

В Казани партнером и площадкой проекта «Инклюзион» стала театральная мастерская «Угол». Как рассказала изданию KazanFirst соучредитель фонда «Живой город» Инна Яркова, в первый день работы лаборатории пришли около 40 потенциальных участников. Это приличная цифра, учитывая студенческую сессию и довольно скупую информацию о новом проекте.

Сама инклюзивная театральная школа в Казани начнет работать в сентябре. Все занятия — бесплатные. Яркова говорит, что на первом этапе посещать их дважды в неделю смогут люди с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

— Пока мы не берем людей с ментальными изменениями. Но в перспективе будем брать и другие категории, — рассказывает собеседница.

Если количество заявок на обучение будет большим, возможно, придется разбить участников на две группы. В каждой могут заниматься не более 20 человек. Уже сформирована команда из четырех преподавателей, которые будут вести занятия по актерскому мастерству, хореографии, речи, пластике. Это народная артистка Татарстана Елена Ненашева, актер Павел Густов, режиссер Регина Саттарова и Алексей Егоршин, который будет преподавать пластику.

С первыми успехами инклюзивной театральной школы в Казани можно будет ознакомиться уже в декабре. Под конец года на суд зрителей представят три эскиза спектаклей. Один поставят в «Углу», два других — в ТЮЗе и театре имени Г. Камала.

А платит кто?

Креативный директор центра творческих проектов «Инклюзион», продюсер театральных проектов фонда «Со-единение» Виктория Авдеева сообщила KazanFirst, что фонд Алишера Усманова выделил средства на 7-8 месяцев функционирования стартап-проекта в Казани.

— Мы готовим трехлетний план развития проекта в Казани и обсуждаем с государством возможные меры его поддержки. Благотворительный фонд Усманова готов продолжать поддержку, — отмечает она. — В Казани проект будет точно долгосрочным, тем более и команда здесь классная.

По словам собеседницы, средства нужны на оплату труда преподавателей, организационные и административные расходы, оплату переводчиков для людей, которые в них нуждаются.

Авдеева говорит, что когда возник интерес к проектам в Москве, представители бизнеса, которые видели спектакли и посчитали их крутыми, сами начали предлагать поддержку.

— Поддержку предложил и фонд Усманова, представители которого просто попросили открыть такую школу именно в Казани. Сказали, что им нравится этот город. В марте мы приехали в столицу Татарстана, а уже в апреле договорились, что делаем школу. Все быстро согласились. Вообще, в республике живут люди с открытым сознанием, готовые реализовывать такие проекты, — считает она.

— Казань — благодатная почва для развития культурных проектов, а «Угол» — прогрессивная площадка, на которой рождаются интересные события. Поэтому мы решили, что в Казани будет не только инклюзион-школа, в которой люди с разными возможностями получат театральное образование, здесь появится центр реализации творческих проектов. В нем будут обучаться и развиваться люди с различными возможностями, реализовываться интересные культурные проекты, ставиться спектакли, создаваться свои беспрецедентные проекты, — говорит Авдеева.

Занятия пойдут на пользу

Куратор образовательной программы направления «Инклюзион. Школа» Лариса Никитина сама провела в Казани несколько занятий. Она поражается, как за час в некоторых людях происходят серьезные изменения.

— К нам пришел тотально слепой парень. И его папа удивился: «Как так быстро вы заставили моего мальчика встать на колени и лечь на пол?», потому что раньше сделать этого не удавалось. Когда у ребят есть желание и они видят перспективы, то они просто кидаются с головой в занятия, — признается она.

Участница музыкальной группы «НеЗаМи» Диляра Залялиева (все музыканты которой от рождения совсем ничего не видят. — Ред.), несмотря на занятость, решила попробовать свои силы на театральном поприще. Девушка учится на 3-м курсе филфака КФУ и не уверена, получится ли у нее посещать театральную школу дважды в неделю начиная с сентября. Но занятия в рамках лаборатории — по пластике и сценической речи — ей очень понравились.

— Когда мы узнали об открытии такой школы, то решили сходить и посмотреть. Я хочу, чтобы дочь раскрывалась, не была замкнутой. А пластика и сценическая речь — именно то, что нужно, ведь у слепых людей ограничены движения. Надеюсь, занятия пойдут ей на пользу, — говорит мама Диляры.

Новая форма театра

Авдеева рассказывает, что в 2014 году работа инклюзивного театра в Москве началась со спектакля «Прикасаемые». Это первая постановка в мире, в которой одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры. Сейчас команда спектакля уже приступила к созданию новой международной версии «Прикасаемых». Премьерный показ назначен на 14 октября 2017 года и пройдет в Национальном театре Лондона.

По мнению собеседницы, инклюзивный театр — это новая форма театра, которая позволяет не только раскрыть возможности людей с особенностями, но также дает новый толчок, свежее дыхание к развитию профессиональных актеров.

— Актеры открывают в себе новые возможности. Учатся у слепоглухих, как чувствовать пространство, быть искренними благодаря людям с синдромом Дауна, изучают, как преодолевать препятствия благодаря людям с физическими ограничениями, — подчеркивает она.

Авдеева не сомневается, что воспитанники инклюзивной театральной школы могут быть задействованы в обычных театральных постановках.

— Встречаются спектакли, в которых есть персонаж с физическими особенностями. На него обычно берут актера, который начинает кривляться, и это получается не очень. А ведь личный опыт инклюзивного актера никогда не позволит ему фальшивить, так как это уже часть его, — делится собеседница и приводит пример: в спектакле по пьесе «Женитьба» Гоголя есть Подколесин — такой слегка заторможенный персонаж. И на него идеально бы подошел воспитанник московской школы с легкой формой ДЦП. Или наивный персонаж может очень органично сыграть человек с синдромом Дауна.


Читайте также: Что такое иппотерапия для детей-инвалидов и как она реализуется в Казани. Рассказывает директор благотворительной организации «Детям» Аделина Мингазова


Фото: пресс-служба театра «Угол», facebook.com/inclusiontheatreschool/

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Горожанин
Хорошее начинание. Молодцы! Радует, что у нас в городе появляются люди, которым не безралична судьба людей с особенностями здоровья.
0
0
Ответить

Гость
@Горожанин Как толькр про него Навальный снял видео сразу начал добрые дела делать, ему и так деньги не куда девать.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite