Противники обязательного преподавания татарского в школах: Язык преподается согласно нынешним законам

В казанской гостинице «Волга» противники и сторонники обязательного преподавания татарского языка в школах провели круглый стол. Изначальная цель - свести тему к беседе о «губернизации» Татарстана - не удалась
В казанской гостинице «Волга» противники и сторонники обязательного преподавания
татарского языка в школах провели круглый стол. Изначальная цель — свести тему к
беседе о «губернизации» Татарстана — не удалась

«Хватит нас макать в законодательство рожей», — эти слова главы «Общества русской культуры РТ» Михаила Щеглова стали кульминацией прошедшего вчера в Казани круглого стола, посвященного возможному сценарию превращения Татарстана в губернию, если в республике татарский язык будет изучаться только на добровольной основе. 

По его словам, во-первых, региональные законы должны соответствовать федеральным, а во-вторых, вообще все законы должны соответствовать реальности, чего сегодня нет. Поэтому Михаила Щеглова нынешнее законодательство в сфере образования нисколько не устраивает. 

Противники обязательного преподавания татарского в школах: Язык преподается согласно нынешним законам

Встреча в гостинице «Волга», призванная обсудить проблемы государственных языков в Татарстане, Михаилом Щегловым проводится не впервые. Однако вчера наметилась четкая картина, кто именно приходит на разговор. Участников круглого стола можно условно разделить на сторонников нынешней законодательной ситуации в стране и на её противников. К последним, к слову, относятся и те, кто выступает за отказ от обязательного преподавания татарского языка в школах. То есть противники татарского языка выступают против российских законов. 

Гвоздем встречи должно было стать выступление руководителя Центра этнокультурной стратегии образования федерального института развития образования Ольги Артеменко. Но она не приехала в Казань. Михаил Щеглов объяснил её отсутствие тем, что Министерство образования России дало ей задание разработать новую образовательную концепцию.

Тем не менее Артеменко свою позицию по проблеме преподавания государственных языков в Татарстане рассказала по телефону.

Противники обязательного преподавания татарского в школах: Язык преподается согласно нынешним законам

— Нужно менять ситуацию, а значит, нужно менять законодательство, чтобы всё шло на уровне норм и федерального и регионального законов. Я думаю, что над проблемой и в Госдуме задумались. Понятно, что это в первую очередь её функция, а затем уже министерства [образования]. Нужно дополнять законодательство, в законодательстве прорабатывать нормативно-правовые акты, — заявила Ольга Артеменко. На вопрос журналиста, какие именно законы должны быть изменены, она ответила, что это не её сфера компетенции. 

В целом эксперт рассказала, что проблема «этнолингвистического конфликта» в Татарстане раздута «кем-то целенаправленно». 

— Если говорить о населении Татарстана, то, безусловно, такого противоречия среди жителей нет, — заявила она. Но в то же время добавила, что противоречия в обществе зрели уже давно, а татарстанские социологи их проглядели. Тем самым слова Артеменко носят в себе противоречия.  

В то же время на прямой вопрос, кто же именно в Татарстане спекулирует темой о проблеме преподавания языков, она отказалась отвечать, переадресовав его республиканским социологам, которые должны быть в курсе.

С репликой Михаила Щеглова, что с отказом от обязательного изучения татарского языка республика превратится в губернию, Ольга Артеменко не согласилась. 

— Ситуация с языками никак не должна входить в контекст вопроса о территориальном переустройстве России, — заявила московский эксперт. Также она обратилась к собравшимся с заявлением, что пока продолжается процесс исполнения поручения президента России Владимира Путина, данного им весной этого года в Йошкар-Оле, проводить круглые столы, «накачивать людей» поверхностными рассуждениями, при том, что они не знают соответствующего законодательства об образовании и правовых коллизий, неправильно. Ольга Артеменко вместо «устраивания разборок» посоветовала участникам встречи фиксировать жалобы и нарушения, а затем посылать их в профильные органы власти.

Противники обязательного преподавания татарского в школах: Язык преподается согласно нынешним законам

Специалист по национальному образованию отметила, что сегодня будет бороться за отмену «обязательной части основной образовательной программы» в школах.

— Я буду добиваться, чтобы этот термин сняли. Что значит обязательная часть? Это та часть, за которую органы федеральной исполнительной власти отвечают. Но это не значит, что я обязана учить эти предметы. Я могу вообще ничего не учить. Я могу получать образование в Татарстане и экстерном сдавать экзамены. И всё равно получу аттестат. Я могу получить его с прочерком по какому-либо предмету. Но я получу аттестат, — рассуждала Ольга Артеменко. В то же время она обвинила специалистов Министерства образования и науки Татарстана, что те в регионе не разъясняли такую возможность среди населения. По её словам, данное положение сделает необязательным предметом даже русский язык. 

После таких заявлений ход круглого стола заглох на обсуждении именно языковых проблем. Тема, предложенная Михаилом Щегловым, о ликвидации Республики Татарстан не выдерживалась участниками, пока не взяла слово Ольга Зиятдинова-Гавриленко

Она — многодетная мать, которая прославилась в СМИ тем, что подала в суд на возмещение морального ущерба сыну за недостаточное количество преподавания русского языка в казанской школе. На сегодняшний день её иск отозван.

С её слов, нынешнее положение в основном законе страны не соответствует действительности, так как Татарстан — это не государство. 

Старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Марджани Марат Лотфуллин парировал Щеглову, Зиятдиновой-Гавриленко и Артеменко. Он отметил, что если они недовольны нынешним положением законодательства, то пусть обращаются к депутатам законодательных органов России. 

— Мы сами из себя ничего не представляем [и законы не пишем]. Мы сегодня тут собрались лишь как клуб по интересам, — заявил Марат Лотфуллин. Он признался, что в законодательстве есть правовые коллизии. Но в целом говорить об их противоречивости нельзя.

— Законы — это компромиссное решение среди разных групп общества. Их интересы представляют депутаты, которые пишут законы. Все принимаемые законы проверяются в Минюсте РФ и прокуратурой. Поэтому преподавание татарского языка в школах — это компромиссное решение в нашем Госсовете, — подчеркнул Лотфуллин. 

Он также добавил, что вынесенные прокуратурой предписания в отношении директоров школ и завучей незаконны, так как сначала они должны быть подтверждены судами.

— Сегодня у одних родителей к школе одни пожелания, а у других — диаметрально противоположные. Но наши школы государственные. Если родителей не устраивает, то наше законодательство разрешает обучаться на дому и сдать экзамены экстерном, — заключил Марат Лотфуллин. 


Читайте также: Вопрос об изучении татарского языка Госсовет Татарстана рассмотрит 8 ноября


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *