Фарид Мухаметшин: Стандарты по изучению татарского были созданы с превышениями полномочий
Почему в год теряется около 400 языков малых народов, какие ошибки в преподавании татарского языка будут исправлять республиканские власти и как уберегут учителей, рассказал председатель Госсовета республики на «парламентском уроке» в Набережных Челнах
Одна из причин - в глобализации
Согласно Конституции Российской Федерации, русский язык объявлен государственным по всей стране, республики имеют право объявлять государственным свой язык, напомнил председатель Госсовета РТ слушателям лекции, посвященной 25-летию Конституции Татарстана.
- Мы в своей Конституции записали, что у нас государственные языки русский и татарский и они равноправны. Так мы успокоили как русских, так и татар, живущих в республике, 25 лет назад, - напомнил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. - Мы объявили, что отныне не будет заброшен татарский, как в советские времена, когда лишь несколько школ остались с его преподаванием. Очень болезненно это тогда воспринималось татарским населением. Ведь это наш родной язык, на нем говорили отцы и матери.

Глава парламента рассказал, как однажды на одном из заседаний рассматривался вопрос языков малых народов и один их экспертов сообщил, что ежегодно в процессе глобализации в мире утрачивается около 400 таких языков.
Он напомнил о словах президента страны Владимира Путина о том, что многоязычие - это уникальность страны, традиции, по которым живет не одно поколение россиян.
Признали ошибки
Впрочем, образовательные стандарты (ФГОС), принятые в республике по изучению татарского в 2012 году, были созданы с превышениями полномочий, признал председатель Госсовета Татарстана.
- Татарский для носителей и неносителей языка преподавался в одном объеме, - пояснил Мухаметшин. - Конечно, это вызывало непонимание, отбивало интерес к изучению у русскоязычных детей и их родителей. Хотя многие говорили, что были бы рады учить язык республики, в которой живут. Но грамматика, фонетика и другие сложности, а также ЕГЭ стали препятствиями. Это завертелось, дело стали политизировать. Невиноватых директоров школ вызывали для объяснений в прокуратуру. При чем здесь директор школы, если он выполнял предписания и нормативные документы Министерства образования и науки республики?

Он подчеркнул, что власти понимают - родные языки должны преподаваться, но объемы и методики необходимо пересмотреть коренным образом. Уроки татарского должны стать интереснее.
Объем преподавания татарского сократится
Сегодня республика находится в переговорном процессе по языковому вопросу, рассказал Фарид Мухаметшин и сообщил, что хотел бы успокоить жителей.
- В ближайшее время мы этот вопрос отрегулируем. Преобладает здравый смысл, что татарский как государственный язык мы отменять не будем, - уверил председатель Госсовета. - Это право нашего народа, ущемлять его не будем. Но объем преподавания немного сократим.
Это важно, чтобы уберечь и учителей, сказал Мухаметшин, а также надо понимать, что в республике много смешанных браков и что атмосфера в семье не должна страдать.
«Я выучил татарский за 2,5 года и стал конкурентоспособным»
В завершение руководитель Госсовета добавил, что знание языка лично ему помогло сделать карьеру в Татарстане.
- Я никогда татарский не знал, ни одного дня не учился, - рассказал Фарид Мухаметшин. - Я не скрываю, что Марат Мулюков, Фаузия Байрамова на заседаниях Верховного совета меня просто из себя выводили: «У нас два государственных языка. Поставьте на голосование - сегодняшнее заседание проводить на чистом татарском языке». Я разве могу с Фаузией Байрамовой полемизировать? У меня лексикона не хватает.

Председатель республиканского парламента признался, что учил язык 2,5 года.
- У меня тоже есть самолюбие, я по рождению татарин. «Неужели ты хочешь, чтобы знание татарского языка на тебе в твоем роду закончилось? Стыдно будет», - говорили мне. Сейчас могу спокойно разговаривать с носителями татарского. От этого хуже мне стало? Нет.
- Каждый раз мне поручают вести Конгресс татар. Я говорю: «С какой радости? Вон же есть у нас - ваш, челнинец, татарин - вице-премьер Василь Шайхразиев!». Мне отвечают: «Нет, Фарид Хайруллович, там пойдут споры, приедут татары со всего мира, вы уж по-татарски сможете провести». Я думаю, я все-таки стал конкурентно востребован, потому что знаю татарский язык.
Читайте также: Татарский язык в школах: обязательно к изучению два часа в неделю