«На каком языке говорить будем — государственном или родном»

После эпохального заявления на сессии Госсовета министра образования и науки республики Энгеля Фаттахова о том
После эпохального заявления на сессии Госсовета министра образования и науки
республики Энгеля Фаттахова о том, что найден компромисс с федеральным центром,
который устроит как сторонников, так и противников обязательного изучения
татарского языка в школах, у обеих сторон возникло еще больше вопросов, на
которые пока нет ответов. Мы попытались сформулировать хотя бы основные

Выступая 8 ноября на 33-м заседании Госсовета, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов заявил, что федеральный центр практически одобрил «переходные» стандарты преподавания в школах республики русского и татарского языков. 

1. Для начального и основного образования (1-9-й классы) — выбор родного языка в рамках предмета «родной язык», который будет преподаваться 2-3 часа в неделю. Причем кроме русского и татарского в качестве родного можно будет изучать чувашский, удмуртский, марийский, мордовский и другие языки.

2. В то же время в школьном расписании (1-9-й классы) появится еще один обязательный предмет — «татарский язык как государственный», который будет преподаваться в объеме двух часов в неделю.

3. В 10-11-х классах «татарский язык как государственный» будет изучаться только на добровольной основе — по заявлению родителей.

«На каком языке говорить будем - государственном или родном»

Вопрос №1. На каком языке говорил Александр Пушкин? На русском как родном или на русском государственном? А Габдулла Тукай? На татарском как родном или на татарском государственном?

Есть ответы.

Член совета по русскому языку при правительстве РФ, директор Высшей школы русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ Резеда Мухаметшина

— 3 ноября в Нижнем Новгороде проходила XI Ассамблея русского мира. Приезжали ученые русоведы со всего мира. Я выступала на круглом столе. И Мария Николаевна Русецкая (ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. — Ред.) была в шоке от нашего деления русского языка на «русский государственный» и «русский как родной»! Согласно ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам. — Ред.), мы изучаем просто русский язык. Это значит, и русский как государственный. Это значит, и русский как литературный. Это значит, и русский как официальный. Русский государственный — это язык судопроизводства, нормативного производства. А русский литературный шире. Это язык Пушкина, Толстого, Достоевского. Но мы берем почему-то только русский как государственный и русский как родной. Лингвисты сказали, в том числе из Российской академии наук, что такое деление неправильно. Иначе мы вообще к тупиковой ситуации придем. К тому же сегодня нет ни учебных планов, ни учебников по русскому как государственному и русскому как родному. Впрочем, по татарскому как государственному тоже нет. В чем миссия преподавания русского как государственного? Я так понимаю, это формирование российского гражданина, российской идентичности. Тогда каковы цели изучения русского языка как родного? Формирование русской идентичности? Что мы там будем преподавать? Православие? Старославянский? Церковнославянский? Родители этого не хотят. Они хотят, чтобы дети хорошо знали русский язык — нормы русского литературного языка. 

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов:

— В Федеральных государственных образовательных стандартах и примерных программах не до конца определены механизмы изучения «татарского как государственного языка Республики Татарстан». Официальная позиция Минобрнауки РФ заключалась в том, что изучение государственных языков Российской Федерации может быть организовано в рамках предметов «родной язык» и «родная литература». В принципе, учитывая тот факт, что государственный язык республики — это и есть родной язык, получивший особый правовой статус на определенной территории, то данный подход, согласованный с федеральным министерством, никогда не вызывал вопросов. 

Вопрос №2. Смогут ли все желающие изучать татарский язык школьники, особенно те, для которых он не родной, освоить язык Тукая за два часа в неделю? 

Есть ответ.

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов: 

— Министерство осуществляет работу по модернизации преподавания технологии татарского языка, подготовлена и утверждена концепция развития национального образования Республики Татарстан, одобрена концепция преподавания татарского языка и литературы. Да, необходимо признать, что методика преподавания татарского языка далека от совершенства. 

Основная проблема — недостаточная методическая подготовка учителей для работы с иноязычной аудиторией. Мы не вполне осознаем, что заходим в класс к детям, для которых татарский язык почти иностранный, хотя и государственный. По исправлению данной ситуации мы начали работу в двух направлениях: повышение профессионального мастерства педагогов и подготовка учебных программ нового поколения. Данная работа ведется совместно с учеными Академии наук Республики Татарстан, КФУ и Института развития образования. Мы готовим тьюторов, которые могли бы стать проводниками эффективных технологий для своих коллег.

Начата работа по созданию учебников нового поколения для русскоязычных детей. Будут пересмотрены мероприятия по татарскому языку в рамках республиканской системы оценки качества образования. Но процесс перестройки системы обучения языка не может быть быстрым. Мы все это понимаем.

«На каком языке говорить будем - государственном или родном»

Вопрос №3. Сколько языков (не считая иностранных) будет знать выпускник татарстанской школы, если план Минобрнауки РТ узаконят? Два или четыре? 

Нет ответа. Есть анекдот.

Приходит человек устраиваться на работу, а его в отделе кадров спрашивают: «Сколькими языками владеете»? Тот отвечает: «Двумя — русским устным и русским письменным». 

Вопрос №4. Как будут готовиться к ЕГЭ по русскому школьники, которые в качестве родного выбрали татарский, а значит, получат как минимум на два часа в неделю меньше часов русского, чем дети, которые выбрали в качестве родного русский? Не придется ли родителям нанимать репетиторов? 

У Минобрнауки Татарстана и министра Энгеля Фаттахова нет ответа. 


Читайте также: Фарид Мухаметшин: Стандарты по изучению татарского были созданы с превышениями полномочий 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: