«Единственный берег»: три истории острова Свияжск
Автор фото: Василий Иванов
Культура 09:23 / 14 ноября
3
«Единственный берег»: три истории острова Свияжск

Казанский спектакль вошел в лонг-лист номинантов национальной театральной премии «Золотая маска». В творческой лаборатории «Угол» на этой неделе решили провести два его показа. Несмотря на разгар рабочего дня, на первом театральный зал был заполнен

Впервые эскиз спектакля «Единственный берег» был показан зрителю в рамках лаборатории «Свияжск АРТель». Тогда темой лаборатории стал сам остров. Именно там Юрий Клавдиев написал три небольших текста, объединенных в одну историю и связанных одной темой Свияжска.

Первый текст - это история любви орла и лошади. Второй - монолог юродивого великана, жившего в Свияжском монастыре в начале XX века, а сшивает их монолог реки Свияги, раздражающейся по поводу всего - от окурков, которые бросают в нее, до Луны, заставляющей делать ее приливы и отливы. Все это происходит под присмотром Звездного неба. И каждый из них проходит свой путь приятия жизни, путь глубоко эмоциональный и далеко не всегда радостный.


Наша справка
 
Юрий Клавдиев - культовый российский драматург и сценарист. Написал сценарий к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» (2008), сериалу «Школа» (2010), сериалу «Чемпионки» (2012).

Воплотил идею спектакля в жизнь главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори. Он уже трижды становился лауреатом премии «Золотая маска».


«Пять человек смогли рассказать три такие глубокие истории»

После артели «Единственный берег» не перестал существовать, а продолжил свою жизнь на сцене творческой лаборатории «Угол». Здесь в небольшой комнате, в середине которой стоит одинокий стол, освещенный синим светом софита, и рассказаны все три истории. Слева - деревянное кресло-качалка, справа - скамья. На скамье - буханка хлеба, три луковицы, три рюмки.

Пятеро актеров творят свой мир, превращая незамысловатые предметы в узнаваемый пейзаж. Высыпали зерно из мешка, разровняли - получился остров. Граненые стаканы превратились в церкви, луковицы на них - в купола. Буханка хлеба - дом, раскрытая книга - крыша этого дома. А зажженная сигарета становится трубой, из которой идет дым, символизируя жизнь в этом доме. Все становится таким осязаемым.

- На нашем острове множество разных церквей и храмов. Они молча стоят вокруг нас, окутывая время от времени колокольным звоном. Мы привыкли различать их по голосам. А ночью церкви и храмы молчат, впечатленные звездным небом, и мы осторожно ходим мимо них за водкой - водка нужна нам, чтобы внутренний диалог не мешал смотреть на звезды, - читает актер. 

«Единственный берег» оставляет сильное впечатление. Минималистичность декораций и костюмов заменяется игрой актеров и глубоким философским посылом.

- Очень сильные тексты, которые хорошо исполнены актерами. Без чего-то лишнего пять человек смогли рассказать три такие глубокие истории, полностью погрузить меня на остров. Когда слушаешь, сразу представляешь Свиягу, храмы, всю природу. Думаю, что эти истории гораздо глубже и совсем не о том. Нужно читать между строк, тогда все станет гораздо понятнее, - делится впечатлениями зрительница спектакля Ольга Гревцева

Второй показ спектакля пройдет в творческой лаборатории «Угол» 19 ноября в 19.00. 

Татарстанские номинанты на «Золотую маску»

Премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства. Лауреаты премии определяются на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов. 

Лонг-лист составляется экспертными советами - по драматическому и кукольному театру и по музыкальному театру.  В этом году, формируя список номинантов, эксперты драматического театра и театра кукол посмотрели в театрах и на видеозаписи 555 спектаклей, эксперты музыкального театра - 277 спектаклей.

В итоге в лонг-лист премии входят наиболее заметные спектакли сезона 2016-2017 годов.

Среди татарстанских работ на «Золотую маску» претендуют два спектакля Татарского государственного академического театра имени Камала: «Мой белый калфак» и «Без ветрил»; спектакль «Ревизор» челнинского театра «Мастеровые»; два спектакля театральной лаборатории «Угол»: «Индивиды и атомарные предложения» и «Единственный берег». Также впервые в конкурсной программе фестиваля будет участвовать татарский драматический театр из Альметьевска.

24-й фестиваль «Золотая маска» пройдет в Москве в феврале-марте-апреле 2018 года. Церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» состоится 15 апреля на Новой сцене Большого театра.


Смотрите также: Фоторепортаж со спектакля «Единственный берег»


КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
«Если исчезнет язык, то станут ненужными произведения татарских писателей»
Культура 16:27 / 13 ноября
2
«Если исчезнет язык, то станут ненужными произведения татарских писателей»

Почему написать книгу о знаменитой татарской певице Хание Фархи согласилась, но после долгих раздумий, и к каким последствиям могут привести споры вокруг татарского языка, рассказала в интервью KazanFirst драматург и писатель из Челнов Айгуль Ахметгалиева

- Сперва хотелось бы понять, что из себя представляет татарская литература сегодня? Появляются ли новые авторы?

- Для человека, который действительно хочет читать, есть выбор: это и женские романы, и исторические произведения, и стихи. Что радует больше всего - среди молодежи тоже есть настоящие таланты.

- Могут ли повлиять на литературу те споры, которые сейчас идут в республике об отмене обязательного изучения татарского языка в школах?

- То, что сейчас происходит вокруг татарского языка, - это не только вопрос языка, это проблема всего татарского народа. Под угрозой находится будущее национальной литературы, ведь если исчезнет язык, то одновременно станут ненужными газеты, журналы, произведения татарских писателей, певцы. Невыносимо больно осознавать, что в одно мгновение чьим-то росчерком пера может быть уничтожено все богатое многовековое наследие наших предков, которое по крупицам собиралось с древних времен: это и язык, и шедевры устного народного творчества, и произведения литературы, и многое другое. Одним словом, национальная самобытность татарского народа. Будущие поколения нам этого не простят.

- Расскажите, пожалуйста, немного о книге про Ханию Фархи. Почему вы решили взяться за этот труд? Как проходят подготовка и сбор материала?

- Я уважала Ханию Фархи как певицу. Когда мне предложили написать о ней книгу, после долгих раздумий я согласилась. Почему долгих? Во-первых, настораживает понимание всей лежащей на мне ответственности и предстоящих трудностей. Ее знали многие, многие любят, многие общались с ней. И для того, чтобы встретиться и пообщаться с ними, требуется много времени. Во-вторых, книга должна быть завершена в короткие сроки - это пугает больше всего. Многие поклонники ее творчества данное издание ждут с нетерпением и надеждами. Смогу ли я оправдать их ожидания? Пока я занимаюсь сбором материала, на моем пути встречаются только положительные люди. Муж певицы Габдулхай абый грамотно и оперативно организовывает все необходимые встречи.

- Что вас вдохновляет? Откуда приходят идеи для создания новых произведений?

- Мне часто по работе приходится ездить в Казань, в различные командировки. В дороге мне нередко встречаются очень интересные попутчики, которые на поверку оказываются не менее интересными собеседниками. Их жизненные истории частенько становятся материалом для моих будущих произведений.

У человека рот один, а уха - два. Значит, нужно больше слушать и слышать - уметь слушать и понимать и душу человека, и песни птиц, и то, как секретничают травы, и звон цветов, и мелодию дождя, и душераздирающую симфонию зимней вьюги! А умею ли слушать я - это уже на суд читателя.


Читайте также: «Хания Фархи незадолго до смерти перенесла инсульт, но никому не показывала боль»


- Как вы поняли, что хотите быть писателем, драматургом?

- Писатель, драматург - это слишком громкие слова. Эти титулы по прошествии лет ставит читатель. Я хочу в первую очередь сказать спасибо своим родителям за то, что пробудили во мне любовь к литературе. Они оба - педагоги, поэтому в нашем доме всегда было очень много книг. Также я благодарна своей учительнице начальных классов Асме апе, которая отправляла мои первые стихи в газету «Яшь ленинчы», журнал «Ялкын», тем самым открыв мне дорогу в литературный мир. В студенческие годы, взяв за руку, в прямом смысле этого слова, поэт Рамис Айметов привел меня на работу в газету «Магрифат», редактором которой в то время был Рифат Фаттахов. Я им очень благодарна: то, что еще в студенческие годы начала работать в редакции, дало мне возможность не только «глаза в глаза» встретиться с «живыми» писателями, ближе познакомиться с ними, но и, возможно, пробудило во мне новый интерес к прошлому, славным личностям моего народа.

- Когда вы прочли первую книгу и что это было за произведение?

- По словам мамы, я научилась свободно читать в пять лет. Мне нравились татарские народные сказки, ко второму классу я уже успела прочитать толстые тома. Будучи ребенком, читая эти сказки, я верила в то, что добро всегда должно побеждать зло, что человек, совершивший плохой поступок, рано или поздно обязательно раскается в этом. Несмотря на то, что жизнь частенько показывает обратное, эта вера живет во мне по сей день.

Сколько себя помню, всегда росла с книгой. Самое большое богатство в доме - книжные шкафы, заполняющие всю стену. И поэтому в том, что, окончив на отлично среднюю школу моей родной деревни Качкиново Актанышского района, я поступила в Казанский государственный университет на факультет татарского языка, литературы и восточных языков, нет ничего удивительного.

И во время работы преподавателем в Набережночелнинском педагогическом институте, и многолетней работы руководителем отдела литературы литературно-художественного журнала «Майдан», и сегодня, работая редактором отдела прозы в журнале «Казан утлары», я чувствую себя словно соединенной с книгой. Скажу по секрету: хоть и знаю, что это очень плохая привычка, но не могу оторваться от книги даже во время чаепития. И если передо мной не лежит книга или журнал с раскрытыми страницами, я встаю из-за стола словно голодная.


Читайте также: «На каком языке говорить будем - государственном или родном»


- Есть ли книги, которые произвели на вас настолько сильное впечатление, что изменили как человека?

- Когда я училась в школе, познакомилась с рассказом Амирхана Еники «Матурлык» («Красота»). В нем меня поразила сила материнской любви, любви сына к матери, вся нежность и красота этих отношений, затмевающая внешние недостатки матери, лицо которой обезображено перенесенной когда-то оспой.

В более сознательном возрасте в мои руки попалось произведение Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море». На меня оказало большое впечатление и содержание, и умение донести до читателя душевную силу человека.

- По вашему мнению, достаточно ли сейчас люди читают? И можно ли привить молодому поколению любовь к книге?

- Сейчас в основном читает только поколение, «помешанное» на книгах. Считаю, что причины все большего отдаления молодежи от книги - это всевозможные гаджеты, введение ЕГЭ, поклонение материальному богатству, деньгам. Во-первых, родители, если хотят посеять в душе детей семена добра, нежности, милосердия, с детства должны знакомить их с колыбельными песнями, сказками, стихами на своем родном языке. Во-вторых, уже в школе ответственность за развитие, воспитание любви к литературе лежит на учителе родного языка - как умело он будет использовать уроки внеклассного чтения, грамотно подбирать для детей лучшие образцы художественной литературы.

- Вы пишете произведения и для детей, и для взрослых. Что дается сложнее и почему?

- Без сомнения, сложнее писать для детей, потому что они не прощают даже незначительной фальши, неестественности.

Произведение для детей должно быть либо сплошной фантастикой, либо необходимо самому «стать ребенком» и смотреть на мир его глазами, судить с его точки зрения. 


Читайте также: Фарид Мухаметшин: Стандарты по изучению татарского были созданы с превышениями полномочий


КОММЕНТАРИИ (1)
Лейла
Красавица!!!все так правильно напис@ла!!!
-5
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх