«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

Проект молодого архитектора из столицы Татарстана Юлии Балабановой по воссозданию фонтана в Лядском саду получил золотой диплом национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший реализованный объект культурного и исторического наследия». Мы встретились с победительницей и расспросили ее о работе над проектом и том
Проект молодого архитектора из столицы Татарстана Юлии Балабановой по
воссозданию фонтана в Лядском саду получил золотой диплом национальной премии по
ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший реализованный объект культурного и
исторического наследия». Мы встретились с победительницей и расспросили ее о
работе над проектом и том, какой видится Казань архитекторам России

Юлия Балабанова — старший преподаватель реконструкции и реставрации кафедры архитектурного наследия КГАСУ. Жюри отметило высокий профессионализм девушки при исследовании исторического объекта, создании проекта и его реализации.

Чтобы воссоздать исторический объект, нужно «жить» в архивах и музеях 

На всех объектах культурного наследия перед проектированием происходит комплексное научное исследование. Архитекторы подолгу сидят в архивах и читаюто том, что где как было — это очень кропотливая работа. Потом в фондохранилищах музея идет поиск фотографий, уже по книгам того периода ищут информацию об объекте. На основе собранных данных составляется историческая справка, только после этого делается заключение — как объект выглядел раньше. 

«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

В случае с фонтаном в Лядском саду исторические снимки помогли определить габариты воссоздаваемого объекта, его вид, увидеть первоначальный облик чаши и скульптур. Дальше, как рассказывает Юлия, отдельно вычерчивались детали, если они были не очень понятны, то прибегали к помощи чертежей того времени. И только после того, как удалось воспроизвести на бумаге примерный макет фонтана, наброски отправились к специалистам. 

Так как объект имеет статус культурного наследия, то на протяжении всей реализации проекта автору помогали представители Министерства культуры. 

— Я выставила проект на конкурс, но не ожидала такой высокой оценки, потому что школы ландшафтных архитекторов у нас нет, а в Москве и Питере она с советских времен. В номинации были представлены проекты по целым паркам, а выиграла площадь с фонтаном. Действительно, очень высоко оценили методику работы, самого исследования, подачу и реализацию. Поблагодарили за то, что представила такой проект, чтобы люди видели, что объекты культурного наследия нужно воссоздавать, особенно в малых формах, в парках и садах, — рассказывает Юлия Балабанова.

Лядскому саду уже 148 лет, фонтану чуть меньше — 123 года. За долгие десятилетия на этом месте располагались три разных фонтана, но вот чаша оставалась прежней, поэтому было решено начать ее восстановление. 

«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

Фонтан воссоздан в первоначальных габаритах и пропорциях и установлен там же, где располагался сто лет назад. Весит новая композиция из бронзы почти две тонны, а ее высота — 4,75 метра. 

— Иконографическая база — то есть фотографии дореволюционного периода — была отражена более полно, там скульптура отснята со всех ракурсов, что облегчило работу. Не нужно было что-то изобретать и придумывать новое, можно было со всех ракурсов повернуть и посмотреть, как она выглядит, — говорит архитектор.

После полного согласования проекта со всеми инстанциями началась работа со скульпторами. Сначала делался маленький макет, потом в пластилине, затем создавались шаблоны и отливались в гипсе. А уже после этого — в бронзе. Все скульптуры отливались по разным деталям, а инженер потом соединял это воедино. Всего было воссоздано 50 фрагментов вплоть до отдельных листочков и цветов, через которые проходит система подачи воды для фонтана. 

Москвичи в шоке от того, какая «движуха» идет в Татарстане 

Из исторических фонтанов конца XIX — начала XX столетия в Казани сохранился тот, что расположен в Ленинском садике. Теперь есть еще вот этот — восстановленный. А раньше в дореволюционный период в каждом скверике было по одному-два фонтана.  

«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

— То, что сейчас происходит, — это очень хорошо, потому что на этом конкурсе было представлено работ процентов 70 из Татарстана. Все москвичи и все члены жюри были в шоке, потому что такая «движуха» идет в республике, какой нет ни в одном регионе, и все ей только позавидовали. Побольше бы в историческом центре таких малых форм, которые говорят об истории, культуре именно Казани, — добавляет Юлия.

По словам архитектора, в Казани до сих пор есть слабые места, среди которых огромное количество цветастой ненужной рекламы и нехватка зелени.

 — Но малыми формами постепенно насыщают. Если хотя бы раз в год такие объекты будут появляться и насыщать центр, то через 10 лет будет круто. К примеру, если вспомнить Казань начала нулевых, то тут было достаточно уныло и благоустройством не так хорошо занимались. Сейчас город причесали, начиная с празднования Тысячелетия, все эти подготовки к разным мероприятиям привели столицу в порядок, — считает архитектор-реставратор.

И все же главной проблемой, со слов собеседницы, остается комплексный подход к застройке.

— Я встречалась с московскими коллегами. Они недавно приезжали, посмотрели на Казань и сказали, что у них такое было в 90-х. У нас нет единого подхода, каждый хочет в архитектуре «выпендриться» в свою сторону. То есть среди исторических зданий стоит какая-то стеклянная суперновостройка, которая разрушает весь исторический ансамбль, опять же жилой комплекс «Утюг» непонятно как вырос, — рассуждает Юлия.

«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

Возвращаясь к своему проекту как к примеру, Балабанова отмечает, что фонтан стал частичкой дореволюционной культуры. Но в Казани много советских парков. Конечно, их минус в том, что практически все они были типовыми, но, по мнению архитектора, восстанавливать стоит именно в тех исторических рамках, когда парк появился. То есть если около ДК образовался парк в советский период, то его нужно восстанавливать в планировочных решениях, которые свойственны именно тому духу времени. Следовательно, и вокруг создавать похожий ансамбль, а не городить что душе угодно.

На очереди благоустройство территории «Химграда»

Что станет следующей работой архитектора-реставратора, девушка пока не знает.

— Часто идеи появляются из работы студентов. Иногда ведем парные объекты — студент что-то предлагает, я начинаю развивать в свою сторону, тут и получается классный объект. Сейчас с магистром будем разрабатывать территорию технопарка «Химград». Тут, конечно, не малые формы, тут будет комплексный подход с точки зрения оздоровления, именно экологической стороны. Опять же, там часть производства выведена, часть осталась. Но это, вроде, открыто городу, а территория в очень запущенном состоянии. После того как там был завод, как это можно все привести в порядок, — делится планами Юлия Балабанова.

«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

В последнее время все чаще идеи студентов уходят в жизнь, в университетах проходят воркшопы, где набираются группы ребят, им дается задание и в течение недели под руководством кураторов группа выходит на территорию для работы. Студенты замечают плюсы и минусы и дают свои предложения по их решению, по завершении воркшопа приглашаются чиновники и делается доклад перед ними. Одной из таких студенческих инициатив стала как раз улица Баумана и ее омолаживание.


Наша справка

История Лядского парка началась в XVIII веке. В центре Казани находилась одноэтажная усадьба генерал-майора Алексея Лецкого. В саду были посажены деревья, установлены три мощных 600-свечовых дуговых фонаря для освещения в ночное время, а также фонтанчик в виде бронзовой скульптуры девушки с кувшином в руках — она была установлена в ознаменование открытия первого в Казани водопровода. 

В советские времена усадьба Лецкого была снесена, а на её месте в 1950 году установили памятник Горькому, который в 1999-м перенесли в начало одноименной улицы. В 70-е годы прошлого века была снесена скульптура девушки, а на её месте открыли новый фонтан шарообразной формы, прозванный в народе «яблоком».

В 2003 году парк был реконструирован: здесь были расчищены посадки, выполнена перепланировка дорожек, а у входа установлен памятник Державину.

«У Казани нет единого подхода в архитектуре, каждый хочет «выпендриться» в свою сторону»

В 2015-м сквер был заново отреставрирован, благоустроен, в нем восстановлен фонтан. В сквере на деревьях нашли себе дом две белки. Возле детской площадки появилась скульптура доброй бабушки Аняни.


Читайте также: Казань должна стать выше своей истории, чтобы создать будущее 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: