Историки КФУ опасаются обвинений в национализме и критикуют мультикультурализм в России

В Казанском федеральном университете прошла конференция
В Казанском федеральном университете прошла конференция, посвященная татарскому
дореволюционному историку Газизу Губайдуллину

Ученые-историки, помимо обсуждения взглядов дореволюционного деятеля на историю татар, посетовали, что в последнее время проводить публичные мероприятия по таким личностям непросто. Есть опасения, что нынешних историков обвинят в национализме из-за симпатии к подобным «буржуазным националистическим деятелям» начала XX века. В то же время среди историков есть методологически близорукое критическое отношение к политике мультикультурализма в России, в частности в Татарстане.

Конференция по историку Газизу Губайдуллину (1887-1937) длилась в Казанском университете два дня. Наиболее живая дискуссия выдалась во второй день на круглом столе «Новая и новейшая история тюрко-мусульманских народов». Здесь, помимо личности татарского историка, обсудили также отношение российской имперской власти к татарам и политику русификации. Как оказалось, доклады некоторых историков спорны, местами их выводы даже резонируют с недавно завершившимся конфликтом вокруг преподавания татарского языка в Татарстане.

Например, доцент КФУ и кандидат исторических наук Завдат Миннуллин выступил с докладом, как действовали в Российской империи добровольные и благотворительные общественные организации татар.

Историки КФУ опасаются обвинений в национализме и критикуют мультикультурализм в России
Завдат Миннуллин (слева)

По его словам, царская власть относилась с большой настороженностью к любым попыткам татар в Российской империи объединиться для разрешения какой-либо культурно-образовательной или социальной проблемы общины. 

— Русские чиновники отмечали, что впереди других народностей империи идут татары. Поэтому общественно-культурный подъем среди мусульман России может быть охарактеризован и как подъем именно татарской культуры, — рассказывал Завдат Миннуллин.

В то же время имперская администрация видела в организациях татар угрозу. Завдат Миннуллин приписывает ей отсутствие заинтересованности в упрочении межнациональных связей, роста культурного уровня и политического самосознания тюрко-мусульманских народов.

Политика царских властей, начиная со второй половины XIX века и вплоть до революций 1917-го, с каждым годом только ужесточалась. Доходило до смешного, говорит Миннуллин, что татары на Вятке не могли сплотиться в свое общество, так как местные власти не принимали их устав, полностью списанный с тюрко-татарского общества татар Санкт-Петербурга.

Тем не менее странными и даже несколько внезапными выглядят выводы Завдата Миннуллина по его докладу.

— Конструктивных взаимоотношений между имперскими властями и татарскими общественными организациями не случилось. Это было обусловлено рядом объективных причин, в том числе и тем, что мультикультурное общество не является гармоничным по определению, — заявил ученый.

Журналист KazanFirst переспросил ученого, действительно ли он считает политику мультикультурализма неэффективной. Миннуллин ответил утвердительно. 

Вообще, отношение гуманитарных ученых из Казани к такой концепции, как мультикультурализм, важно для республик. Так как у этого понятия в России есть своя интерпретация. Это и неудивительно, так как наша страна многонациональна, её населяют народы, проживающие на своей земле тысячелетиями и столетиями. В то же время в Татарстане в последние десятилетия реализуется своеобразная политика мультикультурализма — паритетное отношение к татарам и русским республики.

Необдуманное оперирование понятием «мультикультурное общество неорганично» такими учеными, как Завдат Миннулин, только на руку унитаристским силам в России, требующим ликвидировать статус «республика» у Татарстана.

Неожиданное признание после доклада о Газизе Губайдуллине сделал модератор круглого стола Раиль Фахрутдинов, замдиректора ИМОИиВ КФУ. 

— Меня беспокоит другое. Вот честно, коллеги, вам скажу. Один мой коллега у меня спросил, что за конференцию мы собираемся проводить в КФУ. Я сказал, что про Газиза Губайдуллина. А он мне отвечает: «Он же был националистом». Я ему в ответ, мол, дружище, ты же в XXI веке живешь. А он мне: «Я считаю, что в 30-е годы всех расстреливали заслуженно. Случайных никто не расстреливал», — сказал Раиль Фахрутдинов.

Он также отметил, что больше 10 лет назад обвинение историков в национализме в Татарстане считалось стыдным. Однако сейчас это уже становится трендом, резюмировал Раиль Фахрутдинов.

Историки КФУ опасаются обвинений в национализме и критикуют мультикультурализм в России
Раиль Фахрутдинов (справа)

Наша справка 

Газиз Губайдуллин — татарский писатель, историк, литературовед, педагог, тюрколог. Родился 15 (27) июня 1887 года в Казани. В 1895–1904 годах учился в медресе «Халидия». В 1910 году окончил 3-ю Казанскую гимназию, а в 1916 году — историческое отделение историко-филологического факультета Казанского университета. В 1917–1918 годах был членом исполкома Всероссийского мусульманского совета. В этот период написал и издал первый сборник рассказов и учебники по истории древнего мира, в 1925–1933 годах преподавал в вузах Казани; публиковал научные статьи, учебные пособия по истории татарского народа, татарской литературы. С 1926 года был деканом историко-общественного отделения Высшего педагогического института города Баку. С 1927 года — декан восточного факультета Азербайджанского государственного университета. Работал в азербайджанском филиале АН СССР над составлением коллективного труда по истории Азербайджана. 18 марта 1937 года был арестован органами НКВД по делу «Урал-Идельской организации». 12 октября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР был приговорен к расстрелу. 16 марта 1957 года был реабилитирован. 


Читайте также: Историк средневековья Булат Рахимзянов о том, насколько неоднозначным было покорение русскими Казани в 1552 году


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *