известно, что подобный шаттл планируют использовать в будущем году на чемпионате
мира по футболу. Однако запуск серийного производства тормозит отсутствие
законов. Не определены параметры движения подобных машин
«КАМАЗ» собрал журналистов на итоговую пресс-конференцию. Отвечать на вопросы прессы пригласили исполнительного директора завода Юрия Герасимова. Руководитель департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев объяснил это просто: на «КАМАЗе» сейчас работает 36 000 человек, из них непосредственно подчиняются Герасимову 30 000 человек. Всё, что происходит на предприятии, так или иначе связано с ним.
Новый тренд — грузовики премиум-класса
Годовой план, который в связи с хорошими продажами в этом году и так уже пересматривался, похоже, будет перевыполнен. Герасимов рассказал, что продано по итогам года будет около 39 000 грузовиков, из них на экспорт — около 6 000 машин. В 2018 году планы еще более амбициозные. Планируется выпустить 43 000 грузовиков, на экспорт при этом уйдет примерно столько же. Всего рынок коммерческих автомобилей в России на будущий год оценивается в 65 000 грузовиков.
Похоже, что автозавод возвращается к докризисным показателям. К примеру, в 2012 году было продано 45 471 грузовик — рекордная цифра за десятилетие.
В прошлом году было выпущено 3 400 автомобилей нового модельного ряда, в этом году — 6 000 автомобилей, в 2018 году запланировали в бизнес-плане 10 435 автомобилей.
— Четверть выпуска основной продукции сейчас составляет новая линейка «КАМАЗов». Ещё четыре года назад нас в этом сегменте вообще не было. В прошлом году мы новыми автомобилями заняли треть этого сегмента в России, — приводит данные Юрий Герасимов.
Сегодня рынок грузовиков растет исключительно за счет премиум-сегмента. Традиционный модельный ряд практически не увеличивается в производстве. Весь рост идет за счет нового модельного ряда.
От конкурентов «КАМАЗ» отличают цены. Грузовики поколения next стоят от 3,8 до 4,5 млн рублей. Зарубежные аналоги того же типа начинаются от 5 млн рублей.
Спецзаказ от «Фольксваген» и продолжение сотрудничества с РЖД
Не забывают на «КАМАЗе» и о выпуске продукции диверсификации, причем здесь у автозавода есть очевидные успехи. В 2017 году в планах выпустить прочей продукции на 6,5 млрд рублей. По словам Герасимова, с планом успешно справляются. Основной потребитель — предприятия группы РЖД.
В следующем году прочей продукции планируется отгрузить уже на 7,5 млрд рублей и достичь рубежа в 160 млрд рублей по выручке.
Сотрудникам Кузнечного завода придется работать даже в новогодние каникулы. Предприятие получило заказ от концерна «Фольксваген» для производства в Калуге. На следующий год челнинский автогигант будет поставлять туда 157 000 коленчатых валов.
А вот Литейный завод ждет большая модернизация. Там заменят печи плавки на индукционные. На Прессово-рамном заводе ведется подготовка к выпуску новой кабины, лицевые детали на которую «КАМАЗ» будет получать из Елабуги, остальные — собственного производства.
Кабина и двигатель следующего поколения
Произошли большие изменения на Заводе двигателей. Закуплено оборудование для производства нового мотора.
— Мы создаем мощности на 30 000 двигателей в год. Это серьезное перевооружение с момента строительства «КАМАЗа». Заготовки для деталей нового двигателя будут производиться на наших заводах. В этом году мы первые десять новых двигателей собираем, на следующий год в планах 200 двигателей, — рассказывает исполнительный директор.
Что касается самого громкого проекта уходящего года — строительства завода каркасов кабин, то 24 октября корпус нового производства был передан совместному предприятию Daimler и «КАМАЗа» — ДК «Рус». По словам Герасимова, сейчас там полным ходом идет монтаж оборудования. Запуск нового производства позволит создать 700 новых рабочих мест. В год на предприятии рассчитывают выпускать 55 000 каркасов, из них около 8 000 будет потреблять ДК «Рус», остальное — устанавливаться на автомобили «КАМАЗ».
В 2019 году челнинский автогигант планирует выпустить новый модельный ряд с кабиной К5. В общей сложности с конвейера сойдут около 5 000 таких машин.
— Предварительные расчеты показывают, что кабина нового поколения будет дешевле. Наш партнер Daimler вкладывает в новое производство современную технологию в области окраски. Я не буду в тонкости вдаваться, но впервые в мире будет произведена такая окраска, и экономия лакокрасочных материалов будет существенна. Самое интересное, что экологические выбросы будут минимальными, — утверждает Герасимов.
Грузовики старше 15 лет опасны
Новые производства, модели и модернизация — хорошо, но «КАМАЗ» по-прежнему критикуют за качество. Однако в руководстве завода с этим не согласны. Там считают, что подобные разговоры беспочвенны. Половина продаваемых грузовиков в России — челнинского производства.
— Если бы «КАМАЗ» был таким плохим, ну кто бы его брал? Все наши машины собираются по современным технологиям. Производство устроено так, чтобы брака не появлялось. Основной шлейф негатива о «КАМАЗе» идет от грузовиков, которые эксплуатируются более 15 лет. Мы неоднократно говорили: есть определенное ограничение по срокам эксплуатации грузовика, это даже не легковая машина, это сложный механизм. Те грузовики, которые используются больше десяти лет, уже критичны, а старше 15 лет — просто опасны. К сожалению, люди выезжают на дороги, а там едет «КАМАЗ» двадцатилетней давности и не может больше 20 км в час разогнаться: отсюда и идет основной негатив, — объяснил Олег Афанасьев.
По его словам, он часто ездит по трассе М7, где сейчас чуть ли не треть грузовиков — это новые магистральные тягачи «КАМАЗ-5490». Каждый шестой автомобиль выпускается на заводе с нового модельного ряда, подтвердил доводы Афанасьева Герасимов.
— Они не вызывают ни у кого никакого негатива, но если туда выехал старый «камазик», он дымит и задерживает на подъеме всех, — продолжил Афанасьев.
Герасимов добавил, что уровень требований у потребителя всё выше и выше, естественно и челнинское предприятие старается им соответствовать. Большое внимание уделяется обучению персонала, модернизации производства. — За потребителя надо бороться, — резюмирует исполнительный директор.
Беспилотники для ЧМ-2018 и отсутствие гособоронзаказа
Что касается проекта нашумевшего беспилотника «КАМАЗа», то сегодня машина находится на продвинутой части разработки. Сейчас она развивает скорость до 40 км/ч, но на заводе способны увеличить эту цифру до 90 км/ч. Но пока есть определенные трудности в реализации проекта на законодательном уровне. Не определены параметры движения, это тормозит процесс внедрения беспилотного транспорта.
— Сергей Когогин (генеральный директор ПАО «КАМАЗ». — Ред.) уже объявлял, что в 2018 году у нас планируется и на чемпионате мира применение беспилотного шаттла, внутри завода тоже возможно будет внедрение перевозок на беспилотном транспорте, — рассказал Афанасьев.
Герасимов уверил собравшихся журналистов, что автозавод по данному направлению не в хвосте, а в лидерах, поэтому готов к внедрению законов о беспилотном транспорте.
Представители автогиганта в очередной раз развеяли миф о том, что «КАМАЗ» существует за счет гособоронзаказа. С их слов, сейчас на заводе нет ни одного подобного заказа, военной техникой занимается отдельное предприятие — «Ремдизель».
— Мы военную технику больше не производим и сосредоточились на выпуске коммерческих грузовиков. Это связано с тем, что приходит осознание того, что мы должны заниматься чем-то одним. Работать тут и там невозможно, — ответил Афанасьев.
По его словам, до того как были переданы все заказы в «Ремдизель», даже в лучшие годы гособоронзаказ занимал не более 10%. Когда в 2009 году «КАМАЗ» стоял по несколько недель, то именно это выручало предприятие. Тогда для военных было выпущено около 3 000 грузовиков. С тех пор заказ только уменьшается, потому что Минобороны насыщено новыми грузовиками и теперь нет потребности в закупках новых машин.
Что хочет «Икарус», на заводе не знают
Спросили журналисты и про историю, связанную с венгерским заводом «Икарус», который якобы готовит совместные проекты с предприятием из Челнов.
— Когда в первый раз прочитал, что «Икарус» собирается вместе с «КАМАЗом» производить автобусы, удивился — может, я что-то не знаю. Выяснилось, что несколько месяцев назад пришло письмо от «Икаруса»: «Дорогой «КАМАЗ», хотим сотрудничать». Герасимов не даст соврать, нам такие письма приходят каждую неделю от кого-то. Когогин получил информацию и попросил разобраться гендиректору «Нефаза» Сергею Зуйкову и Герасимову. Они написали письмо «Икарусу» с вопросом: «Что вы от нас хотите?». На данный момент никакого сотрудничества и перспектив нет, мы не знаем, что они хотят от нас.
По словам Герасимова, автобусное производство завода «Нефаз» в этом году выпустит около 500 автобусов, на следующий — примерно 650. Также в Нефтекамске ведется разработка электробуса.
Читайте также: Бюджет Татарстана-2018: на экономику прибавили, на здоровье – убавили