Кредиторы «Спурт банка»: За дураков нас держите?

Конкурсный управляющий обанкротившегося «Спурт банка» в лице АСВ провел первую встречу с пострадавшими кредиторами
Конкурсный управляющий обанкротившегося «Спурт банка» в лице АСВ провел первую
встречу с пострадавшими кредиторами, чтобы ознакомить их с первыми отчетами о
проделанной работе. Подняли вопрос формирования комитета кредиторов и провели
выборы. Именно проведенное голосование за членство спровоцировало скандал между
вкладчиками, представителями АСВ и ФНС Татарстана, чьи избранники и заняли все
три места в комитете

Из более чем 2 000 кредиторов, заявивших свои требования, на первое собрание пришли лишь 22. Сначала представитель АСВ Василий Столбов и его коллега Андрей Кортиков представили подробный отчет о положении дел в банке и проделанной агентством работе. Правда, он оказался не таким свежим и большинство его положений датируется 1 ноября.

Так, по состоянию на эту дату активы банка составили более 15,7 млрд рублей, включая денежные средства в кассе, межбанковские кредиты, а также кредитные портфели физических и юридических лиц. Кстати, кредитный портфель оказался увесистым — на 10 млрд рублей, причем с задолженностью в 8 млрд рублей. Порадовали представители конкурсного управляющего новостью о собранных средствах по кредитам, но они оказались лишь каплей в море по сравнению с долгами банка. К 1 декабря удалось собрать 199 млн рублей, а за декабрь крупный заемщик погасил ряд больших кредитов, добавив в копилку еще 150 млн рублей.

Тем не менее отчет вызвал больше вопросов, чем ответов. А последующее голосование вообще вызвало массовое недовольство кредиторов.

Большая часть расходов АСВ — зарплаты «неработающих» сотрудников

По ходу зачитывания Столбовым отчета у кредиторов возникали накопившиеся вопросы. Было видно, что кредиторы подготовились и очень детально изучили всю информацию. Так, когда зашла речь о ссудных задолженностях перед банком, собравшиеся тут же вспомнили о силиконовом заводе (ОАО «КЗСК». — Ред.), который во многом финансировался за счет «Спурта». Согласно отчету, из 30,3 млн ссудной задолженности 24,3 млн рублей как раз числятся за предприятием. 

Кстати, завод уже признан несостоятельным банкротом, в отношении него ведется процедура наблюдения. А залог обеспечивается имуществом и поручительством третьих лиц.

Следующим по популярности, конечно же, стал вопрос старта выплат.

— Реестр закрыт 6 декабря. Часть требований еще находится на рассмотрении, то есть эти требования мы рассмотрим после новогодних праздников. Тогда у нас уже будет четкая картина, соответственно, к выплатам мы приступим в I квартале следующего года. Это будет примерно конец февраля — начало марта 2018 года, — ответил Столбов на первом собрании кредиторов «Спурт банка». По его словам, на выплату направят имеющиеся в наличии денежные средства, что составит примерно 10% от требований кредиторов первой очереди. К реализации имущества планируется приступить в первом полугодии 2018 года.

Кредиторы «Спурт банка»: За дураков нас держите?

К 18 декабря свои требования предъявили 2 223 кредитора всех очередей на сумму 11 млрд рублей. Сейчас места в реестре получили 2 220 вкладчиков на сумму 10 млрд, в том числе 1 867 кредиторов первой очереди и более 8,9 млрд рублей.

Как следует из отчета конкурсного управляющего, активы «Спурт банка» на 1 ноября составляют 15,7 млрд рублей, обязательства по балансу — 12,4 млрд рублей.

Скоро закончится инвентаризация, по результатам которой в конкурсной массе появятся еще деньги.

Поиском средств АСВ занимается и с помощью разоблачения сомнительных сделок. Одной из таких конкурсному управляющему показалась уступка кредитного портфеля МСП-банку. По ней уже готовится иск в Арбитражный суд.

— Как думаете, до кредиторов третьей очереди дойдет? —  с надеждой в голосе спросила одна из кредиторов.

Столбов же лишь оптимистично рассказал, что делается все возможное.

— Почему такой большой штат — 110 человек? Они сидят там и ничего не делают, а основные расходы идут на их зарплаты. Там от силы 10 человек работает, -последовал следующий вопрос. По данным отчета, сотрудникам выплатили 20,76 млн рублей.

— В штате 110 человек. 77 — это социально защищенная группа. Большая часть людей не привлечена к конкурсному производству. По факту оказывают нам услуги и работают в банке 42 человека. Мы разбираем документацию банка, у нас работает касса до нового года. После него мы ее закроем и будем осуществлять денежные поступления через специальную систему. На первоначальном этапе конкурсного производства необходимо порядка 35 работников, — объяснил Василий Столбов.

ЦБ подозревает руководство банка в мошенничестве

ЦБ РФ отозвал лицензию у казанского «Спурт банка» в июле 2017 года. Официально лицензия была отозвана «в связи с неисполнением кредитной организацией АКБ «Спурт» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России значением всех нормативов достаточности собственных средств ниже 2%». Но такая формулировка не устроила кредиторов. 

Кредиторы «Спурт банка»: За дураков нас держите?

— За счет чего дыра образовалась? Вот было сказано, что никаких мошеннических схем АСВ не нашло, — почти кричал мужчина из зала.

— Это не так, — перебил Столбов. Банком России буквально 5 декабря подано заявление в Генеральную прокуратуру и Следком РФ по фактам преступлений, допущенных акционерами и руководством банка. Мы усматриваем: ст. 159 («Мошенничество»), 160 («Присвоение или растрата»), 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием») и ст. 196 («Преднамеренное банкротство») УК РФ, — объявил представитель АСВ и отметил, что подробностей пока дать не может, потому что заявление подано совсем недавно.

— Что АСВ, что Центробанк никогда без оснований ничего не предъявляют. Мы прорабатываем фактуру, документы, — уточнил Столбов уже после собрания.

«Зачем надо было нас собирать?»

И если первая часть собрания прошла довольно спокойно, практически в дружеской обстановке, то закончилось все скандалом и негодованием кредиторов. На повестке, помимо отчетов, стояло определение числа участников в комитете кредиторов и его членов.

Кредиторы «Спурт банка»: За дураков нас держите?

Так, от вкладчиков поступило предложение избрать семь человек, АСВ настаивало на троих. Преимущество оказалось на стороне последних.

Затем перешли к представлению кандидатов в члены комитета. Первых кандидатов — Владимира Белова, Айдара Губайдуллина и Екатерину Маклашову — представил сотрудник Федеральной налоговой службы. От кредиторов свою кандидатуру выдвинул Виктор Михайлов, аргументировав это тем, что имеет более чем 20-летний опыт работы по банкротству предприятий. Собравшиеся одобрительно загудели. Также свою кандидатуру представил Александр Баскаков, директор департамента по работе с проблемными активами «Международного инвестиционного банка». АСВ назвало своего кандидата — Марину Иванову.

Фактически исход был предопределен изначально: так как ФНС обладает решающим количеством голосов, все три места в комитете кредиторов заняли именно их сотрудники. Тут-то и поднялся шум.

— Безобразие! — крикнул кто-то. 

— Зачем надо было нас собирать? Что мы тут сидим-то? Вы нас дураками считаете? — не унимались кредиторы.

— Деньги наши! При чем тут вы? — обращались они к представителям УФНС.

— Дадите сказать или вам надо эмоции выплеснуть? Основная причина собрания — предоставление отчета. Со всеми новостями вы сможете ознакомиться на сайте, — попытался остановить шквал ругани Андрей Кортиков. Но, увы, у него это не вышло.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, недовольные кредиторы могут выбрать один из возможных вариантов — собираться вновь, что, конечно, вряд ли даст иной результат, либо обжаловать решение в суде.


Читайте также: Обманутые вкладчики ТФБ: Говорить, что проблема рассосалась, — лицемерие


Comment section

Добавить комментарий

Войти: