По следам ТФБ: бизнесу Ильдара Галяутдинова пришел ЦБ

Владелец «Акибанка» потерял первый актив - страховую компанию «АСКО».
Владелец «Акибанка» потерял первый актив — страховую компанию «АСКО».

Декабрь — не самый лучший месяц для экономики Татарстана. В прошлом году республику трясло (и до сих пор продолжает) из-за проблем Татфондбанка. Неприятную эстафету подхватила страховая группа «АСКО» — в челнинскую компанию Центробанк ввел временную администрацию. Формулировка причины в приказе не самая радужная для клиентов организации — «в связи с ненадлежащим исполнением плана восстановления платежеспособности».

Сейчас временная администрация, возглавляемая Сергеем Чекулаевым, изучает отчетность — ситуация во многом похожа на происходящее с ТФБ перед прошлогодними новогодними праздниками. Приведет это к попытке оздоровления положения в компании или к отзыву лицензии и банкротству, пока не ясно.

В подвешенном состоянии находятся и клиенты компании — выплата страховых возмещений приостановлена. По данным последней отчетности, действующих договоров порядка 500 000 (значительная их часть — порядка 60% — составляют ОСАГО и КАСКО). Сейчас попасть в головной офис компании в Челнах невозможно, а на сайте организации говорится, что временная администрация «продолжает прием документов по урегулированию убытков, а также принимает заявления о расторжении договоров страхования».

По следам ТФБ: бизнесу Ильдара Галяутдинова пришел ЦБ

Беспокойство у клиентов «АСКО» вызывает и другой пункт в объявлении на сайте организации: в соответствии со ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное». 

Другими словами, уплаченные за страховку деньги никто не вернет, если это не предусмотрено отдельным пунктом соглашения.

Даже в случае банкротства все не так плохо

Хотя вопрос с банкротством организации считать решенным еще рано, разобраться в тонкостях стоит уже сейчас. В целом процедура похожа на порядок, применяемый к кредитным организациям, рассказывает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. После отзыва лицензии вводится временная администрация, ограничиваются или приостанавливаются полномочия руководства, также при наличии признаков банкротства не применяются отдельные процедуры, например, процедура финансового оздоровления и внешнего управления.

— После признания должника банкротом и открытия конкурсного производства все договоры страхования могут быть прекращены страхователями в одностороннем порядке, при этом страхователи имеют право на получение части уплаченной ими страховой премии. На эту сумму они могут быть включены в реестр кредиторов, — отмечает он.

По следам ТФБ: бизнесу Ильдара Галяутдинова пришел ЦБ

Перефразируя кота Матроскина: чтобы что-то выплатить, надо что-то продать. В случае банкротящейся страховой компании продать можно имущество организации и страховой портфель.

— Покупателем может быть другая страховая организация, в таком случае для страхователей может ничего не поменяться в их договорах страхования. Кроме того, страховой портфель может быть передан другой страховой организации в управление без передачи другого имущества, что для страхователей влечет те же последствия. Соответственно, в зависимости от вариантов развития событий, клиенты страховой компании могут и не пострадать, — говорит эксперт.

Если же требования кредиторов удовлетворятся за счет конкурсной массы, то очередность установит статья «Особенности удовлетворения требований кредиторов страховой организации» Федерального закона «О банкротстве». Требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования удовлетворят в первую очередь.

За месяц до введения временной администрации у «АСКО» сменился владелец

Меньше чем за месяц до введения временной администрации компания «АСКО» сменила владельца — с «тонущего корабля» сбежали практически все крупные участники. По данным сайта banki.ru, до конца ноября 2017 года основными долями владели:

— ПАО «Акибанк» (17,9%; пакетами акций банка владеют — Ильдар Галяутдинов (22,52%), Ильшат Фардиев (4,28%), Александр Клевцов (6,89%);

— ООО «Челны-бройлер» (15,23%);

— Ильдар Галяутдинов (12,3%);

— ООО «Камский бекон» (11,81%);

— Ильшат Фардиев (7,77%) и другие.

По следам ТФБ: бизнесу Ильдара Галяутдинова пришел ЦБ

С 1 декабря 2017 года основным участником общества с долей в 99,9% стала управляющая компания «Сити Ассет Менеджмент», зарегистрированная в Москве. Опосредованно порядка 80% страховой группы сейчас владеет бизнесмен Гусейн Мусаев. Сумма сделки остается неизвестной.

Туманной остается и причина, побудившая владельцев продать страховой бренд, раскручиваемый с 1989 года. По данным 2016 года, прибыльной деятельность «АСКО» назвать сложно — за этот период компания получила убыток в 220,23 млн рублей по Мировому стандарту финансовой отчетности (МСФО). Зато 2015-й получился более удачным — 120,88 млн рублей по МСФО.

По следам ТФБ: бизнесу Ильдара Галяутдинова пришел ЦБ

Как скажется продажа страховой группы на экс-держателях основных долей — покажет время. «Акибанк» продолжает удерживать пятую строчку в рейтинге банков Татарстана по активам-нетто, хотя они и сократились за период с октября по ноябрь 2017 года на 290,7 млн рублей (-1,13%). Чистая прибыль за месяц слегка подросла и составила 5,3 млн рублей (+5,1%). На 468,4 млн рублей вырос показатель вкладов физлиц (+3,65%).


Читайте также: ТОСЭР Татарстана: «инвестиционный рай» инвесторов появился в трех городах республики 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *