Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

Вспоминаем самые резонансные уголовные дела.
Вспоминаем самые резонансные уголовные дела.

Прошедший год был богат на громкие аресты и разоблачения не последних в республике людей. Здесь и экс-глава ведущего республиканского банка, и заслуженный строитель Татарстана, и судебный пристав, и даже ректор казанского вуза.

Арест №1. Роберт Мусин

Ареста экс-руководителя Татфондбанка Роберта Мусина погорельцы кредитной организации ждали еще в декабре 2016-го, когда ввели временную администрацию. Но время шло, а Мусин все еще находился на свободе. Оснований для заключения его под стражу не было. Даже в уголовном деле о мошенничестве с переводом средств клиентов из Татфондбанка в «ТФБ-Финанс» не нашлось зацепок. Однако как только лицензия у банка была отозвана, Роберт Мусин прямиком из аэропорта был доставлен в суд, а впоследствии заключен под стражу. Попытки адвокатов банкира обжаловать меру пресечения и перевести задержанного из СИЗО хотя бы под домашний арест не увенчались успехом. Следствие и суд стояли на своем — у обвинения есть все основания полагать, что Мусин скроется или как-то повлияет на ход расследования. 

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

За время следственных действий, которые длятся вот уже девять месяцев, у Мусина и его семьи выявлены и изъяты учредительные и иные документы юридических лиц, зарегистрированных в иностранных, офшорных юрисдикциях и юрисдикциях с особыми формами ведения бизнеса иностранных компаний. В том числе компании на Кипре, в Белизе, Швейцарии, Виргинских островах и Люксембурге. Анализ указанных документов свидетельствует о причастности обвиняемого Мусина, его жены и несовершеннолетней дочери к деятельности по управлению указанными юридическими лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях.

Вместе с тем Следственный комитет наложил арест на личный самолет банкира Bombardier Challenger 850, зарегистрированный в Лихтенштейне. За 2015-2016 годы он не менее 26 раз вылетал на нем за границу. 

В итоге в деле более 20 эпизодов. Обвинение экс-главе ТФБ предъявлено лишь по одному эпизоду — мошенничество с уводом залога по кредиту Центробанка в 3,1 млрд рублей. На данный момент Мусин находится под арестом, в скором времени ему будет предъявлено обвинение в полной редакции.

Арест №2. «Слетевшие» каски строителей — Ливада и Аитов

Некогда заслуженный строитель Татарстана Анатолий Ливада, чья компания была одним из лидеров среди компаний-застройщиков, начал испытывать реальные трудности еще более трех лет назад, когда стартовало расследование по его организации «ФОН» из-за ряда проблемных строек. Но задержание и арест Ливады состоялись лишь в марте 2017 года по подозрению в мошенничестве и хищении средств дольщиков. Поместили застройщика в СИЗО сразу после выхода скандального сюжета в одном из местных изданий, где девелопер жаловался, что у него отнимают бизнес. Уже под стражей он грозился снять вторую часть. Но ни угрозы, ни трио московских адвокатов, ни состояние здоровья не помогли обжаловать арест застройщика. Защитники Ливады заручились поддержкой даже бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова, но тоже тщетно. 

Кстати, адвокаты задержанного не раз жаловались суду на условия содержания их подзащитного и открыто заявляли: «Ливаду хотят убить! В тюрьме он умрет». Не помогло и это.

А пока некоторыми проблемными стройками «ФОНа» занимаются другие, некоторые объекты заморожены силовыми структурами, а следствие ищет активы Ливады, но пока безрезультатно. 

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

В этом году в СИЗО попал и еще один застройщик — головная боль дольщиков Казани — глава строительной компании «Свей» Рашид Аитов. Задержаны они были примерно в одно время с Ливадой и все по тем же эпизодам — мошенничество, превышение должностных полномочий, хищение средств дольщиков. Только в этом случае прокуратура утвердила обвинительное заключение в мае этого года в 125 томов. 

В ходе расследования арестованы десятки автомобилей обвиняемого, особняк, земельные участки, квартиры. Все это имущество оценено в 1,5 млрд рублей, что в четыре раза больше установленного ущерба.

Тогда же, в мае, начался еще один процесс по иску мэрии о сносе несанкционированно построенных этажей в ЖК «Золотая середина» — все того же застройщика Рашида Аитова. 

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

На данный момент Аитов так же остается под арестом, несмотря на жалобы на здоровье и попытки изменить меру пресечения.

Арест №3. Хайдар Хайруллин

Еще одним громким уголовным делом стало дело президента Ассоциации малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдара Хайруллина. Его арест 14 апреля стал неожиданностью. Однако, по версии следствия, он причастен к хищению средств, выделенных республиканской программе Лизинг-грант для поддержки малого и среднего бизнеса.  

Вообще, дело закрутилось в октябре 2016 года. Тогда сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ задержали группу лиц, подозреваемых в многоэпизодных хищениях денежных средств. Было установлено, что злоумышленники путем подделки документов по популярной программе поддержки предпринимательства незаконно получили в 2014-2015 годах субсидию в размере 1 млн рублей каждый. Полученные субсидии не направлялись на развитие бизнеса и создание рабочих мест, а похищались с использованием реквизитов фирм.

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

Так, один из злоумышленников, будучи членом Конкурсной комиссии при Министерстве экономики Татарстана, предлагал денежное вознаграждение в виде 30% от полученного гранта в обмен на проворачивание мошеннической схемы. В итоге следы привели и к Хайруллину, которого впоследствии задержали и заключили под стражу. Следственной частью ГСУ МВД по РТ возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». 

Арест №4. Преподаватели года — ректор Герман Дьяконов, доцент КФУ Дарья Алякина

Перед началом учебного года — 15 августа — Вахитовский районный суд Казани арестовал экс-ректора КНИТУ-КХТИ  Германа Дьяконова. Против него дал показание задержанный ранее действующий проректор вуза Александр Кочнев, которого в свою очередь «сдал» так же действующий сотрудник кафедры Игорь Дубовик. 

Так, УЭБиПК МВД по Татарстану и УФСБ по Татарстану получили информацию, что проректором по учебно-методической работе КНИТУ Александром Кочневым отлажена схема по заключению договоров с аффилированными коммерческими структурами на поставку различного лабораторного оборудования и расходных материалов, а также на проведение семинаров и конференций. Договоры заключались на суммы, не превышающие 499 000 рублей. Благодаря этому заказчик мог без конкурсной процедуры заключить договор с единственным поставщиком.

Подобным образом были заключены контракты по проведению семинаров вуза с ООО «Юмитрейд». По факту расходы на проведение двух семинаров не превысили 70-80 тысяч рублей, а оставшиеся 1,3 млн рублей были похищены.

Уголовное дело о мошенничестве было возбуждено еще в июле. Тогда Кочнев и Дубовик были подозреваемыми. В ходе обысков у них изъяли документы, планшетные компьютеры, сотовые телефоны и денежные средства на общую сумму 2,5 млн рублей.

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

После обысков Игорь Дубовик дал показания против проректора Кочнева, а тот при задержании полностью признал вину и дал показания, что действовал по указанию ректора Германа Дьяконова, который еще до возбуждения этого дела покинул ректорский пост.

Фигурантом уголовного дела о мошенничестве стала доцент КФУ Института управления, экономики и финансов на кафедре ценных бумаг, биржевого дела и страхования Дарья Алякина.

По версии следствия, история с мошенничеством началась в далеком 2008 году и продолжалась в течение шести лет. Тогда 41-летняя Дарья Алякина занимала должность руководителя казанского филиала московской страховой компании «Мегарусс-Д». Таким образом, служебное положение помогло обвиняемой реализовать схему по выводу из организации средств, считает сторона обвинения. Алякина заключила фиктивные агентские договоры с четырьмя аффилированными организациями — ООО «СК «Век», ООО «Солидарность», ООО «СК «Фаворит» и ООО «Леон-Эль». При этом страховые полисы данные фирмы фактически не получали и не реализовывали, но акты выполненных работ подписали.

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

Деньги благополучно поступили на расчетные счета подконтрольных Алякиной организаций и были похищены, следует из материалов дела.

Объем присвоенных средств составил около 400 млн рублей. Однако в дальнейшем, с целью сокрыть совершенное преступление, часть этой суммы возвращалась — в общем объеме 308 млн рублей. Так или иначе, потерпевшие заявили гражданский иск на сумму 400 млн рублей, а экс-руководителю «Мегарусс-Д» предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»).

Для обеспечения гражданского иска на имущество сотрудницы КФУ в виде жилых и нежилых помещений Казани был наложен арест. Однако «отбить» таким образом удалось лишь 200 тыс. рублей.

В апреле 2016-го Алякину уже помещали под домашний арест, но залог в 2 млн рублей помог изменить меру пресечения, несмотря на то, что следствие настаивало на обратном. Кроме того, Алякина — многодетная мать. У нее трое несовершеннолетних детей.

Арест №5. Начальник отдела судебных приставов Казани — Жанна Алпарова

По версии следствия, в феврале 2016 года в отделе Алпаровой начали дело по взысканию долга с ООО «Ясная Поляна» — более 20 миллионов рублей. Вскоре к ней обратился сам взыскатель и сообщил, что спор мирно улажен и исполнительное производство можно прекращать. Подозреваемая поручила своей подчиненной сначала взыскать сбор в 1,4 млн рублей с должника, только потом закрыть дело. 

Затем Алпарова сказала подчиненной, что «Ясная Поляна» якобы собралась обжаловать взыскание сбора в суде и незаконно заставила ту по-быстрому закрыть дело без этих 1,4 млн рублей. А летом начальник отдела судебных приставов Казани уже вынесла решение, согласно которому с фирмы сняли запрет на продажу имущества. В итоге компания так и не заплатила исполнительский сбор, в результате чего бюджет понес ущерб на сумму 1,4 млн рублей.

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

Однако следствие обратило внимание на Жанну Алпарову во время расследования другого дела. 1 сентября было возбуждено уголовное дело в отношении ее подчиненной — судебного пристава-исполнителя Эльвиры Мухаметшиной и «иных лиц».

Якобы сотрудники УФССП по РТ превысили полномочия, когда наложили арест на технику с маркировкой iBOX и Ultradata — имущество ответчика по арбитражному делу руководителя ООО «ЭР-Холдинг» Рамиля Ямалова — и отдали арестованное имущество на хранение взыскателю — главе ООО «Интерхолдинг» Эдуарду Хусаинову. А после отмены ареста и выемки имущества без участия Хусаинова приставами другого, Ново-Савиновского райотдела часть арестованного, по данным следствия, обнаружена не была.

На данный момент следствие по делу продолжается, а Алпарова, будучи многодетной матерью, находится под домашним арестом.

Арест №6. Террористические ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»

Приволжский окружной военный суд 10 декабря признал восемь человек виновными в причастности к запрещенной террористической группировке «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». К огромному удивлению общественности, среди осужденных оказался некогда заслуженный артист РТ, участник популярного коллектива «Казан егетләре» и мусульманского дуэта «Раян» Азат Адиев. К слову, звания своего он впоследствии лишился. 

Следствие собрало неопровержимые доказательства того, что все задержанные в 2013-2014 годах занимались экстремистской деятельностью — распространяли радикальную исламскую идеологию. По фактам обысков по 20 адресам изъято множество книг, пропагандистских материалов запрещенной группировки. Оперативники изъяли жесткие диски компьютеров, на которых тоже обнаружили запрещенные материалы.

Главные аресты года: от Мусина до ректора КНИТУ-КХТИ

Суд над 8 лидерами группировки начался 22 августа 2017 года, хотя задержали их в октябре 2014 года. 

В результате суд назначил Азату Адиеву 19 лет колонии строгого режима и лишил его звания заслуженного артиста Татарстана. Асгату Хафизову — 19 лет и два месяца колонии строгого режима, Радику Зарипову — 16 лет колонии особого режима, Альберту Валиуллину — 18 лет колонии строгого режима. Тимуру Узбекову суд назначил 18 лет, Ленару Саитову — 19, Рузилю Давлетшину — 18 лет и шесть месяцев, Павлу Хевронину — 18 лет. Все четверо будут отбывать срок в колонии строгого режима.


Читайте также: Громкие отставки 2017-го: кто, куда, зачем и почему ушел


Comment section

Добавить комментарий

Войти: