Рустам Минниханов: Столько вопросов по экологии возникает. Это все бюрократия ваша!

Как бизнес Татарстана спасали от надзорного ока и штрафов ревизоров.
Как бизнес Татарстана спасали от надзорного ока и штрафов ревизоров.

Операторы по сбору отходов и полигоны Татарстана страдают от несовершенства законодательства, школьники практически лишены возможности легально и комфортабельно ездить на экскурсии, предприятия продолжают получать штрафы за нарушения, которых не совершали, а управляющие компании устали от проверок. Топ проблем, которые бизнес поднял перед президентом Татарстана Рустамом Миннихановым на очередном заседании Совета по предпринимательству. На встрече не обошлось без уже традиционного «нагоняя» от лидера республики чиновникам.  Так, министра информатизации и связи Татарстана Романа Шайхутдинова пожурили за излишнее транжирство бюджетных денег, а нового министра образования и науки Рафиса Бурганова — за медлительность.

«В этой сказке только один козел отпущения — производитель»

Первой слово получила рабочая группа производителей, столкнувшихся с проблемой получения на продукцию деклараций соответствия. Позицию изложил гендиректор челнинского ПК «Акульчев» Сергей Акульчев. Он подчеркнул, что этот процесс не до конца отлажен, а страдают все те же предприниматели.

— Чтобы иметь возможность реализовывать продукцию, производитель должен получить декларацию соответствия техрегламенту Таможенного союза. Для этого производитель обращается в Росаккредитацию, чтобы получить адреса аккредитованных лабораторий, сдает продукцию, документы, оплачивает услуги лаборатории и получает на продукцию протокол испытаний. Далее этот протокол отправляют в орган по сертификации, который регистрирует и выдает декларацию соответствия. Все счастливы, но недолго. Просыпается Росаккредитация и решает отозвать у лаборатории выданную аккредитацию и аннулировать все выданные протоколы. Производитель об этом не знает и мысли Росаккредитации читать не обучен. Но об этом информируются проверяющие органы, которые внепланово появляются на пороге производителя и сообщают ему неутешительную новость — он нарушитель, должен выплатить штраф и заново пройти всю процедуру. И, возможно, вскоре опять попасть под наказание. И так до бесконечности. В этой сказке есть один козел отпущения — тот, кому больше всех надо. Это производитель. Он платит за безответственную работу всех органов, оплачивает услуги, несет наказание за проступки, которые не совершал, — рассказал о проблеме Акульчев.

Рустам Минниханов: Столько вопросов по экологии возникает. Это все бюрократия ваша!

Чтобы разорвать порочный круг, производители предложили обязать Росаккредитацию нести ответственность за тех, кого она аккредитовала, и на уровне закона вменить им в обязанность проверять достоверность и полноту предоставленных лабораториями документов. А если все-таки «недосмотрели», то именно эта организация должна нести всю полноту ответственности, но никак не бизнес. В свою очередь органам сертификации тоже следовало бы отладить работу и системно информировать производителей о случаях отзыва аккредитации лаборатории.

Рустам Минниханов сразу включился в разговор и согласился, что сходу «назначать» виноватых неправильно.

— Не нужно сразу штрафовать, можно сначала предупредить, — начал президент, но позднее перешел к более жестким поручениям. — Вообще такого не должно происходить. Если эта лаборатория имеет соответствующие документы, она должна нести ответственность. И орган, который ее аттестовал, тоже. Я готов обратиться в правительство России, Госдуму. Здесь просто надо юридически сформулировать эту тему. А в целом абсолютно точно надо навести порядок в этих лабораториях. Кто и какие документы выдает, — высказался Рустам Минниханов по теме.

Ускорить выбор регионального оператора

Вторая проблема касалась не сходящей в последнее время с языка теме сбора отходов. К слову, большая часть Совета ушла на обсуждение многочисленных недоработок в этой области.

Первый вопрос касался платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая буквально оставляет операторов и полигоны без заработка. С 1 января 2016 года изменения в законе «Об отходах производства и потребления» обязали полигоны и региональных операторов по обращению с отходами вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Но поскольку в Татарстане региональный оператор пока не определен, то все финансовое бремя легло исключительно на полигоны. Общая сумма выплат за негативное воздействие, согласно подсчетам Госкомитета по тарифам РТ, составила 264 млн рублей. Это треть валовой выручки операторов по обращению с отходами.

— В связи с реформированием законодательства организации могут столкнуться с огромными финансовыми рисками, банкротством. Зачастую плата за негативное воздействие на окружающую среду превышает выручку всего предприятия. То есть чем больше мы размещаем у себя на полигонах твердых коммунальных отходов, тем большие убытки получаем. Это абсолютно противоречит основополагающим принципам ведения бизнеса и здравому смыслу. Это может привести к тому, что мы останемся без мест складирования мусора и повторим страшный опыт Московской области, которую завалило горами мусора после закрытия полигона, — отметил директор УК «РТ-Инвест» Сергей Богатов, выступивший от лица группы.

Он также констатировал, что госорганы пошли на уступки и не стали кошмарить бизнес.

— Две недели назад, когда было внесено изменение в федеральный закон, плату за 2016 и 2017 годы отменили. Но по 2018 году вопрос подвис, получается, что проблему не решили, а отложили на потом, — пояснил бизнесмен.

С ним согласился председатель Госкомитета по тарифам РТ Марат Зарипов. Он отметил, что мелкие операторы и полигоны боятся, что выбранный к 2019 году региональный оператор перетянет на себя все объемы мусора, отбирая вместе с тем и заработок.

— Мы пришли к решению о неукоснительном соблюдении имеющейся территориальной схемы сбора мусора. Тем самым мы можем обезопасить наши полигоны от недостатка объемов, — констатировал Зарипов.

— Вы когда конкурс операторов проводите? — тут же обратился Рустам Минниханов к министру архитектуры, строительства и ЖКХ Татарстана Иреку Файзуллину.

— Мы предполагаем объявить его в марте и до конца 2019 года в соответствии с законом определить регионального оператора, — ответил глава ведомства. — Мы на основании сегодняшнего поручения будем работать с депутатами, чтобы до конца 2018 года решить этот вопрос.

— То, что сегодня здесь озвучено, надо материалы передать. Мень (Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ. — Ред.) у нас будет на коллегии, надо с ним обсудить, — поручил президент.

— Я думаю, что этот пакет нужно передать и в Госсовет, а на очередной встрече с депутатами мы специально этот вопрос рассмотрим, — включился в беседу глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.

«Одно и то же три раза писать нет никакой необходимости»

Следующим спикером от представителей МСБ в области отходов выступила Светлана Ярлыченко, директор челнинской компании «Камвторполимер», которая работает с полимерными отходами.

— Сегодня все юрлица обязаны подавать три вида отчетов. Все они подаются в один и тот же орган — либо в министерство природных ресурсов, либо в Росприроднадзор, но в разные сроки — в январе, феврале и марте. Экологу для корректного заполнения форм необходимы данные бухгалтерии, но уже здесь возникает конфликт, потому что эколог запрашивает данные в январе, а у бухгалтера подведение итогов года — конец марта. Второе — вместе с отчетами мы должны предоставить подтверждающие документы, а большинство документов по сделкам декабря будут в конце января, а то и позже, а мы их должны предоставить, иначе грозит штраф до 250 тысяч рублей. И самое интересное — данные во всех трех отчетах должны совпадать. Иначе это опять расценивается как искажение информации и на нас может быть наложен штраф до 80 тысяч рублей. Но предоставить корректные сведения до 15 января почти нереально, — подробно изложила суть проблемы Ярлыченко, предложив от лица своей группы создать единую форму отчетности, а также установить единый срок ее предоставления.

— Одно и то же три раза писать нет никакой необходимости, — согласился президент и обратил на это внимание министра экологии и природных ресурсов Татарстана Фарида Абдулганиева

Министр отметил, что еще в 2016 году в Татарстане был продлен срок подачи декларации от субъектов МСП до 1 марта, но в то же время выразил готовность поддержать озвученное предложение до 28 марта.

— Вопрос не только в сроках, — возразил Минниханов, — но и в том, чтобы одним документом, а не три раза писать. Зачем три раза в течение I квартала отчитываться? Самое главное — никто их не читает. Если не отправил вот, то за штрафом придут. Сколько вопросов в экологии возникает, вы посмотрите. Это несовершенство, это бюрократия ваша! Вы создаете много ненужных проблем. У наших коллег бизнес, они должны деньги зарабатывать!

«Патяшина и ребенка родила, и хорошую новость принесла»

Третьей группе предпринимателей, работающих с отходами, повезло чуть больше. Их проблема была решена еще до Совета по предпринимательству.

Изначальная их жалоба состояла в следующем: операторы по обращению с отходами должны получать лицензию на свою деятельность — документ выдается на работу с конкретными видами отходов, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов, однако в ФККО часто вносятся изменения, из-за чего предприниматели каждый раз переоформляют свои лицензии. 

За последние четыре года изменения вносились семь раз. Процедура переоформления фактически аналогична получению новой лицензии и занимает более 200 дней. В этот период все предприятия, сотрудничающие с оператором, попадают в правовой вакуум.

Поэтому в стенах Совета родилось предложение о механизме упрощения требований к порядку переоформления лицензий.

— Заключение от Санэпидемстанции может выдаваться не по видам отходов, а по классам опасности и приобретает характер бессрочного. Любое обновление федерального классификатора означает, что операторы могут не получать заново санитарно-эпидемиологическое заключение, а сразу обращаться в органы Росприроднадзора за обновлением лицензии, что сокращает сроки переоформления с пяти до одного месяца, — объяснила директор «Поволжской экологической компании» Ольга Гудимова.

Рустам Минниханов: Столько вопросов по экологии возникает. Это все бюрократия ваша!

Но тут же отметила, что в процессе работы неожиданно было выработано решение, которое устроило и предпринимателей, и представителей надзорных органов. Бизнесмены, которые до 2018 года подали заявку на прохождение экспертизы, уже скоро получат заключение по новой форме, дающее право на дальнейшее быстрое переоформление лицензии.

— Молодцы. То, что вы быстро отреагировали. Не надо доводить вопросы до нашей площадки. Патяшина и ребенка родила, и хорошую новость принесла, — похвалил Минниханов руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан Марину Патяшину за оперативную работу.

«Самому охота систему разработать, чтобы деньги заплатили?»

Когда темы экологии исчерпались, был поднят не менее животрепещущий для Татарстана вопрос — ЖКХ. Только на этот раз жаловались не люди на управляющие компании, а наоборот. Позицию представила гендиректор «Бриор+Каусария» Каусария Матросова

Каждый житель вправе обратиться в Госжилинспекцию республики с жалобой на управляющую компанию, и надзорный орган обязан провести проверку, так как не имеет права оставить заявку без реакции. В 2016 и 2017 годах именно Госжилинспекция стала рекордсменом среди надзорных органов по количеству обращений и проведенных на их основании проверок.

— Зачастую собственники многоквартирных домов сами не могут разобраться в том, что такое заявка, а что такое жалоба. Во-первых, многие думают, что если отправят запрос как «жалобу», то это быстрее решит их вопрос. Во-вторых, сегодня не прекращается открытая травля управляющих компаний со стороны СМИ, которые так же предлагают решать проблемы только через жалобы. Как итог — проигрывают все. Собственник быстрого решения вопроса не получает, так как по 30 дней посещает несколько инстанций. УК с опозданием получают обращения граждан. Проверяющий приходит и накладывает штраф за отсутствие реакции на жалобу, — отметила спикер.

Она обратила внимание на систему «Открытая Казань» и ее эффективность. Но опять же посетовала на недостаточную работу информационных структур — сервис малоизвестен. 

Наряду с этим было предложено закрепить порядок рассмотрения жалоб от жильцов, при котором они при возникновении проблемы должны в первую очередь обращаться в УК, лишь потом, если проблема не решилась, в Госжилинспекцию.

— Вопрос жалоб и обращений принципиально важный. Система, о которой было заявлено, уже интегрируется в систему ЖКХ. Но есть и федеральное законодательство — это 59-й закон, который говорит о том, что Жилищная инспекция фиксирует и обязана провести предусмотренные законом процедуры. Поэтому снять весь поток обращений вряд ли получится, потому что они будут продолжаться. Но создание единой информационной системы постепенно снимет напряженность, — сказал Ирек Файзуллин.

— Как работает система «Открытая Казань»? Почему тогда ее не транслировать или не вписать в нашу конструкцию? — тут же удивился Минниханов. На что министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов предложил создать новый государственный механизм, отдельный от «Открытой Казани».

Рустам Минниханов: Столько вопросов по экологии возникает. Это все бюрократия ваша!

— Системы могут быть разные. Кто-то выберет «Открытую Казань», кто-то — единую систему. Мы должны предоставить УК бесплатную возможность получать обращения, как это было сделано в системе «Народный контроль». Считаем необходимым, если будет поддержка, внедрить единый механизм и дать компаниям возможность бесплатного подключения. А через портал госуслуг жильцы смогут подавать заявки, — пояснил Шайхутдинов.

Президент уже было согласился на инициативу, когда слово взял мэр Казани Ильсур Метшин. Он сообщил, что созданный в столице пять лет назад сервис учета и контроля заявок граждан в сфере ЖКХ успешно внедрен не только в городе. 

Подключились Альметьевск, Елабуга, Нижнекамск, а также 12 городов России.

— После того как подключился Грозный, на эту платформу перешла вся Чечня, — привел пример Метшин.

Рустам Минниханов: Столько вопросов по экологии возникает. Это все бюрократия ваша!

— Если работаем, то вот эту систему надо взять за основу. Зачем что-то новое придумывать? Давайте по максимуму сделаем, чтобы эта система работала во всех городах, — дал поручение Минниханов.

— Система является коммерческой. Сегодня она интегрирована с народным контролем. Мы предлагаем более широкий механизм, — настаивал министр. 

— Ну мы же можем это интегрировать в государственную систему. Или тебе охота самому какую-то систему разработать? Чтобы заплатили? Есть отработанная платформа. Зачем делать новую, если можно купить идею или попросить, чтобы он подарил, — пошутил Минниханов. — Какая нам разница, кто это делает, главное, чтобы система работала. Роман — он бизнесмен. Он сейчас думает: «Ага, я такую систему сделаю». Придет и 50 млн попросит. Если это работает, надо эту систему взять и на этой платформе работать, — заключил Минниханов.

«Мы так все усложнили, что лучше вообще не ездить!»

Почти в завершение встречи затронули и вопрос о сложной процедуре согласования туристических школьных перевозок, на которую сегодня тратится 14-20 дней. Из-за этого при организации перевозок школы либо используют общественный транспорт, либо исключают поездки совсем и ходят в места, находящиеся в пешей доступности от учреждения.

Проектной группой Совета по предпринимательству был предложен проект постановления Кабмина Татарстана. В нем предлагается организовать параллельное согласование детских перевозок через электронный документооборот в течение одного рабочего дня. Порядок учитывает случаи, когда инициатором перевозки выступают государственные и муниципальные организации республики. По словам Наталии Абрамович, исполнительного директора Ассоциации туристических агентств РТ, документ с решением уже есть, но нужно содействие правительства.

Рустам Минниханов: Столько вопросов по экологии возникает. Это все бюрократия ваша!

— ГИБДД согласовала? — уточнил Минниханов. И получил уверение от Ленара Габдурахманова, начальника управления ГИБДД МВД по Татарстану, что со стороны его ведомства проблем не будет, а глава республиканского Госкомитета по туризму Сергей Иванов подчеркнул, что осталось «буквально вычитать орфографические ошибки» и проект будет на столе у президента республики. В свою очередь министр образования и науки Рафис Бурганов пообещал, что сроки согласования для поездок детей сократят до пяти дней.

— От количества дней безопасность не увеличивается, вы просто себе работу ищете. Нужно, чтобы все участники в один день получили заявки. Определите регламент. Вероятно, можно согласовать в течение двух дней, главное, чтобы все технические требования были соблюдены, чтобы водитель соответствовал, все сопровождающие были. У кого документ? Что вы там подчищаете? На татарский язык переводите или как? — поинтересовался Минниханов. — Детей надо чем-то занять! Огромное количество у нас интересных объектов. Те же Свияжск, Болгар, Билярск. Пусть ездят, смотрят. Куда угодно. Да, произошло несколько событий. Но мы так все усложнили, что лучше вообще не ездить. За два дня все вопросы возможно решить и согласовать. Никаких сложностей для этого нет! — подытожил президент.


Читайте также: «Государство дает четкий сигнал — неприкасаемых нет»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *