«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

В Казани судят погромщиков торгового центра «Алтын».
В Казани судят погромщиков торгового центра «Алтын».

На скамье подсудимых 10 человек: 30-летний Адель Гафаров, неоднократно судимый 32-летний сварщик фирмы «Аир-Газ» Адель Габидуллин, 27-летний электромонтажник компании «КонтактЭнерго» Ильназ Тайшибаев, 26-летние безработные Илья Спиридонов и Тимур Вафин, а также 26-летний менеджер по продажам «Барс Пром» Игорь Потапов. Все они содержатся под стражей в СИЗО. Еще трое — 24-летний управляющий магазином Роберт Карапетян, 26-летний специалист «УК Советского района» Дмитрий Самохин, 34-летний директор «Пандора Торг» Марат Гимадеев — под домашним арестом и освобожденный из-под стражи под подписку о невыезде Марс Юсупов.

«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

Подсудимые были не в полном составе: один из участников — Артур Ювкаев — по-прежнему в розыске, а вызванные на допрос потерпевшие не явились совсем. Уголовное дело возбуждено по статьям «Побои», «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» и «Хулиганство».

По версии обвинения, все подсудимые в разное время входили в состав ОПГ «Суконка» с целью систематического совершения преступлений. Но налетчики единодушно отказались признавать этот факт, уверяя, что преступление совершали просто по предварительной договоренности. 

А была ли банда?

Первое заседание «по существу» в Вахитовском суде прошло при «полной посадке». Для того, чтобы уместить всех подсудимых, их родственников и адвокатов, а также журналистов, зал оказался слишком мал. 

— В зрительном зале мест нет, — прокомментировал судья. 

На процесс послушать, а кто-то еще и посмотреть на своих близких, пришли мамы, жены и сестры погромщиков. Однако большинство из них попросили покинуть зал, поскольку они значились в деле как свидетели. 

«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

Когда все организационные вопросы были решены, прокурор приступил к оглашению обвинительного заключения, которое затянулось на полтора часа. Сначала гособвинитель подробно остановился на группировке, к которой причисляют всех нападавших на торговый центр, — ОПГ «Суконовские» («Суконка»).

Так, обвинение считает, что группировка была сформирована уже давно — в далеких 70-х. Название получила по месту своего возникновения — микрорайону Суконная Слобода. В ряды группировки было вовлечено более 1 000 казанцев разных возрастных категорий, начиная от школьников. Причем делились они не только по возрасту, но и по степени доверия «верхушки».

Каждый участник «Суконки» имел строго отведенную роль и схему действий. Не менее жесткой была и внутренняя дисциплина. Проводились регулярные собрания, на которых обсуждали различные вопросы, участники ОПГ обучались боевым искусствам и играли в футбол. Лидером группы был назван некий Белый, личность которого до сих пор не установлена. Он возглавил «Суконку» в 90-х после переселения «аварийщиков» в Азино. Там, кстати, у него возник конфликт с местной группировкой.

— В момент совершения преступлений они оставляли принадлежащие им сотовые телефоны в специально подготовленных местах, чтобы по выписке о телефонных соединениях они якобы не находились на месте происшествия. Соответственно, не являлись исполнителями, — пояснил прокурор. 

«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

В последнее же время погромщики использовали для связи исключительно новомодный мессенджер «Телеграм» — как максимально конфиденциальный. 

Чуть позднее все подозреваемые отрицали свою причастность к ОПГ, а адвокаты поставили под сомнение само существование таковой.

— Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя, которая была просто изложена. Ссылка на то, что организованная группа была создана для совершения преступлений — это понятно, это теория. Но другие преступления, помимо тех, которые мы рассматриваем, не описаны. В какое время совершались, кем совершались. Возрастные группы также не описаны. Кто к каким группам относится, тоже непонятно. Ссылка на руководителя группы — якобы неустановленное лицо. Но затем говорится о конкретном человеке — Андрее Белом. Если ссылаются на него, то почему допроса не было?Руководил он группой или не руководил? — задавался вопросами адвокат Гимадеева Альберт Рогачев

«Ущерб имуществу нанесен, но не из хулиганских побуждений»

Все 10 подсудимых обвиняются в двух эпизодах нападений — в ТЦ «Алтын» и на рынке стройматериалов по улице Журналистов, которые объединили в одно производство. 

В случае с «Алтыном», считает следствие, организатором нападения был Адель Гафаров. Он и позвал на помощь «товарищей», чтобы постоять за своего родственника — предпринимателя, владеющего в ТЦ торговой точкой. Последний не поделил с конкурентами более выгодное для продаж место.  

— Как установили эксперты, нападение носило ярко выраженный характер, цель которого — устрашение. Группа лиц вела себя организованно. В данном случае — выраженное хулиганство, — уточнил прокурор. 

«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

К слову, погромщики действительно вели себя слаженно. Им потребовалось около минуты, чтобы разгромить торговые ряды. Они заранее заготовили медицинские маски и скрутили номера автомобилей, на которых приехали к ТЦ. 

Сами подсудимые были не слишком заинтересованы содержанием обвинительного заключения. Они переговаривались, шутили, смеялись. 

— Кому там смешно? — возмутился судья, и гул прекратился. 

После случая в «Алтыне» возник второй эпизод — погром на рынке стройматериалов в 2016 году, который так же причислили к «заслугам» «Суконки». На этот раз зачинщиком стал Марат Гимадеев. Именно у него случился конфликт с местными рынка. 

Через пару часов после инцидента к рынку на Журналистов приехало с десяток автомобилей, из которых выбежали люди и принялись к погрому и «наказанию» обидчиков. Избиты трое, в том числе и покупатель. Налетчики и здесь действовали максимально слаженно и быстро, по отработанной заранее схеме. 

По версии следствия, в обоих эпизодах принимали участие лишь Тайшибаев и Гафаров. Остальные проходят только по «Алтыну».

«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

Особый акцент прокурор сделал на одном обстоятельстве. Следствие считает, что подсудимые при совершении преступлений руководствовались ненавистью к «лицам кавказской национальности».

Все фигуранты полностью отрицают причастность к ОПГ и в большинстве своем — хулиганство по причине ненависти к конкретной социальной или этнической группе. Признали только побои и разрушение чужого имущества. Каждый в зависимости от эпизода. 

Потерпевшие не пришли

На заседание были приглашены и потерпевшие для дачи показаний. Но пришла лишь одна — Павлова. Однако так и не дождавшись своего часа, ушла. 

— Она в показаниях говорила, что работает у мужа, который является индивидуальным предпринимателем, и ее мужу нанесен материальный ущерб. Так кому возмещать ущерб — ей или мужу? — уточнил защитник Гафарова Вячеслав Пикуль.

— Муж и жена — одна сатана. Бюджет-то у них один, — прокомментировал судья.

«Ощущение, что это какая-то теоретическая мысль следователя»

Главный потерпевший по эпизоду с дракой и погромом на рынке тоже не пришел, но приложил заявление о рассмотрении дела без него.

— В связи с занятостью, а также из-за опасений за жизнь и здоровье, — зачитал судья. 

— По Давлетшину возражаю. Его надо обязательно допросить, ну и установить принадлежность к этнической группе. Это, я полагаю, возможно сделать при допросе, — возразил Пикуль.

В результате было решено заседание перенести, а потерпевших пригласить повторно.


Читайте также: Экс-ректора Казанского кооперативного института осудили за «черный обнал»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *