Камера «Робот» на вооружении у ГИБДД: главное, что надо знать

​Татарстан стал площадкой для тестирования новой системы.
Татарстан стал площадкой для тестирования новой системы.

Татарстанские автовладельцы заинтересовались необычным автомобилем «Лада Ларгус», замеченным на трассе М-7. Он оснащен гаджетами, не предусмотренными отечественным автопроизводителем, — камерой в салоне, радаром вместо госномера и ксеноновой вспышкой вместо противотуманной фары. Насколько законны такой «тюнинг» и такое ненавязчивое наблюдение? 

Вкалывают «Роботы» —  счастлив человек 

Одним из первых выложил фото странной «Лады Ларгус» на своей странице в соцсетях региональный представитель Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин. Татарстанские водители, наученные горьким опытом всяческих подвохов со стороны ГИБДД по части засад с радаром в самых неожиданных местах, заподозрили, что и теперь их исподтишка снимают на нелегальное оборудование. 

Камера «Робот» на вооружении у ГИБДД: главное, что надо знать

В споре, развернувшемся под постом Хайруллина, родилась истина. Оказывается, гаджеты, установленные на подозрительной «Ладе Ларгус», — это немецкая система фото- и видеофиксации нарушений ПДД Jenoptik Robot MultaRadar CD, которая позволяет фиксировать нарушение как в стационарном режиме, так и на полном ходу и против которой бесполезен любой «антирадар», поскольку система «видит» и фиксирует нарушителя в радиусе одного-двух километров. 

Сам Рамиль Хайруллин отнесся к такому радару на дороге довольно спокойно.

— Лично меня он особо не напрягает, — высказал он KazanFirst свое мнение. — Пусть те, кто нарушает, напрягаются. Можно и побольше таких мобильных фиксаторов — ничего страшного. С десяток таких не помешало бы по республике и штук пять — по Казани. А то у нас сейчас такое на дорогах творится!

Редакция KazanFirst обратилась за официальным разъяснением в ГИБДД МВД РТ, но там «открестились» от причастности к передвижным радарам, отсылая в республиканское ГБУ «Безопасность дорожного движения». 

А через несколько дней пресс-служба региональной ГИБДД распространила официальный релиз. Оказывается, в Татарстане начались тестовые испытания системы измерения скорости на основе радарных технологий «Робот», построенной на базе автомобиля «Лада Ларгус». В Госавтоинспекции подтвердили, что главной особенностью системы является возможность измерения скорости не только в стационарном, но и в мобильном режиме. Кроме того, оборудование позволяет выявлять выезд на полосу встречного движения и оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки, обеспечивая безопасность участников дорожного движения в местах концентрации ДТП. 

«А кто рулит?»

Журналист KazanFirst задалась вопросом, за чей счет спасают участников дорожного движения? И оказалось, что за их же собственный — за деньги налогоплательщиков. На сайте госзакупок еще 25 декабря было размещено извещение «о поставке запасных частей для автомобильного комплекса фотофиксации «Робот». Заказчиком действительно является ГБУ «Безопасность дорожного движения», а начальная цена лота — более 2,5 млн рублей. Источник финансирования — бюджет Татарстана. Прием заявок начался в тот же день, а закрыть его заказчик планировал уже через четыре дня — за двое суток до боя курантов. 

Камера «Робот» на вооружении у ГИБДД: главное, что надо знать

Но то ли представители немецких поставщиков не успели за такое короткое время «податься», то ли у наших не хватило времени составить им конкуренцию, то ли татарстанские антимонопольщики тормознули слишком «скоропостижный» аукцион, но извещение от 25 декабря 2017 года было признано недействительным, поэтому 19 января 2018 года ГБУ БДД вынуждено было разместить его заново. На этот раз заказчик дал потенциальным участникам «на подумать» гораздо больше времени — аж 11 дней: прием заявок заканчивается 30 января, а на 2 февраля назначен аукцион. 

Согласно техническому заданию, от поставщика требуется четыре комплекта, в каждый из которых входит «лампа-вспышка 150 Вт с цветным фильтром (включая кабель)» с начальной ценой 139 068 рублей 39 копеек и «монтажный комплект для установки в автомобиль, в том числе монтажные пластины, держатели и кабели необходимой длины», по цене 489 843, 44 рубля. Таким образом, повышать дисциплину участников движения на дорогах Татарстана планируется пока что с помощью четырех автомобилей.
 
Но что дисциплинированному немецкому водителю хорошо, то в Татарстане вызвало шквал возмущения. «А кто обслуживает, кто контролирует, кто рулит и кто отвечает за это?» — задается вопросом один из читателей KazanFirst в комментариях под новостью. «А как же закон, по которому перед радаром должен соответствующий дорожный знак устанавливаться?» — вторит ему другой.

— Все вопросы — к ГИБДД, — ответил директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, которому KazanFirst адресовала все эти вопросы. —  Мы только заказчики и всего лишь эксплуатируем эту систему. 

— А почему аукцион будет только 2 февраля, а машина уже ездит? — уточнила журналист издания.

— Это опытный образец, — растолковал Рифкат Минниханов. 

«Мы уже наказали этих людей»

Начальник пресс-службы ГИБДД МВД по РТ Хайдар Зиганшин сообщил нашему изданию, что в Татарстане действительно пока только один автомобиль, оснащенный немецкой мобильной системой фотофиксации, но не исключено, что их будет больше в самое ближайшее время. 

Камера «Робот» на вооружении у ГИБДД: главное, что надо знать

— Может, 30, а может, 300 штук будет, — заявил он. — А пока что это тестовый вариант, и он ни одного штрафа еще не выписал. Просто его вывезли, чтобы понять, как он справится. Это оборудование немецкой компании, и как оно поведет себя в наших условиях, еще абсолютно не понятно. И в зависимости от того, как это оборудование себя покажет, станут решать, будет оно на наших дорогах, когда и в каком количестве. В любом случае когда «Робот» заработает официально, мы всех оповестим и предупредим. 

 — А если радар и фотокамера установлены на автомобиле, водителей обязаны предупреждать знаком «ведется фото-, видеофиксация»? Как по закону? — поинтересовалась журналист KazanFirst.

— Вопрос интересный, — отметил начальник пресс-службы ГИБДД МВД по РТ. — Если на каком-то участке дороги будет работать этот автомобиль с «Роботом», там будет стоять щит «Внимание! На всем протяжении дороги М-7 Москва — Уфа работает система мобильной фото-, видеофиксации». С этим проблем, думаю, не возникнет. 

Что же касается «тюнинга» отечественной «Лады» под тестирование немецких технологий и самого факта, что такой «мутант» спокойно разъезжает по дорогам республики, поправ все технические регламенты, то в ГИБДД все же признали незаконность тест-драйва.

— Конечно, здесь есть нарушение, — согласился Хайдар Зиганшин. — Абсолютно верно. Общественность правильно отметила. Но ведь тестировали не «Ладу Ларгус», а само оборудование, поэтому его и установили там. Мы уже наказали этих людей, которые выехали на переоборудованном автомобиле. Сейчас систему «Робот» испытывают в стационарном режиме.


Читайте также: Каждый четвертый должник, живущий в Татарстане, не смог выехать за рубеж


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *