Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов

​История одной легкоатлетки
История одной легкоатлетки, которая собирается выступать за Краснодарский край.

Категорический отказ республиканских спортивных начальников от так называемого параллельного зачета оборачивается тем, что лучшие воспитанники ДЮСШ Татарстана, повзрослев, вынуждены выступать за те регионы России, которые находят возможность их поддержать.

На стыке годов легкоатлетическую общественность Татарстана облетела весть: одна из самых перспективных многоборок России Елизавета Кириллова собирается выступать за Краснодарский край.


Наша справка

Елизавета Кириллова родилась 26 февраля 2000 года в Казани.

Спортивное звание: кандидат в мастера спорта

Специализация: семиборье

Личный тренер: Олег Арбеев

Лучшие результаты, показанные в 2017 году:

— победа в зимнем Первенстве России среди девушек 2000-2001 г. р. (пятиборье) — 3 906 очков;

— 2-е место на Кубке России среди девушек до 18 лет — 5 043 очка;

— 3-е место в летнем Первенстве России среди девушек до 18 лет — 5 125 очков;

— 2-е место на Спартакиаде учащихся России — 5 137 очков;

— 3-е место в командном Чемпионате России по многоборьям в составе сборной Татарстана со вторым результатом в команде из пяти, идущих в зачет, — 4 946 очков. 

Студентка 2-го курса Казанского училища олимпийского резерва. С 2017 года входит в состав сборной России по своему возрасту.


Вместе с Лизой решение сменить спортивную прописку приняла и ее подруга по сборной Татарстана Ралина Нуриева, которая на два года младше Кирилловой, а также личный тренер девушек Олег Арбеев. Спортсменки уже представляли Краснодарский край на зимнем первенстве Южного федерального округа, которое прошло в середине января в Волгограде. Лизе всего четыре очка не хватило до выполнения норматива мастера спорта, она заняла 2-е место среди девушек до 18 лет. А Ралина в своем возрасте стала первой. В среду вечером, 24 января, Олег Андреевич и его воспитанницы уехали в Смоленск, где проведут подготовительный сбор к Чемпионату и первенствам России по многоборьям в помещении — соревнования пройдут там же, в Смоленске, с 14 по 16 февраля. Этот сбор девушки проводят уже за счет Краснодарского края.

«В сборной Татарстана не состоит»

Предложение выступать не только за Татарстан, но еще и за Краснодарский край Кирилловой и ее тренеру поступило в августе в Майкопе, где Лиза успешно выступила на Спартакиаде учащихся России. Арбеев как честный тренер озвучил его отцам татарстанской легкой атлетики, обратился и в Минмолспорта республики. Но все ответственные товарищи только разводили руками и играли со специалистом в футбол, отправляя в другой кабинет. А ведь из Краснодара в республиканское ведомство ушло не только письмо-просьба сделать перезачет на два региона, но и договоры, подписанные полномочными лицами с краснодарской стороны.

Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов

— В них было четко прописано, что Краснодарский край берет на себя расходы по содержанию и подготовке к стартам Лизы, а также еще пятерых спортсменов, которым предложили выступать параллельно за два региона, — рассказывает Арбеев. — Но, как я понял, ответа на это письмо в Краснодаре так и не получили. 

Промолчали татарстанские спортивные чиновники и на обращение московской комиссии по переходам спортсменов, которая просила Татарстан либо разрешить, либо запретить Кирилловой выступать за Краснодарский край. Правда, в Москву из Казани пришла бумага о том, что Елизавета Кириллова в сборной Татарстана не состоит. На ее основании Лизе утвердили переход.

«Взрослым девушкам выдали бэушное нижнее белье»

Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов

Август 2017-го. Майкоп. Сборная Татарстана на открытии финала Спартакиады учащихся России.

— Знаете, Лиза чуть ли не единственная из своих ровесниц, кто остался в строю, — констатирует факт Арбеев. — Практически все остальные, с кем она соперничала в Татарстане, просто ушли из спорта, он так и не стал для них по-настоящему большим. Есть еще Татьяна Макарова из Нижнекамска, но она до сих пор не может отойти от солнечного удара, который получила в забеге на 800 метров на финале Спартакиады в Майкопе — жара была страшная. (Того самого финала, на котором сборную Татарстана по легкой атлетике можно было легко узнать по отсутствию единой формы. — Ред.). У Лизы тоже были мысли заканчивать. Говорила мне: «Если поддержки не будет, придется искать работу», ведь чем выше уровень, тем больше затрат, родителям все тяжелее ее поддерживать. Поэтому мы приняли предложение Краснодара.

— Что предложили?

— Оклад плюс премиальные за высокие результаты, шесть сборов в течение года, причем расчет сразу, экипировка. Мы уже посмотрели, как в сборной Краснодарского края все организовано, когда были на первенстве ЮФО в Волгограде. С командой были два массажиста и врач, они везут с собой физиотерапевтическую аппаратуру для восстановительных процедур, витамины. Мы в Краснодар приехали — нас тут же рассчитали за питание, проживание, дорогу, врач подошел, поинтересовался, как у Лизы дела, нет ли проблем. Все спортсмены — в единой форме: зимние куртки, шапки, костюмы.

— У нас разве не так?

— Да вы что! Весь год на свои деньги на соревнования и сборы, если еще дадут, ездим, в декабре только рассчитывают. Один тренер и билеты покупает, и лечением-восстановлением занимается. Экипировка — стыдно сказать — взрослым девушкам выдают бэушное нижнее белье. В конце года спортивные костюмы получили, в которых сборная Татарстана должна была в Майкоп на Спартакиаду учащихся в августе ехать. Лиза мне говорит: «Куртка даже моей маме большая, что мне с ней делать?». А спортсмены ведь знают друг друга, общаются, информация по всей стране мигом разносится. 

— Неужели от Минспорта не поступало Кирилловой предложения о поддержке?

— 7 000 рублей в месяц — такие там ставки, они уже лет десять не пересматривались. Предлагали две ставки, но ведь это значит, что кого-то отцеплять надо. Разве будут спортсмены друг с другом лбами сталкиваться?

«Все разводят руками: У нас нет параллельного зачета!»

На днях Олег Андреевич написал заявление об увольнении по собственному желанию из УОР.

— Попросили меня, — не скрывает тренер. У Лизы — похожая история. Конечно, по закону их не могут отчислить за то, что не за Татарстан выступают, училища олимпийского резерва — не частные лавочки, работают на всю страну. Но, как я понимаю, на УОР давят из министерства, мол, с этими «первооткрывателями» надо жестко вопрос решить, чтобы другим неповадно было. И начинаются угрозы о переводе на общее обучение.

Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов

— Что это значит?

— Это значит, что ее лишат материальной поддержки, питания, какого-то медицинского обслуживания и формы, хотя форма от училища ей и не нужна.

— А ничего, что Кириллова — член сборной России?

— Я не знаю, как они будут все это обосновывать, тем более что в УОР учится и Ралина Нуриева. Краснодар уже готовится к Спартакиаде учащихся 2019 года, заранее команду формируют. Уже 40 человек набрали, а в Татарстане команда — два-три человека. Я уже не говорю о поддержке — у нас даже не рассматривают вопрос о том, чтобы этому возрасту платить. А в Краснодаре заключают контракт, по которому 15-летняя Ралина будет получать зарплату. Но самое главное, что в Татарстане никто ничего менять не будет. Все разводят руками и говорят, что у нас в республике нет параллельного зачета.

Здесь стоит сделать ремарку к словам Арбеева. «Параллельщиков» у нас почти не стало («почти» — потому что есть лыжники), за что даже сам Мутко похвалил Татарстан.

Но спортсмены от этого только проиграли: выступая за два региона, они имели два источника дохода. Если вы думаете, что в Татарстане бросились компенсировать материальные потери спортсменов, то глубоко ошибаетесь. Что в этом случае будут делать молодые дарования, вступающие на стезю самостоятельной жизни? Правильно, менять региональную принадлежность — уходить в те регионы, где условия лучше и нет никаких препятствий тому, чтобы зарабатывать больше. Благо предложений хватает. И тут важно понимать, что люди не с жиру бесятся, а решают вопросы выживания. Потому как профессиональному спортсмену прожить на 10 тысяч рублей в месяц, мягко говоря, проблематично.

Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов

Я не исключаю, что идея отказаться от параллельного зачета заключается совсем в другом — не брать на татарстанские оклады состоявшихся спортсменов из других регионов России. Но, как это у нас часто бывает, чиновники, выполняя команду, расшибли лоб — запретили нашим воспитанникам зарабатывать, выступая параллельно и за другие субъекты. При этом спортсменов, которые выступают за республику, ни разу в ней не побывав, хватает. Например, представители сборной России по сноуборду Влад Хадарин, Валерий Колегов, Милена Быкова. 

— Будь моя воля, я бы сделал все с точностью до наоборот: для самых лучших наших спортсменов нашел бы регионы, которые готовы их содержать, и заключил договоры, — Арбеев предлагает свой выход из сложившейся ситуации, который видится логичным. — Таким образом, мы и деньги сэкономили бы, и людей сохранили — у нас была бы лучшая команда! Мы же не отказываемся за Татарстан выступать, да и уезжать никуда не собираемся — всю жизнь в Казани тренировались. Но не знаю, как будет дальше: дадут ли дома тренироваться? 

Ответ на этот вопрос мы, возможно, получим во второй половине февраля, когда Олег Арбеев и Елизавета Кириллова вернутся из Смоленска с первенства России в помещениях. Тогда и узнаем, где спортсменка будет готовиться к самому важному старту нынешнего летнего сезона — чемпионату страны. Пройдет он в родной для Кирилловой Казани, вот только представлять на нем Лиза будет Краснодарский край.


Читайте также: Сборная России по хоккею назвала состав на Олимпиаду-2018


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *