Минздрав Татарстана закрылся от проблем

Рустам Минниханов упрекнул министра Вафина в «непрозрачности» при работе с жалобами людей.
Рустам Минниханов упрекнул министра Вафина в «непрозрачности» при работе с
жалобами людей.

По данным Минздрава Татарстана, более 75% жителей республики довольны качеством оказания медуслуг, а, по мнению президента РТ, число жалоб на медиков увеличилось на 9%. Кто из них прав, выясняли вчера на итоговой коллегии ведомства. 

Рожаем меньше, живем дольше

По словам министра Аделя Вафина, в прошлом году Минздрав РТ сосредоточился на улучшении качества медуслуг, внедрении цифровых технологий, совершенствовании службы сопровождения родов, улучшении лекарственного обеспечения и ликвидации кадрового голода.

— 2017 год стал для нас созидательным годом, — отметил министр. — Благодаря поддержке президента, правительства республики и страны, мы завершили его с позитивными показателями. Ожидаемая продолжительность жизни, по предварительным расчетам, достигла 74 года.

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

Татарстан занял 1-е место в ПФО по естественному приросту населения — один человек на 1 000 жителей. Этот показатель устоял за счет снижения смертности на 2,6%: в прошлом году в республике умерло на 937 человек меньше. В Татарстане стали реже умирать от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин. Уменьшилось на 14,4% и количество самоубийств. 

Однако в республике понизилась рождаемость. Если в 2016 году на 1 000 жителей Татарстана приходилось 14 новорожденных, то в 2017- м — 12. Это на 13,9% меньше, чем в 2016-м. 

Тем не менее в 12 районах Татарстана рождаемость превышает смертность. 

В прошлом году в республике выявлено 15 707 новых случаев онкологии, что на 7,3% больше, чем в 2016-м. Сейчас в Татарстане болеет раком 104 711 житель — это каждый 37-й. При этом доля тех, кто состоит на учете пять и более лет, увеличилась в прошлом году на 8,4% и составила 57,4% — 60 151 человек. А запущенность заболевания среди впервые выявленных больных снизилась на 3,2%.

— Выявляемость злокачественных новообразований на ранних стадиях в прошлом году выросла с 65 до 68%, — отметил министр. 

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

Общий рейтинг муниципалитетов по итогам деятельности в сфере здравоохранения за 2017 год выглядит так: 

— 1-е место — Набережные Челны;

— 2-е место — Нижнекамск; 

— 3-е место — Балтасинский район;

— 4-е — Рыбно-Слободский район;

— 5-е — Кукморский район;

— 6-е — Пестречинский район;

— 7-е — Арский район. 

Врачей «залайкают»

— Согласно данным Татарстанстата, в 2017 году общий уровень удовлетворенности населения медицинской помощью составил 75,5%, — отметил министр. — Результаты социлогического опроса подтверждают, что рост удовлетворенности качеством медицинских услуг в большей степени обусловлен укреплением материально-технической базы, снижением очередности на прием к врачу и отношением медицинского персонала. 

Но министр поставил перед руководителями лечебных учреждений республики задачу — сделать так, чтобы потребитель медуслуг имел возможность оперативно оценить конкретное учреждение, конкретного врача, в том числе через различные мессенджеры и в социальных сетях. Чем больше «лайков», тем лучше врач или поликлиника. Элементарно.

— Нас не должна устраивать средняя температура по больнице, — подчеркнул Адель Вафин. — Жалобы есть. Нарекания есть в нашей работе. Особенно — в первичном звене. Уверен, что потенциал отрасли позволяет добиться поставленной президентом задачи — повысить удовлетворенность на 30% в первичном звене. 

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

Министр отметил положительное влияние на качество медуслуг электронной записи на прием к врачу на сайте госуслуг Татарстана. Этот сервис татарстанцы так успешно освоили, что записываются к врачу на всякий случай — как только видят свободные даты. Их, конечно, можно понять: без записи на две недели вперед теперь никакой специалист не примет. А откуда человек может знать, что у него заболит через две недели? Он же не ясновидящий. Получается, что если человек на прием не приходит, врач в это время «простаивает», потому что другой пациент на «забронированное» время попасть не может, так как электронный сервис показывает в окошке на это время «занято». Может быть, записавшийся и рад бы отменить «бронь» за сутки или даже раньше, но сервис не предусматривает такой услуги, а по телефону в регистратуру поликлиники обычно не дозвониться. В итоге врач остается без дела, а настоящий больной — без помощи. Количество же жалоб на недоступность медуслуг вырастет.

— По данным сайта Госуслуг, 26% жителей из общего числа записавшихся на прием не явились, — констатировал Вафин. — Соответствующее решение принято Министерством информатизации и связи Татарстана — система будет доработана с возможностью информирования населения о необходимости посещения, возможности заблаговременной отмены записи и ограничении сервисов в случае многократных неявок. 

А в ближайшем будущем Минздрав РТ намерен приучить всех жителей республики создавать на портале Госуслуг личные медкабинеты, где будет публиковаться вся информация, — о прививках, результатах анализов и диагностических исследований, назначениях и рекомендациях врача.

Выходной для медосмотра 

Еще одним препятствием для более полного охвата населения республики медицинскими услугами стало нежелание работодателей не отпускать своих сотрудников на диспансеризацию. Дескать, здоровый человек в рабочее время должен работать, а не по поликлиникам расхаживать.

— Обращаюсь к присутствующей здесь в зале председателю Федерации профсоюзов республики Татьяне Водопьяновой, председателю Ассоциации предприятий и предпринимателей республики Александру Лаврентьеву с предложением инициировать внесение изменений в коллективные договоры — по предоставлению одного дня для прохождения диспансеризации и его оплаты за счет средств работодателя, — высказался Адель Вафин.

Он также сообщил, что Минздрав республики подпишет соглашения с крупнейшими предприятиями республики о том, что они регулярно проводили профосмотры работников без отрыва от производства за счет работодателя. 

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

И чтобы впредь предупреждать все болезни жителей Татарстана и выявлять их на ранних стадиях, министр здравоохранения планирует создать в республике специальную организацию — Центр профилактической медицины, по аналогии с Агентством по продвижению здорового образа жизни в Сингапуре. А в Альметьевске и Набережных Челнах планируется открыть высокотехнологичные онкологические центры. 

— В 2018 году будут продолжены структурные преобразования в отрасли, направленные на оптимизацию многоуровневой системы оказания медицинской помощи, поэтапную реструктуризацию медицинских учреждений различного типа и создание единого электронного информационного пространства, объединяющего все этапы оказания медицинской помощи, — завершил доклад Адель Вафин. 

«Вы не дорабатываете» 

Президент Татарстана высказал свое мнение о работе медиков в прошлом году.  

— Конечно, критики было маловато в свой адрес, — оценил Рустам Минниханов доклад министра здравоохранения. — В общем только было сказано. С одной стороны, мне пишут, что демография позитивная, но мы очень серьезно упали. Это нас очень беспокоит. И мы должны понимать, что если мы так станем двигаться, история не очень хорошая будет. Мы держимся только за то, что снижается смертность, а по рождаемости мы начали буксовать. 

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

К слову сказать, упрек в снижении рождаемости едва ли справедлив по отношению к министру здравоохранения Татарстана. Адель Вафин внес личный вклад в улучшение демографической ситуации — он отец четырех детей. 

Впрочем, президент Татарстана признал, что снижение рождаемости — это общероссийская проблема и правительство страны ищет сейчас пути решения повысить ее. 

Кроме того, президент посоветовал министру обратить внимание на возросшее количество жалоб от пациентов больниц и поликлиник на портал «Народный контроль». В 2016 году поступило 817 претензий к медикам от населения, а в прошлом — 889, то есть на 9% больше.

— Вы не дорабатываете, — отметил президент. — Вы, начиная с министра и руководителя на городском и районном уровне, ежемесячно должны все эти обращения брать в работу и смотреть, где причина. Почему так получается? Какие лечебные учреждения у нас имеют больше претензий? Эта тема требует постоянной системной работы. Ну и в социальных сетях у меня много обращений в части претензий в области медицины. Вы, конечно, стараетесь мне показать хорошие учреждения, хороших, профессиональных докторов. Но это должно быть везде. Люди везде одинаковые.

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

Рустам Минниханов посоветовал министру здравоохранения республики обратить внимание и на тему обеспечения населения лекарствами.

— Это, конечно, не только ваша проблема, но и к вам тоже есть вопросы, — отметил президент республики. — Что мы покупаем, как мы покупаем? К сожалению, претензии есть по закупкам, по техзаданиям. На эти вопросы надо обращать внимание. Лекарственное обеспечение сегодня не систематизировано. 

Лидер республики остался недоволен и недостаточными темпами выдачи в Татарстане электронного больничного листа. Как известно, республика стала пилотным регионом по внедрению виртуального больничного. Но проект «забуксовал».

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

— Я свое мнение по этому поводу уже сказал, — подчеркнул президент. — Гайзатуллин (управляющий отделением регионального Фонда соцстраха по РТ Рамиль Гайзатуллин. — Ред.) тоже получил. Дело ведь не в том, что модно или не модно. Главное, чтобы людям это было удобно и комфортно.

Рустам Минниханов упрекнул министра в «непрозрачности» работы по оценке населением качества оказания медуслуг. 

— Эту работу надо сделать прозрачной, — распорядился он. — Она не должна быть только у министра или у премьер-министра, или у меня. Нам нельзя скрывать наши недостатки. Когда пациент дает оценку, а вы это где-то спрятали, ничего хорошего это не даст. Мы должны быть максимально прозрачными. 


Читайте также: Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов


Comment section

Добавить комментарий

Войти: