Site icon KazanFirst

Минздрав Татарстана закрылся от проблем

Рустам Минниханов упрекнул министра Вафина в «непрозрачности» при работе с жалобами людей.
Рустам Минниханов упрекнул министра Вафина в «непрозрачности» при работе с
жалобами людей.

По данным Минздрава Татарстана, более 75% жителей республики довольны качеством оказания медуслуг, а, по мнению президента РТ, число жалоб на медиков увеличилось на 9%. Кто из них прав, выясняли вчера на итоговой коллегии ведомства. 

Рожаем меньше, живем дольше

По словам министра Аделя Вафина, в прошлом году Минздрав РТ сосредоточился на улучшении качества медуслуг, внедрении цифровых технологий, совершенствовании службы сопровождения родов, улучшении лекарственного обеспечения и ликвидации кадрового голода.

— 2017 год стал для нас созидательным годом, — отметил министр. — Благодаря поддержке президента, правительства республики и страны, мы завершили его с позитивными показателями. Ожидаемая продолжительность жизни, по предварительным расчетам, достигла 74 года.

Татарстан занял 1-е место в ПФО по естественному приросту населения — один человек на 1 000 жителей. Этот показатель устоял за счет снижения смертности на 2,6%: в прошлом году в республике умерло на 937 человек меньше. В Татарстане стали реже умирать от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин. Уменьшилось на 14,4% и количество самоубийств. 

Однако в республике понизилась рождаемость. Если в 2016 году на 1 000 жителей Татарстана приходилось 14 новорожденных, то в 2017- м — 12. Это на 13,9% меньше, чем в 2016-м. 

Тем не менее в 12 районах Татарстана рождаемость превышает смертность. 

В прошлом году в республике выявлено 15 707 новых случаев онкологии, что на 7,3% больше, чем в 2016-м. Сейчас в Татарстане болеет раком 104 711 житель — это каждый 37-й. При этом доля тех, кто состоит на учете пять и более лет, увеличилась в прошлом году на 8,4% и составила 57,4% — 60 151 человек. А запущенность заболевания среди впервые выявленных больных снизилась на 3,2%.

— Выявляемость злокачественных новообразований на ранних стадиях в прошлом году выросла с 65 до 68%, — отметил министр. 

Общий рейтинг муниципалитетов по итогам деятельности в сфере здравоохранения за 2017 год выглядит так: 

— 1-е место — Набережные Челны;

— 2-е место — Нижнекамск; 

— 3-е место — Балтасинский район;

— 4-е — Рыбно-Слободский район;

— 5-е — Кукморский район;

— 6-е — Пестречинский район;

— 7-е — Арский район. 

Врачей «залайкают»

— Согласно данным Татарстанстата, в 2017 году общий уровень удовлетворенности населения медицинской помощью составил 75,5%, — отметил министр. — Результаты социлогического опроса подтверждают, что рост удовлетворенности качеством медицинских услуг в большей степени обусловлен укреплением материально-технической базы, снижением очередности на прием к врачу и отношением медицинского персонала. 

Но министр поставил перед руководителями лечебных учреждений республики задачу — сделать так, чтобы потребитель медуслуг имел возможность оперативно оценить конкретное учреждение, конкретного врача, в том числе через различные мессенджеры и в социальных сетях. Чем больше «лайков», тем лучше врач или поликлиника. Элементарно.

— Нас не должна устраивать средняя температура по больнице, — подчеркнул Адель Вафин. — Жалобы есть. Нарекания есть в нашей работе. Особенно — в первичном звене. Уверен, что потенциал отрасли позволяет добиться поставленной президентом задачи — повысить удовлетворенность на 30% в первичном звене. 

Министр отметил положительное влияние на качество медуслуг электронной записи на прием к врачу на сайте госуслуг Татарстана. Этот сервис татарстанцы так успешно освоили, что записываются к врачу на всякий случай — как только видят свободные даты. Их, конечно, можно понять: без записи на две недели вперед теперь никакой специалист не примет. А откуда человек может знать, что у него заболит через две недели? Он же не ясновидящий. Получается, что если человек на прием не приходит, врач в это время «простаивает», потому что другой пациент на «забронированное» время попасть не может, так как электронный сервис показывает в окошке на это время «занято». Может быть, записавшийся и рад бы отменить «бронь» за сутки или даже раньше, но сервис не предусматривает такой услуги, а по телефону в регистратуру поликлиники обычно не дозвониться. В итоге врач остается без дела, а настоящий больной — без помощи. Количество же жалоб на недоступность медуслуг вырастет.

— По данным сайта Госуслуг, 26% жителей из общего числа записавшихся на прием не явились, — констатировал Вафин. — Соответствующее решение принято Министерством информатизации и связи Татарстана — система будет доработана с возможностью информирования населения о необходимости посещения, возможности заблаговременной отмены записи и ограничении сервисов в случае многократных неявок. 

А в ближайшем будущем Минздрав РТ намерен приучить всех жителей республики создавать на портале Госуслуг личные медкабинеты, где будет публиковаться вся информация, — о прививках, результатах анализов и диагностических исследований, назначениях и рекомендациях врача.

Выходной для медосмотра 

Еще одним препятствием для более полного охвата населения республики медицинскими услугами стало нежелание работодателей не отпускать своих сотрудников на диспансеризацию. Дескать, здоровый человек в рабочее время должен работать, а не по поликлиникам расхаживать.

— Обращаюсь к присутствующей здесь в зале председателю Федерации профсоюзов республики Татьяне Водопьяновой, председателю Ассоциации предприятий и предпринимателей республики Александру Лаврентьеву с предложением инициировать внесение изменений в коллективные договоры — по предоставлению одного дня для прохождения диспансеризации и его оплаты за счет средств работодателя, — высказался Адель Вафин.

Он также сообщил, что Минздрав республики подпишет соглашения с крупнейшими предприятиями республики о том, что они регулярно проводили профосмотры работников без отрыва от производства за счет работодателя. 

И чтобы впредь предупреждать все болезни жителей Татарстана и выявлять их на ранних стадиях, министр здравоохранения планирует создать в республике специальную организацию — Центр профилактической медицины, по аналогии с Агентством по продвижению здорового образа жизни в Сингапуре. А в Альметьевске и Набережных Челнах планируется открыть высокотехнологичные онкологические центры. 

— В 2018 году будут продолжены структурные преобразования в отрасли, направленные на оптимизацию многоуровневой системы оказания медицинской помощи, поэтапную реструктуризацию медицинских учреждений различного типа и создание единого электронного информационного пространства, объединяющего все этапы оказания медицинской помощи, — завершил доклад Адель Вафин. 

«Вы не дорабатываете» 

Президент Татарстана высказал свое мнение о работе медиков в прошлом году.  

— Конечно, критики было маловато в свой адрес, — оценил Рустам Минниханов доклад министра здравоохранения. — В общем только было сказано. С одной стороны, мне пишут, что демография позитивная, но мы очень серьезно упали. Это нас очень беспокоит. И мы должны понимать, что если мы так станем двигаться, история не очень хорошая будет. Мы держимся только за то, что снижается смертность, а по рождаемости мы начали буксовать. 

К слову сказать, упрек в снижении рождаемости едва ли справедлив по отношению к министру здравоохранения Татарстана. Адель Вафин внес личный вклад в улучшение демографической ситуации — он отец четырех детей. 

Впрочем, президент Татарстана признал, что снижение рождаемости — это общероссийская проблема и правительство страны ищет сейчас пути решения повысить ее. 

Кроме того, президент посоветовал министру обратить внимание на возросшее количество жалоб от пациентов больниц и поликлиник на портал «Народный контроль». В 2016 году поступило 817 претензий к медикам от населения, а в прошлом — 889, то есть на 9% больше.

— Вы не дорабатываете, — отметил президент. — Вы, начиная с министра и руководителя на городском и районном уровне, ежемесячно должны все эти обращения брать в работу и смотреть, где причина. Почему так получается? Какие лечебные учреждения у нас имеют больше претензий? Эта тема требует постоянной системной работы. Ну и в социальных сетях у меня много обращений в части претензий в области медицины. Вы, конечно, стараетесь мне показать хорошие учреждения, хороших, профессиональных докторов. Но это должно быть везде. Люди везде одинаковые.

Рустам Минниханов посоветовал министру здравоохранения республики обратить внимание и на тему обеспечения населения лекарствами.

— Это, конечно, не только ваша проблема, но и к вам тоже есть вопросы, — отметил президент республики. — Что мы покупаем, как мы покупаем? К сожалению, претензии есть по закупкам, по техзаданиям. На эти вопросы надо обращать внимание. Лекарственное обеспечение сегодня не систематизировано. 

Лидер республики остался недоволен и недостаточными темпами выдачи в Татарстане электронного больничного листа. Как известно, республика стала пилотным регионом по внедрению виртуального больничного. Но проект «забуксовал».

— Я свое мнение по этому поводу уже сказал, — подчеркнул президент. — Гайзатуллин (управляющий отделением регионального Фонда соцстраха по РТ Рамиль Гайзатуллин. — Ред.) тоже получил. Дело ведь не в том, что модно или не модно. Главное, чтобы людям это было удобно и комфортно.

Рустам Минниханов упрекнул министра в «непрозрачности» работы по оценке населением качества оказания медуслуг. 

— Эту работу надо сделать прозрачной, — распорядился он. — Она не должна быть только у министра или у премьер-министра, или у меня. Нам нельзя скрывать наши недостатки. Когда пациент дает оценку, а вы это где-то спрятали, ничего хорошего это не даст. Мы должны быть максимально прозрачными. 


Читайте также: Когда всем всё параллельно: Татарстан теряет перспективных спортсменов


Exit mobile version