Глав районов Татарстана призвали не быть «царьками»

Бизнесмены республики по-прежнему жалуются на власть и ревизоров.
Бизнесмены республики по-прежнему жалуются на власть и ревизоров.

Чаще всего бизнесмены жалуются омбудсмену на местные власти и надзорные органы. По мнению самого Нагуманова, некоторые главы муниципалитетов ведут себя особо «по-хозяйски» на своих территориях, не пренебрегая и коррупционными схемами.


Наша справка

• Общее количество обращений в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на 25% (за 2017 год в адрес Уполномоченного поступило 1 846 обращений предпринимателей).

• Резкий рост произошел по устным обращениям. Это увеличение связано с вопросами взаимодействия с АСВ и проблемами в Татфондбанке.

• Большинство обращений касалось земельно-имущественных отношений — это около 30% всех обращений, 25% — проверки, контрольно-надзорные мероприятия, 17% — это нарушения договорных обязательств органами власти по госконтрактам, договорам аренды и другим договорам с муниципалитетами.

• В структуре жалоб на государственные органы и органы местного самоуправления основной объем поступает на исполнительные комитеты и глав муниципальных образований — около 40%.

• На втором месте — контрольно-надзорные органы — 30%.

• Кроме того, предприниматели жалуются на контрагентов, банки — другие субъекты предпринимательской деятельности.


Глав районов Татарстана призвали не быть «царьками»

Судебные споры и предприниматели в СИЗО

Самой острой темой ушедшего года стали повальные заключения предпринимателей разных уровней и сфер в СИЗО. Кого-то уже выпустили, а кто-то продолжает оставаться под арестом, безуспешно пытаясь обжаловать решения суда.

— Неоднократно как мы, так и Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей говорили о недопущении содержания под стражей бизнесменов, обвиняемых в экономических преступлениях. Даже если обвинения не подтверждаются, содержание в СИЗО практически в 100% случаев разрушает бизнес, предприятия, лишает людей рабочих мест. Поэтому мы прикладываем все усилия, чтобы предпринимателей не заключали под стражу до вынесения приговора суда, — заявил бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов.

По этому вопросу в Татарстан два раза приезжал федеральный «гость» — Александр Хуруджи, общественный омбудсмен при аппарате Бориса Титова (уполномоченный по правам предпринимателей РФ. — Ред.) по вопросам бизнесменов, заключенных под стражу. Сам Нагуманов трижды бывал в СИЗО на встрече с теми, кто сейчас находится под арестом.

— Пользуясь этой публичной возможностью, я хочу еще раз обратить внимание общественности, законодателей и правоохранительных органов — в стране приняты нормы, которые позволяют гибко подходить к вопросу заключения предпринимателей под стражу в период следствия ввиду общественной и экономической значимости их деятельности, — заключил Нагуманов.

Глав районов Татарстана призвали не быть «царьками»

Роспотребнадзор — молодец

На площадке бизнес-омбудсмена Татарстана два года назад начал работать так называемый Совет по предпринимательству. В нем нет постоянных членов — работа проектная. Под каждую конкретную проблему привлекаются эксперты в этой области, юристы и органы власти. Вместе они вырабатывают решение, которое потом претворяется в жизнь.

Со слов Нагуманова, именно благодаря Совету удалось освободить предпринимателей из малых населенных пунктов, где проживает менее 1 000 человек, от использования онлайн-касс. Эта обязанность была невыполнимой для сельских бизнесменов.

Омбудсмен также отметил, что многие надзорные органы начинают менять свою позицию в отношении бизнеса — от поиска возможности оштрафовать к профилактике, обучению, предупреждению предпринимателей. Перемены настроения произошли, в том числе, благодаря критике Рустама Минниханова на одном из заседаний Совета.

— По-моему, вы не прониклись. Ваш тон говорит о том, что вы всегда правы. Вы немного будьте гибче, услышьте, что вам люди говорят. Вы привыкли, видимо, что вы всегда правы. Почему не думаете о других? — вступил он тогда в дискуссию с представителем ведомства.

Как результат — в своем докладе Тимур Нагуманов отметил именно Роспотребнадзор как тот орган, который начал внедрять в практику своей работы вынесение предостережений.

Еще одним результатом работы Совета стало урегулирование проблемы ошибочного начисления страховых взносов. По заверению омбудсмена, новый порядок взаимодействия между налоговой и Пенсионным фондом сейчас позволяет быстро снимать вопросы ошибочных начислений, избегать необоснованных блокировок счетов.

Глав районов Татарстана призвали не быть «царьками»

Новый год — новый рейтинг муниципалитетов

Не забыл Нагуманов и о рейтинге делового климата муниципалитетов, который его команда составила в 2017 году.

— В каждом районе мы опросили репрезентативную выборку предпринимателей. В сумме почти 5 000 ответили на вопросы по теме взаимоотношений с властью, настроений, бизнес-среды в районе, — рассказал омбудсмен.

Аутсайдером рейтинга стал Зеленодольский район, а «отличником» — Высокогорский. Но сам Нагуманов озвучивать лучшие и проблемные районы не стал.

— Вы провели большую работу по мониторингу делового климата. Если можно, озвучьте районы, которые вы могли бы привести в пример, а которые нет, — попросила депутат Госсовета Ильсоя Мезикова.

— В докладе есть эти районы, которые окрашены зеленым, желтым и красным цветом. Я все-таки воздержусь от перечисления. Исследование было направлено не на прямое рейтингование — это вершина айсберга. Главным для нас будет исследование текущего года. Тогда мы поймем, какая динамика. Если кто-то традиционно в минусах, то тогда уже будет вопрос к районам. А если это произошло в этот раз, одномоментно, то это может быть связано с определенными временными обстоятельствами, — ответил Нагуманов.

— Дипломатично, — заметил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.

Глав районов Татарстана призвали не быть «царьками»

В целом же предприниматели Республики Татарстан скорее положительно относятся к деятельности местных властей:

— 30% убеждены, что местная власть создает и поддерживает благоприятные условия для развития бизнеса;

— 36% нейтрально оценивают деятельность местной власти и заявляют, что власть не поддерживает, но и не мешает развитию бизнеса.

Обращениями предпринимателей заинтересовался депутат представитель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Александр Комисаров.

— В структуре обращений 85% приходится на органы власти в любом их виде. В итоге меньше стало обращений или больше? И почему? — спросил он.

— Согласно закону, мы рассматриваем обращения предпринимателей как раз по взаимодействию с органами власти. Поэтому мы и работаем больше всего с этой категорией и сразу им говорим об этом. Оставшиеся 15% — это те обращения, которые мы все равно взяли в работу, давали необходимые консультации. Если говорить про накал страстей, то не могу сказать, что за пять лет нашей работы он кардинально увеличился или уменьшился. Бывают всплески, бывают сложные ситуации. Выходит новая «нормативка», обновления — получаем накал, дальше все утихает. Это настолько пластичный мир бизнеса, — ответил ему Нагуманов.

Глав районов Татарстана призвали не быть «царьками»

Произвол на местах

В 2018 году в республике начнет работу еще один институт, созданный аппаратом федерального уполномоченного, — это центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Его основная задача — работать с ситуациями неправомерного обвинения предпринимателей в незаконной деятельности и нарушениях закона. Центр призван осуществлять публичную правовую защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования.

Но это будущее, а вот по коррупционным проявлениям на местах прошлых лет Тимур Нагуманов отчитаться не смог. Этот момент заинтересовал депутата Госсовета гендиректора «Эссен Продакшн» Леонида Барышева.

— Ведется ли какая-то статистика или можете ли вы в динамике показать за последние несколько лет — уменьшилось или увеличилось число обращений, связанных с коррупционной составляющей в районах? Не нужно конкретных районов, просто в среднем по больнице как температура движется? — уточнил депутат.

— Честно признаюсь, отдельно с вопросами коррупционной составляющей мы работаем в меньшей степени. У нас есть отдельная комиссия, управление под руководством Марса Бадрутдинова, а также коллеги из прокуратуры и правоохранительных органов. Как правило, подобные вопросы мы адресуем им. Тем не менее, по моей экспертной оценке, подобных проявлений стало ни больше и ни меньше. Их по-прежнему определенный процент. Есть сложности. В ряде районов коллеги все еще воспринимают территорию как то место, где они вольны делать что хотят, принимать любые решения, отменять прошлые. Это не обходится без коррупционной составляющей, — заключил Нагуманов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *