«Гражданская ответственность» вызывает раздражение у автовладельцев Татарстана

Непривлекательность услуг ОСАГО на рынке страхования сделала жизнь водителей невыносимой.
Непривлекательность услуг ОСАГО на рынке страхования сделала жизнь водителей
невыносимой.

Каждый раз, обращаясь в страховые компании за полисом, автовладельцы сталкиваются с навязыванием дополнительных услуг, грубостью и задержками денег после наступления страхового случая. Жалобы на работу компаний, работающих на этом рынке, найти не составляет труда.  

— Я пострадавшая сторона. Больше трех месяцев ждала выплат, — рассказывает Алсу, клиентка страховой компании «Итиль Армеец». — До их бухгалтерии не дозвониться, поэтому отправила претензию, в ответ сообщают, что выплата будет и сумма. Об этом я и без них знала.

— Страховался в этой компании около 15 лет. Раньше работали относительно нормально. Сейчас оказался пострадавшим и столкнулся с абсолютно скотским отношением с их стороны, — это уже другой клиент страховоф компании «Итиль Армеец» по имени Сергей высказывает недовольство. — Звонил в течение трех дней — то занято, то не берут трубку. Отправлял запрос — никакой реакции. Если ранее компания на фоне остальных страховых казалась нормальной, то сейчас ничего кроме ненависти не вызывает. Так что хорошо подумайте, стоит ли страховаться в этой компании.

«Гражданская ответственность» вызывает раздражение у автовладельцев Татарстана

Автовладельцы Татарстана недовольны услугами, которые им оказывают страховые компании, имеющие право выдавать полисы ОСАГО. Основные претензии сводятся к тому, что постоянно образуются очереди, идут задержки по выплатам денег после наступления страхового случая и навязывание дополнительных страховок при приобретении полиса ОСАГО. Причем эти явления в той или иной степени присутствуют практически во всех работающих в республике страховых компаниях.

— Оформили ДТП 29 декабря 2017 года. Сегодня уже 15 февраля 2018 года — выплат нет. Когда звоню, ответы разные, но самый популярный — дело на рассмотрении. Я уже запарился им звонить. Мне кажется, что самый лучший вариант — это подключать юристов, — ругается недовольный клиент страховой компании «НАСКО». 

Если бы не обязательное страхование, никто не брал бы ОСАГО

ОСАГО — обязательное страхование. Эта уловка давно играет на руку страховым компаниям, которые на этом сделали для себя хороший бизнес. Правда, в последние несколько лет на рынке автострахования стало неспокойно — пошли сбои в выдаче страховых полисов. Особенно для тех клиентов, кто не хочет покупать у компаний дополнительные услуги. Находится масса отговорок в виде нехватки полисов и предложений попробовать получить заветный полис в других компаниях. 

— После покупки нового автомобиля решил обратиться в компанию «НАСКО» для приобретения обязательного полиса ОСАГО. Отстоял очередь. Мне предложили либо оформить страхование жизни, либо идти в другую компанию. Мои объяснения о том, что я уже застрахован, как и моя квартира, никого не интересовали. Одним словом, наглость, никого не боятся, — жалуется на татарстанскую компанию ее клиент. 

Все это происходит несмотря на то, что в июне 2016 года вступило в силу распоряжение Центробанка России, позволяющее страхователю отказываться от навязываемых банками или страховыми компаниями услуг или вернуть деньги, расторгнув договор. По рассказам клиентов, чаще всего с такой ситуацией можно столкнуться в СК «Итиль Армеец», «НАСКО», «Талисман», «Росгосстрах». В других компаниях, таких как СК «Чулпан», претензии клиентов сводятся к нехватке специалистов, из-за чего возникают очереди, недовольство и, как следствие, возмущение и хамство со стороны персонала.

«Гражданская ответственность» вызывает раздражение у автовладельцев Татарстана

— Очень много людей в очереди, а обслуживание плохое — один специалист на кучу народа. Безналичного расчета нет. Только наличными. Кабинеты для обслуживания клиентов есть, но заниматься людьми никто не хочет. Всех отправляют в вестибюль к одной девушке, которая не успевает обслужить всех посетителей. О чем думает действующий (пока ещё) директор филиала, неизвестно. Местные умники придумали неофициальный список очередности. Запись в очередь начинают чуть ли не в полночь, — делится впечатлениями о том, как устроена работа в страховой компании «Чулпан» автомобилист Андрей. 

Пояснить, почему себя так ведут работники по отношению к клиентам, в вышеназванных компаниях не захотели. Стоило только задать вопрос о дополнительных страховках к ОСАГО, в трубке тут же раздавались короткие гудки. 

На этом мытарства автовладельцев не заканчиваются. После получения полиса спокойной жизни у владельцев машин нет. Особенно у тех, кто попал в силу непредвиденных обстоятельств в ДТП. Тут-то и начинается самое интересное: чтобы получить свои деньги по страховому полису, приходится пройти уже чуть ли не семь кругов ада. Чаще всего дело заканчивается тем, что люди, устав ждать деньги, обращаются в суды. Только после их решения компании все-таки отдают деньги. Однако процесс этот растягивается на несколько месяцев — тяжбы с нерадивым страховщиком могут длиться по полгода, а сами пострадавшие в аварии автомобили восстанавливаются за счет разгневанных клиентов.

— Попала в ДТП в сентябре 2017 года. Подала запрос о денежной компенсации в страховую компанию «Талисман». По истечении 20 дней так и не выплатили. Звонила каждый день, говорили, что на проверке у безопасников. Прошел месяц, поехали в страховую компанию, разговаривали с начальником, он сказал, что документы ещё не проверялись, так как безопасник в отпуске. Прошел ещё месяц, документы снова на проверке. Подали претензию, после чего в течение 10 дней должны были выплатить или выслать письмо, но снова говорили, что на проверке, но уже у гендиректора. Приехали снова в «Талисман», девушка на ресепшене сказала, что наши документы у их начальницы лежат, а ей пока не до этого! 30 декабря звонила им, они сказали, что после Нового года выплатят. Январь. Мы снова звоним, а нам говорят, что отказ и письмо отправили 29 декабря. Как так? Вы совсем, что ли? Письмо так и не пришло! Номер уведомления не дают! Звоним им, а они якобы ничего не знают, все вопросы через суд. Все у юристов! Девушки на ресепшене все сваливают на свою начальницу или на безопасников, говорят звонить им и все у них узнавать, а как звонить, если вы не соединяете? — вопрошает Мария, клиентка компании «Талисман».

«Гражданская ответственность» вызывает раздражение у автовладельцев Татарстана

Очевидно, что ситуация с выплатами напрямую связана с финансовой устойчивостью страховых компаний, которые разными способами стараются замалчивать свою платежеспособность. К примеру, СГ «АСКО», которая в феврале 2018 года лишилась лицензии, по итогам 2016 года получила 158 млн рублей чистого убытка. Сборы и выплаты у нее уже в 2017 году упали наполовину относительно предыдущего периода — до 454 млн рублей. Конкретно по ОСАГО сальдо просело на 41%, до 276 млн рублей. При этом у клиентов компания пользовалась хорошим спросом: по отзывам, дополнительных страховок к полисам не навязывала, персонал был вежливым. Единственный минус — длительное ожидание полиса. Порой очередь в кабинеты агентов страховщика была расписана на месяц вперед.

— Нас просто вынуждают выстраиваться в очереди за ОСАГО.  Если бы это не было обязательным видом страхования, его бы никто не покупал, — говорит автовладелец Сергей. По его мнению, государство должно после такого большого негатива, который идет со стороны недовольных клиентов, либо найти рычаги влияния на страховые компании, либо вовсе отменить обязательное страхование гражданской ответственности. 

Впрочем, сами автовладельцы в большинстве своем все же не готовы, несмотря на все сложности с полисами, полностью от них отказаться. Потому что в случае ДТП платить придется за поврежденную машину из своего кошелька, особенно если в случившейся аварии становишься ее виновником.

Вместо 800 рублей штрафа — 5 000

Те владельцы, кому надоели длинные очереди и дороговизна полисов ОСАГО, ездят на свой страх и риск без них. Таких, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), у нас в стране более 1 млн. Всего же автопарк легковушек в стране насчитывает более 50 миллионов машин.

«Гражданская ответственность» вызывает раздражение у автовладельцев Татарстана

На данный момент в действующем законодательстве штраф за управление автомобилем в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, а также за водителя, не вписанного в страховку, составляет 500 рублей, за отсутствие полиса — 800. 

Однако вскоре такой возможности у «хитрых» автовладельцев не будет. В Госдуме рассматривается проект повышения штрафа за отсутствие у водителя полиса ОСАГО более чем в шесть раз — до 5 000 рублей.

Законопроект, разработанный членом комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов «единороссом» Сергеем Вострецовым, пока прошел только одну ступень обсуждения, окончательного решения пока не принято. 

По мнению автора проекта закона депутата Вострецова, главная цель этого документа — защитить добросовестных приобретателей полисов ОСАГО, которые в случае наступления ДТП при отсутствии у виновника аварии полиса обязательного страхования лишаются возможности отремонтировать свое авто за счет страховщика — виновника аварии.

Эту инициативу уже поддержал РСА. По мнению президента организации Игоря Юргенса, предлагаемый размер штрафа вполне разумен, поскольку средняя стоимость полиса ОСАГО в нашей стране и в республике в частности равна порядка 5,8 тысячи рублей.

В республике непопулярны электронные полисы 

Как отмечают эксперты РСА, рынок ОСАГО в России неравномерен: есть регионы с крайне высокой убыточностью, есть субъекты, где она находится на приемлемом уровне. Рынок ОСАГО в целом не является привлекательным, за последние годы его покинули более 100 страховщиков: если в 2005 году этим видом страхования занимались 163 компании, то сейчас их 59.

— По итогам 2017 года Татарстан нельзя отнести к сильно проблемным регионам. Отношение собранных премий к выплатам некритично. Средняя выплата в регионе составила более 76 тысяч рублей, что даже немного ниже средней выплаты по ОСАГО в целом по России (более 78 тысяч рублей), — сообщили KazanFirst представители пресс-службы РСА.

При этом представители Союза отмечают, что для доступности ОСАГО были приняты меры — введена обязанность для страховых компаний заключать договоры в электронном виде, в том числе в Татарстане, запущена система продаж полисов через «единого агента».

«Гражданская ответственность» вызывает раздражение у автовладельцев Татарстана

— По нашей статистике видим, что в республике нет большого спроса на договоры ОСАГО в электронном виде — их доля составляет по итогам 2017 года 3,18% в общем числе заключенных договоров, в январе — 6,3%. Татарстан находится на 85-м месте среди других регионов по доле ОСАГО. Это говорит о том, что проблема с доступностью полисов не так актуальна, как для некоторых других регионов, — заметили в пресс-службе ведомства.

Представители РСА рассказали, что согласно законодательству договор ОСАГО является публичным и страховщик не вправе отказать в заключении такого договора. Страхователь вправе обратиться с письменным заявлением о заключении договора ОСАГО, срок рассмотрения заявления — максимум месяц. Если письменное заявление подано, представлены все документы, то через месяц он сможет заключить договор. Собеседник напомнил, что страховщик обязан продавать ОСАГО только в своих филиалах, исключив иные точки продаж.

— Если вы считаете, что вам неправомерно отказывают в заключении договора, то напоминаем, что при обращении к страховщику страхователь вправе осуществлять аудио- или видеозапись. После чего можно подать обращение в РСА. Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 14 дней. При заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления ТС на осмотр, — отметили в пресс-службе РСА.

Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за необоснованный отказ от заключения договоров ОСАГО, за навязывание дополнительных услуг. Штраф в отношении должностных лиц составляет от 20 до 50 тысяч рублей, юридических лиц — 100-300 тысяч рублей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *