«Все идет к тому, что весна и осень будут сокращаться, лето — расширяться»

Профессор КФУ рассказал об угасающей «русской» зиме и цене ошибки метеоролога.
Профессор КФУ рассказал об угасающей «русской» зиме и цене ошибки метеоролога.

Заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ Юрий Переведенцев совсем недавно предсказал ранний приход весны в Казань, чем обнадежил измученных снегопадами и морозом горожан. В интервью KazanFirst профессор рассказал, как предсказывать погоду с помощью математических формул и когда в столице Татарстана зимой станет теплее.

— Что скажете о погоде уже уходящей зимы — температуры были выше нормы? Эта зима была классической для Казани?

— Температура декабря оказалась выше нормы — вместо -8°C получили -4°C. Из-за того что на нас влияла Северная Атлантика, в январе наблюдалось много снега и температура была выше нормы градуса на два (норма у нас -13°C). Вот февраль, скорее всего, будет ниже нормы. Это получился по-настоящему зимний месяц — выпало много осадков. А до конца месяца будут морозные дни согласно прогнозам Гидрометцентра России. Дневные температуры могут понижаться до -13 -15°C, а ночные — до -25°C. Будем находиться под влиянием Арктического антициклона. Это намного ниже климатической нормы. В Казани ныне последняя декада февраля устойчиво на 4 градуса ниже нормы. Сейчас среднесуточная температура должна быть порядка -9 градусов. Так что сейчас происходит большая аномалия.

«Все идет к тому, что весна и осень будут сокращаться, лето - расширяться»

— Многим приезжающим кажется, что в Казани холоднее, чем даже в соседних городах, скажем, в Уфе или Нижнем Новгороде. Что на это влияет?

— Про Уфу не знаю, но с Нижним Новгородом можно согласиться. Все-таки мы восточнее и наш климат более континентальный, от которого лето становится жарким, а зимние температуры — ниже, чем в районах западнее от нас. Чем дальше на восток, тем меньше влияние Северной Атлантики, а она зимой приносит только тепло и влагу, а летом прохладу.

Эта зима характерна большим количеством осадков. Высота снежного покрова в городе уже 59 см при норме в 34 см. 

— Не считаете ли вы, что на новости погоды и на неточные прогнозы синоптиков люди стали реагировать чаще? 

— Отчасти это вот чем можно объяснить. Действительно, происходит знаковое событие — глобальное потепление климата. Последние три года были самыми теплыми за всю историю метеорологических наблюдений по всему земному шару. Это и парниковый эффект, и Эль-Ниньо — такое явление есть в экваториальной части Тихого океана, оно сильно поднимает температуру на всей планете.

Климат стали политизировать. В 2015 году заключено Парижское соглашение, чтобы сокращать количество парникового газа, не допускать повышения температуры. Обращают на себя внимание доклады международной экспертной группы по климату, которая на будущий год будет заседать в Казани. И катаклизмы. Они стали наиболее частыми и приносят все больший ущерб. 

Безусловно, стало больше внимания со стороны правительственных структур во всем мире. Только президент США Трамп хочет выйти из Парижского соглашения по экономическим соображениям. Соглашение требует, чтобы страны выбрасывали меньше примесей, переходили к энергосберегающим технологиям, а это затраты.

— Молодежь приходит в профессию?

— В нашем университете идет подготовка метеорологических кадров. Мы готовим как бакалавров, так и магистров. Нашей кафедре 95 лет. Раньше занимались подготовкой для всего Советского Союза. Есть государственные стандарты, учебная программа. Ежегодно принимаем 20 человек и выпускаем примерно столько же. Сейчас наши студенты в основном оседают у нас здесь, в Казани. Кадрами мы обеспечиваем наш Гидрометцентр, международный аэропорт «Казань» — там большая группа наших синоптиков работает. Эта специальность чрезвычайно востребована — получаем обращения со всех регионов страны, чтобы туда выезжали наши специалисты.

Единственное, нужно откровенно сказать, есть один момент. Пока не очень высокие зарплаты. Тысяч двадцать пять. Тридцать получают те, кто с опытом. Но специальность очень интересная, потому что мы изучаем процессы в атмосфере, биосфере, на суше, в океане. У наших специалистов физико-математическая подготовка хорошая, изучается биология, химия, география.

«Все идет к тому, что весна и осень будут сокращаться, лето - расширяться»

В целом по университету конкурс выше, чем отдельно на нашу специальность. Объясняю почему: у нас ЕГЭ по географии, а этот экзамен далеко не во всех школах дается. То же самое для экологов. Такой тормоз есть.

Больше у нас учится девушек, но и ребят достаточно. Много студентов из других регионов. Отовсюду, где сдается ЕГЭ по географии. Из Чувашии, из Башкирии, Ульяновской области много студентов. Добрая половина у нас иногородние.

— Почему вы связали жизнь с этой сферой?

— Это было очень давно, и я бы не сказал, что сознательно выбрал этот путь. У меня два образования. Я закончил механико-математический факультет, а несколько раньше получил специальность инженера-метеоролога. В 17 лет я попал на географак достаточно случайно, но метеорология — это активная наука, она меня втянула, считаю ее интересной сферой.

— Можете коротко описать схему работы синоптиков?

— В первую очередь это сбор информации. Для этого создана мировая гидрометеорологическая сеть. Каждая страна имеет определенное количество метеорологических станций. В мире их примерно 9 тысяч. И они фиксируют у земли температуру, давление, осадки, всякого рода явления. Еще есть 900 аэрологических станций, которые ведут наблюдение до высоты 30 км. Сейчас развиваются космические методы. Существует также радиолокация, на платформах в океане ведутся наблюдения за температурой воды, течениями.

В Казани работают Управление по гидрометеорологии и Гидрометцентр, у них есть опорные станции, где ведутся наблюдения. И наша метеорологическая обсерватория КФУ, которой 200 с лишним лет. Все это время мы наблюдаем за изменениями климата города. На территории Татарстана — около 15 метеостанций, но можно было бы и больше, потому что смерчи в последние годы начали нас беспокоить, грозы. Здесь требуется более густая сеть, как в Европе или Америке.

Сейчас создаются численные модели — так называемый реанализ, позволяющий использовать всю информацию в узлах сетки до больших высот. Вычислительные технологии сейчас развиты и приносят метеорологии большую пользу.

— Объясните на примере. За сколько можно определить надвигающийся дождь или снег?

— Я вам так скажу. Например, в Гидрометцентре России составляют прогноз погоды по численным моделям до пяти суток. Дальше он плохо оправдывается. Достаточно надежный прогноз — это до трех суток.

Наступление снегопадов и дождей прогнозируемо, ведь они связаны с циклонами и фронтами. Эти вихри, как правило, прогнозируются. Все подчиняется огромной системе математических уравнений. Есть так называемые прогностические численные модели, там уравнения решаются с учетом физических закономерностей. В эти уравнения вставляют начальные условия, которые получили в ходе измерений, учитываются все свойства атмосферы, суши, океана.

«Все идет к тому, что весна и осень будут сокращаться, лето - расширяться»

— Вспомните самый резонансный случай, когда ошибки метеорологов вызвали наибольшее недовольство или тяжкие последствия.

— Был резонанс, когда в 1972 году наступила очень сильная засуха на Европейской территории Советского Союза. Эту засуху вовремя не предсказали, поэтому она принесла большие убытки. И из-за этого ряд известных ученых, которые возглавляли Гидрометцентр, понесли дисциплинарные наказания. Но это событие из разряда труднопредсказуемых.

Я не знаю, была ли предсказана засуха 2010 года — сомневаюсь, потому что такие засухи возникают раз в тысячу лет. Труднее всего предсказывать редкие события. На протяжении двух месяцев дневная температура была аномально высокой и достигала +39 градусов, не было осадков. Большие потери были среди пожилого населения в июле и августе 2010 года, в Татарстане был зафиксирован всплеск смертности. Мы ведь не слишком обеспечены кондиционерами.

— В последние 30 лет сильно поменялся климат? Когда ждать, что в России зима превратится если не в лето, то в осень?

— У нас с 1975 года повышаются январские температуры. Но в начале 2000-х это притормозилось и до 2012 года зимние температуры в Казани не росли, а даже падали. А летние, наоборот, повышались, в первую очередь в июле. Но сейчас и зимой происходит повышение температуры.

Годовая температура за много лет порядка +4, +5 °C. Климатические модели показывают, что к концу столетия в нашем регионе среднегодовая температура может подняться еще градусов на 4-5. Все идет к тому, что переходные периоды — весна и осень — будут сокращаться, летний период — расширяться. А зимой средняя температура будет не -13°C, а -8°C. По прогнозам, это произойдет лет через 60-70. Но здесь есть еще один момент. Малый ледниковый период мы пережили, а он с течением времени должен вернуться, поэтому результат будет зависеть от двух факторов — естественного и антропогенного.

«Все идет к тому, что весна и осень будут сокращаться, лето - расширяться»

— Народные приметы, связанные с погодой, еще работают? Например, если была холодная зима, то лето обязательно будет жарким.

— Народные приметы не всегда оправдываются. Но в том, что вы сказали, есть разумное зерно. Среднегодовые температуры меньше подвержены колебаниям. Если действительно лето оказалось жарким, то зима заберет это. Дневные температуры прыгают, месячные — в меньшей степени, годовые еще меньше прыгают. Происходит компенсация, природа так устроена.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *