Москвичи выкупают «швейные» активы Татфондбанка

Зданием фабрики «Адонис» заинтересовались инвесторы дизайн-завода «Флакон».
Зданием фабрики «Адонис» заинтересовались инвесторы дизайн-завода «Флакон».

3 марта исполнился год с момента отзыва лицензии у Татфондбанка. Прошлой весной кредитную организацию признали банкротом и открыли конкурсное производство. На момент отзыва лицензии обязательства ТФБ перед кредиторами составляли 189,7 млрд рублей при наличии активов лишь на 71,3 млрд рублей. Размер дыры в капитале — 118 млрд рублей. 

Общая сумма страховых выплат клиентам Татфондбанка (имевшим вклады менее 1,4 млн рублей) превысила 54 млрд рублей. Всего же требования к кредитной организации предъявили более 21 тыс. физических и юридических лиц. Больше всего оказалось кредиторов первой очереди (свыше 20 тысяч). В третьей их «лишь» 6 тысяч, но долги Татфондбанка перед ними составляют примерно 67,4 млрд рублей.

Москвичи выкупают «швейные» активы Татфондбанка

Самым крупным кредитором первой очереди является конкурсный управляющий Татфондбанка «Агентство по страхованию вкладов» — задолженность свыше 50 млрд рублей. Правда, получить АСВ может только 15,14% от этих денег — 7,5 млрд рублей. Срок выплат клиентам первой очереди недавно был продлен до 28 августа 2018 года.

Почему не продают главный офис Татфондбанка?

АСВ начало платить кредиторам первой очереди из остатков на счетах в банке и досрочно погашенных кредитов. По состоянию на 1 июня 2017 года кредитный портфель Татфондбанка оценивался в 113,4 млрд рублей от более чем 78 тыс. кредитов.

Кредиторы возлагали надежды на проведение аукционов по продаже имущества, вместе с тем опасаясь, что все могут сбыть за бесценок. В июле прошлого года АСВ завершило инвентаризацию имущества банка. Балансовая стоимость активов (на дату открытия конкурсного производства) составила 214,8 млрд рублей. Ревизоры выявили недостачу в 40,9 млрд рублей.

Однако балансовая стоимость — очень относительный показатель. Куда важнее рыночная цена активов. Отчет об оценке имущества Татфондбанка, опубликованный АСВ в октябре 2017 года, подтвердил опасения пострадавших клиентов — активы рухнувшего банка потянули на 3 млрд рублей. 2,88 млрд рублей от этой суммы составили акции и доли банка в различных компаниях.

При этом более 100 объектов недвижимости и 84 автомобиля, принадлежащих банку, нанятые АСВ специалисты оценили всего лишь на 484 млн рублей. Среди этого имущества знаковое для многих здание главного офиса Татфондбанка на улице Чернышевского. Объект оценили на 133,5 млн рублей — примерно 26 тыс. рублей за квадратный метр. Для сравнения: цены за метр в микрорайоне «Салават Купере» доходят до 50 тыс. рублей.

Лидер пострадавших вкладчиков банка Александра Юманова отметила в беседе с KazanFirst, что конкурсный управляющий до сих пор не провел торги по имуществу Татфондбанка.

Москвичи выкупают «швейные» активы Татфондбанка

— Что касается здания на Чернышевского, то оно оценено, но торгов по нему не было, потому что еще вообще торгов не было. И, скорее всего, торговать им пока не будут, потому что сидеть конкурсному управляющему будет негде, — заявила глава Союза пострадавших вкладчиков Татфондбанка и Интехбанка.

За «Адонис» борются московские инвесторы

Еще одним заметным объектом являются бывшие цеха швейной фабрики «Адонис». Здания расположены в историческом квартале на улице Профсоюзная. «Адонис» входил в финансово-промышленную группу Татфондбанка и кредитовался у него. За крахом банка последовали иски к самой фабрике, долги которой превысили 3 млрд рублей.

Зданиями «Адониса» заинтересовались московские инвесторы в лице дизайн-завода «Флакон», продвигающего современное творчество и актуальные формы образования. Появится ли новый креативный кластер в Казани, пока не ясно — москвичи решают юридические вопросы с оформлением проблемного актива Татфондбанка.

— Действительно, Казань нам интересна, но сейчас мы занимаемся сделкой и не хотели бы давать какие-то комментарии, пока нет результата, — заявил KazanFirst представитель дизайн-завода «Флакон» Ян Ярмощук.

Москвичи выкупают «швейные» активы Татфондбанка

Курирует передачу зданий «Адониса» помощник президента Татарстана Олеся Балтусова. В разговоре с журналистом издания она подтвердила, что окончательного вердикта еще нет.

— Там сложная юридическая ситуация, поэтому пока никаких решений не можем объявить, — заявила Балтусова.

Туманные перспективы у обувной фабрики «Спартак», так же входившей в империю Татфондбанка. Прошлой осенью Арбитражный суд РТ начал в отношении «Спартака» процедуру банкротства. 

Положение дел предприятия плачевное. Чистая прибыль за 2016 год — 62 тыс. рублей и 3,2 млрд рублей кредиторской задолженности, из которых почти 3 млрд — займы у ТФБ. При этом «Спартак» надеется выправить ситуацию, найдя инвестора.

Пока же «Агентство по страхованию вкладов» продолжает изучать хитросплетения финансовых отношений Татфондбанка и его контрагентов. В Арбитражном суде РТ на рассмотрении находятся сотни исков АСВ к республиканским компаниям на миллиарды рублей. Конкурсный управляющий требует отменить сделки с земельными участками, операции накануне краха и все то, что, по мнению юристов АСВ, могло нанести ущерб положению Татфондбанка.

Москвичи выкупают «швейные» активы Татфондбанка

В феврале этого года Центробанк вернул в конкурсную массу в рамках банкротства Татфондбанка 35 млн рублей, которые списал в декабре 2016-го, за день до введения временного управления. Более у АСВ претензий к ЦБ не имеется. Но в Союзе пострадавших вкладчиков Татфондбанка и Интехбанка уверены — общий объем подобных сделок мог достигать 15 млрд руб. Основанием для этого стало снижение Татфондбанком задолженности перед ЦБ с 18 млрд до почти 3,07 млрд рублей перед самым крахом (данные из отчетности за четвертый квартал 2016 года). «Коммерсант» со ссылкой на представителей Союза сообщил, что спорные сделки, в том числе и с участием ЦБ РФ, осуществлены на сотни миллиардов. Активисты обращались с иском о бездействии АСВ в данном вопросе, но пока суд не встал на их сторону.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: