За два года челнинский «Электротранспорт» «убил» треть новеньких «Нефазов»

Горожане жалуются на работу больших оранжевых автобусов.
Горожане жалуются на работу больших оранжевых автобусов.

Оранжевые автобусы «Нефаз» большой вместимости появились в Челнах в конце 2015 года. Многие горожане тогда порадовались — больше не нужно будет толкаться в тесных маршрутках, ругаться с хамоватыми водителями и бояться вовсе не доехать до нужной остановки из-за гонок «газелистов».

Но ожиданиям так и не суждено было стать реальностью. За два года работы предприятию «Электротранспорт» (компания, владеющая большими автобусами) так и не удалось выработать стабильное расписание движения по своим шести маршрутам. Горожане с завидной регулярностью жалуются на невозможность уехать с отдаленных остановок, а в ответ получают лишь отписки. К тому же, по последним данным, за относительно небольшой срок значительная часть новеньких «Нефазов» уже вовсе пришла в негодность.

За два года челнинский «Электротранспорт» «убил» треть новеньких «Нефазов»

Маршруты «Электротранспорта» сейчас обслуживает всего 136 автобусов из 190, рассказал на заседании комиссии по градостроительству, вопросам развития городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства первый заместитель руководителя челнинского исполкома Илья Зуев. Другими словами, порядка трети автопарка за два года пришло в негодность.

Всему виной необеспеченность «Электротранспорта» ремонтным цехом, отмечает чиновник. Предприятие ведь было создано с нуля. Как следствие — перебои с выходом на линию автобусов и жалобы горожан.

— Мы сейчас прорабатываем возможность заключения контракта с организацией, чтобы весь наш транспорт обслуживался у одного предприятия. Либо надо строить собственную базу и обучать персонал, — сообщил Зуев.

За два года челнинский «Электротранспорт» «убил» треть новеньких «Нефазов»

Между тем за два последних года лизинговые платежи за автобусы «Электротранспорта» платят горожане — за два транша из бюджета Челнов «уплыло» чуть больше 645 млн рублей. По ценам 2014 года стоимость всей партии «Нефазов» доходит до 1,1 млрд рублей. Логика подсказывает, что выплатить осталось где-то в районе 400-450 млн рублей. Останется ли в рабочем состоянии к этому времени хотя бы 50% автопарка — вопрос открытый.

— Городскому пассажирскому транспорту нужно оказывать содействие, подсказывать, если где-то нарушают — наказывать. Но я думаю, что мы с вами заинтересованы, чтобы полумиллионный город имел автобусы большой вместимости, — отмечал на одном из последних заседаний Горсовета мэр автограда Наиль Магдеев.

За два года челнинский «Электротранспорт» «убил» треть новеньких «Нефазов»

Отсутствие ремонтной базы, поломка техники — вполне объективные трудности, с которыми сталкивается любой перевозчик. Горожане принимали бы это с пониманием, если бы не одно «но» — даже работающие автобусы работают непонятно как и непонятно для кого, говорит житель 65-го комплекса Айдар Батыров.

— С высоких трибун мы слышим заявления, что автобусы нужны городу, горожанам. И их даже пустили по таким маршрутам, куда частники не ездят — не выгодно. Но этим ведь тоже не выгодно. И чтобы заработать, они в самый час пик уезжают на вахты на заводы. Что в итоге? Для галочки у нас автобусы есть, а жители как не могли уехать, так и не могут, — недоумевает челнинец.

Невозможно ничего добиться даже через хваленую систему «Народный контроль», сетует он. Показывает заявки на экране смартфона — жители микрорайона жалуются, что автобус приходится ждать по полчаса, а то и больше. Нарекания приходят постоянно — обращения были 6, 15, 16 и 23 марта. То есть почти каждую неделю. Ответ от исполкома всегда один: «Маршрут номер такой-то курсирует с интервалом 12 минут».

— Может быть, у них по бумажкам и правда 12 минут. Но в реальности этих автобусов нет. Мы проверяли через приложение, где видны автобусы, — ездят десятки по 26-му маршруту, потому что там, видимо, выгодно ездить. А к нам пускают один или два автобуса раз в час, — говорят челнинцы.

За два года челнинский «Электротранспорт» «убил» треть новеньких «Нефазов»

Желание перевозчика заработать понятно, считает Батыров. Но тогда странным кажется другое — зачем нужно было целое предприятие, которое обойдется городу в миллиард рублей и даже больше, если обслуживает оно те же маршруты, по которым и раньше можно было ездить на маршрутках? А те районы, которые нуждаются в транспорте, так и остаются забытыми. Правда, по бумажкам там теперь раз в 12 минут появляется призрачный автобус.

— Если эти автобусы и так за счет налогов покупают, так пусть город их и возьмет себе на баланс, пусть сделает проезд бесплатным, выделит деньги на зарплаты водителям и обслуживание техники. А то какая-то глупая ситуация получается: мы покупаем автобусы для какой-то компании, которая нас в итоге не возит, а пытается где-то на шабашках подзаработать, чтобы выжить. Но даже это не очень получается, — вздыхает собеседник издания.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *