Иностранные — обязательно, родные — добровольно?

Госдума предложила закон
Госдума предложила закон, бьющий по развитию языков в России.

Потенциальное исчезновение языков российских народов, разлад межнациональных отношений в стране и непонимание у большой части населения республик — такие последствия, как говорят эксперты, могут вызвать изменения в законе «Об образовании», которые предложили рассмотреть Госдуме. В регионах законопроект уже называют «конфликтогенным» и «дискриминационным». Рассказываем, в чем неоднозначность предложенных нововведений и почему иностранные языки в России могут оказаться приоритетнее родных и государственных.

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

10 апреля в Госдуму России был внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон № ФЗ-273 «Об образовании в РФ». В частности, предполагаются изменения в 14-й статье «Язык образования» и в статье 44-й «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Причем законопроект предусматривает возможность изучения данных предметов только по желанию родителей обучающихся. Таким образом, в России появляется возможность не только выбирать желаемый к изучению язык, но и по сути предложений вообще не изучать ни одного из них.

Инициативу депутаты объясняют заботой об интересах граждан, но сразу возникают вопросы. Не станет ли это первым камнем, вынутым из фундамента сохранения языков нацреспублик и народов страны? Не окажется ли такая «забота» бомбой замедленного действия для пока ещё развивающихся самобытных культур разных уголков нашей страны? Ответы мы попытались найти, пообщавшись с авторами законопроекта и теми, кто в разных регионах выступает резко против него.

Законопроект раздора

Интересно, что проект подготовлен группой из 10 депутатов Государственной думы, часть из которых представляют интересы именно национальных республик:

— депутат от «Единой России» Алена Аршинова и депутат от «Справедливой России» Олег Николаев от Чувашии;

— депутат от «Единой России» Шамсаил Саралиев от Чечни;

— депутат от ЛДПР Елена Строкова от Республики Алтай.

В состав группы также вошли депутат от КПРФ Олег Смолин и депутат от ЛДПР Борис Чернышов.

Предоставить комментарий относительно подготовленного законопроекта все народные избранники не смогли. В приемной Елены Строковой, например, заявили, что она в отпуске, как и остальные депутаты. Удалось поговорить с Олегом Николаевым, который довольно подробно обозначил позицию.

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

— Законопроект — это результат большой аналитической, экспертной работы по итогам заседания Совета по межнациональным вопросам в Марий Эл в прошлом году, когда президент страны обозначил определенный подход федерального законодательства, который закреплен в Конституции России, — это добровольное изучение национальных языков, — объяснил депутат.

По его словам, за год появилось устойчивое убеждение, что необходимо все-таки этот вопрос урегулировать законодательно: «хотя тот порядок, который мы предлагаем закрепить, уже по большому счету действует. Как итог — появился законопроект. Самое главное в нем — добровольность изучения родных языков».

— Помимо добровольности языки делятся на две категории. Первая — родные языки, которые имеют статус второго языка в национальных республиках, — они более приоритетны, — говорит Николаев. — Мы предлагаем изучать их по желанию. Вторая — родные языки, которые принадлежат к языкам из числа народов России. Они преподаются по мере возможностей, если таковые имеются у образовательных учреждений.

Делать акценты на современные подходы — мультимедийные, игровые, внедрять это с максимально раннего возраста.

— Чтобы людям было интересно познавать язык не из-за того, что это обязательно, а исходя из того, что это достаточно интересно с точки зрения культуры, богатства традиций, — считает соавтор законопроекта.

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

Николаев уверен, что законопроект не несет национальным языкам никакой опасности, а финансирование учебно-методических материалов и педагогов не прекратится.

— Зато появляется право российского гражданина. Например, приехал человек в Татарстан, а сам проживал в другом регионе и никогда не изучал татарский. Остались у него 10-11-й класс, и его заставляют изучать татарский. Теперь у него появляется право не изучать язык. Вот и все. Больше ничего не меняется, — заключил парламентарий.

Категорически против!

Вразрез со спокойствием инициаторов законопроекта идет мнение большого количества представителей общественности и политиков национальных республик. Они высказывают большие сомнения в положительном эффекте от предложений.

В частности, очень резко высказались в СМИ земляки двух инициаторов законопроекта (Аршиновой и Николаева) из соседней Чувашии. Политик Юрий Осокин назвал документ «не отражающим интересы народов России».

«Этот закон ожидаемо столкнет татар и башкир, чувашей и мордву, марийцев и бурят с русскими. Призывы к свержению власти, действия, ведущие к национальной розни, дискриминация по национальному и языковому признаку — всё это преступные действия в России», — заявил Осокин в беседе с журналистом чувашского сайта «Чебоксары24».

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

Депутат Госсовета Чувашии от фракции КПРФ Григорий Данилов отметил, что при принятии такого закона в первую очередь надо слушать и слышать мнение национальных регионов.

Недоумение уже высказали и в Татарстане — местные депутаты, общественники. Журналисты местных СМИ обозначили этот вопрос как один из самых важных на еженедельном брифинге с представителем казанского Кремля Лилией Галимовой.

— Он (законопроект. — Ред.) вызывает некое недоумение в части того, что включение в текст закона положения о добровольности изучения родных языков из числа народов Российской Федерации и государственных языков республик носит потенциально конфликтогенный характер. Инициаторами предусматривается существенное ограничение прав граждан на изучение родного языка в общеобразовательной школе — предлагается его перенести в вариативную часть… В условиях культурного многообразия страны, нашей большой страны, подобные предложения кажутся недопустимыми, — отметила она, отвечая представителям прессы.

Свою личную позицию для KazanFirst озвучил и председатель Комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. По его мнению, подготовленная его коллегами из Госдумы инициатива не отвечает требованиям национальных республик.

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

— Я категорически против такого законопроекта! — эмоционально высказался Разиль Валеев. — Во-первых, он противоречит некоторым статьям Конституции РФ, например, 68-й статье, которая гарантирует развитие национальных языков (ст. 68 ч. 2 «Республики вправе устанавливать свои государственные языки»; ст.68 ч. 3 «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». — Ред.). Во-вторых, было постановление Конституционного суда РФ от 2004 года, где говорится, что закон Татарстана о преподавании татарского и русского языков в образовательных учреждениях республики не противоречит Конституции РФ. Это уже говорит о том, что законопроект противоречит главному закону нашей страны и решению высшего суда. Думаю, что это мнение не только депутатов нашего парламента — многие представители парламентов других республик так считают. Я очень надеюсь, что и руководство Российской Федерации услышит нас.

Главная опасность в том, что если такой закон примут, то национальные языки и государственные языки национальных республик будут в вариативной части.

— Это, само собой, приведет к сокращению кадров. Очень много проблем появится. Президент России в Йошкар-Оле сказал, что нельзя заставлять изучать неродные языки. Мы же изучаем в школах в обязательном порядке французский язык, китайский, английский, — сказал он и добавил, что в комитете уже обсуждался этот вопрос — он поднимался на последнем заседании.

Политика двойных стандартов

Законопроект, как бы красиво его ни представляли авторы, потенциально несет большую угрозу и межнациональным отношениям — в регионах, где совместно и в большом количестве проживают два-три народа, как в Татарстане, Башкирии, Марий Эл, обязательно появится большое число недовольных, возможны конфликты на почве странного для населения «выбора языка». Вероятно, аукнутся изменения и недовольством большой части педагогического состава школ — мы помним, как в Татарстане в прошлом году после сокращения количества часов изучения татарского сотни педагогов прошли переквалификацию, им пришлось в короткие сроки искать новые предметы для работы, выходить на рынок труда. И всё это по ходу учебного года!

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

Получится ли это сделать массово и безболезненно в других регионах — непонятно. А раз будут сокращать рабочие места, то перестанут готовить и необходимые для этого кадры. Получается, преподавание родных языков для народов станет таким же факультативом, как кружки по шитью или прикладному искусству? Где тогда здесь многоязычие и равенство языков России, их сохранение и развитие, гарантируемые Конституцией страны?

Ещё один момент, на который указывают эксперты, — предложение вносится группой депутатов, профессионально не связанных с языковыми вопросами, и, по сути, без учета позиции ведущих научных и образовательных центров, а также широкой общественности из национальных республик. В Сети уже пишут, что инициатива скорее популистская, чем действительно помогающая в развитии нашей страны и межнациональных отношений. Вспомним слова всё того же депутата Николаева: «Тот порядок, который мы предлагаем закрепить, уже по большому счету действует».

В Татарстане, как и во многих других полиэтнических регионах, вопросам развития госязыков и языков народов, проживающих здесь, уделяют особое внимание. На днях глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин подчеркнул, что в республике есть большой запрос на изучение татарского и о добровольности его изучения не может идти и речи — этот вопрос уже внес определенный раскол в обществе.

Иностранные - обязательно, родные - добровольно?

«Надо добровольность убрать эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами. В одном классе сидят дети. Антагонизм такой делать зачем?» — сказал председатель регионального парламента в интервью ТАСС. И добавил, что сегодня республика работает над новыми образовательными стандартами вместе с федеральным министром образования. И эти стандарты должны удовлетворить все заинтересованные стороны.

Что касается законопроекта об изменениях в закон «Об образовании», то предметно обсуждать его общественность будет чуть позднее, когда спорный документ поступит официально. Пока же он вывешен на сайте Госдумы. После дискуссий внутри комитета республиканского парламента проект закона вынесут на заседание Госсовета РТ, затем мнение от Татарстана направят в Госдуму РФ. По информации KazanFirst, рассматривать спорную инициативу депутаты будут после майских праздников.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *