«Давайте сделаем «кол» оценкой, а не палкой для битья»

Нижнекамский педагог Равис Шакиров предлагает отменить пятибалльную систему оценок в школах.
Нижнекамский педагог Равис Шакиров предлагает отменить пятибалльную систему
оценок в школах.

Бывший начальник управления образования, а ныне директор школы №29 в Нижнекамске Равис Шакиров предлагает заменить действующую со времен дедов-прадедов пятибалльную систему оценки знаний в школах на более гибкую. Педагог обращает внимание на то, что школьная программа давно стала намного более насыщенной, жизнь требует в знаниях и навыках многообразия, а система оценок остается архаичной. На практике учителя уже изощряются в тисках примитивных «двойки — пятерки».

«Давайте сделаем «кол» оценкой, а не палкой для битья»

Учителя уже изощряются в тисках «двоек – пятерок»

— Все, кто учится в школе, сталкивается с оценками «+ 3», «-3». Или, когда учитель пытается размером цифры выразить тот факт, что ученик показал знания выше или ниже существующей оценки. Например, крупно обозначенная «5» означает, что ученик знает тему больше, чем на «пятерку», — объясняет Шакиров. И указывает на то, что в школах западных стран уже давно действует и десяти и стобалльная система. Это дает возможность учителям намного лучше показывать ученикам какой объем знаний они усвоили. 

Очень полезна многобалльная система и для учеников с их родителями. На Западе учитель ставит ученику 20 баллов и это означает, что по нашей пятибалльной системе ученик схлопотал «кол», то есть один балл. Но на Западе и учитель, и ученик, и его родители понимают, что 20 процентами знаний ребенок владеет, и нужно повышать знания, и есть четкие ориентиры. А у нас если в дневнике стоит «кол», то весь разговор с учеником сводится к тому, что отец берет в руки ремень. 

«Давайте сделаем «кол» оценкой, а не палкой для битья»

На Западе если ученик приносит оценку в 80 баллов, то все понимают, что 20 баллов не хватает, и их стоит добрать, А у нас, если ученик получает «четверку», то, как правило, все довольны. И чаще всего нет никакого поощрения к тому, чтобы ученик тянулся к высшей оценке.

Коллеги советуют не торопиться

По этим причинам Шакиров и предлагает заменить пятибалльную систему на сто или хотя бы на десятибалльную. Его коллеги отмечают, что в его предложении есть рациональное зерно, но не торопятся подхватывать идею на ура. 

— Зачем этим заниматься? — задается вопросом директор школы №28 Ильдар Ахметзянов. Он указывает на то, что педагогика вообще наука консервативная, а эксперименты с разнобалльными системами могут только затруднить объективную оценку знаний. «Или надо сразу и везде внедрить стобалльную систему!», — считает Ахметзянов. Челнинские коллеги Ахметзянова Римма Фасхутдинова (школа №40) и Виолетта Рагузина (школа №32), что многобалльная система уже потихоньку входит в практику и у нас. 

— В 9-11-х классах контрольные работы по предметам, по которым осуществляется государственная итоговая аттестация или сдается единый госэкзамен, мы оцениваем и по многобалльной системе, чтобы ребята привыкали к таким баллам, — говорят директора. При этом они считают, что торопиться не надо.

«Давайте сделаем «кол» оценкой, а не палкой для битья»

Но многобалльная система убивает конфликты в семьях

Однако, у Шакирова есть еще один весомый козырь. В начале нулевых годов в Нижнекамске в школе №30 был проведен эксперимент. На протяжении двух лет оценки детям выставлялись по многобалльной системе. Естественно, для отчетов и фиксации знаний в аттестатах сохранялась и пятибалльная система. Но родители видели не оценку, за которую чадо надо хвалить или ругать, а реальный объем знаний.

— Это позволило выстроить между родителями и детьми взаимоотношения без упреков, угроз, конфликтов, — говорит о самом ценном эффекте эксперимента. Но работа по внедрению новой системы в итоге свернулась, потому что школа перестала существовать. В ней общее среднее образование совмещалось с музыкальным, нужны были дети с явной склонностью к музыке, а таких приходило все меньше и меньше. А на другие школы эксперимент не распространился потому, что Шакиров перестал быть начальником управления образования. В школе №29, куда он ушел директором, Равис Музагитович создал мастерскую, где мальчишки и девчонки учатся производить полезные людям товары и заодно сглаживаются недостатки воспитания детей в неполных семьях.

«Давайте сделаем «кол» оценкой, а не палкой для битья»

Но эксперимент в 30-й школе показывает, что многобалльная система оценок может быть применена в любом общеобразовательном учреждении и даже в отдельном классе при сохранении принятой пятибалльной системы. И если педагоги будут работать грамотно и с родителями, и с учениками, то в семьях забудут про ремень и наказания и вспомнят про поощрения. В итоге отношения родителей с детьми станут более гармоничными.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *