Кто разрулит машиномесиво в старых дворах Челнов

Власти города упорно не хотят браться за эту застарелую проблему.
Власти города упорно не хотят браться за эту застарелую проблему.

В Челнах почти наверняка грядет весеннее обострение, а за ним и летнее. Это будет обострение конфликтов вокруг автопарковок во дворах. Точнее, вокруг незаконных парковок на газонах, тротуарах, детских площадках и т.д. 

Люди против машин

Вызвано обострение будет двумя обстоятельствами. В городе на 530 тысяч населения зарегистрировано 185 тысяч автомобилей в личной собственности. Фактически по автомобилю на семью. При этом обеспеченность города гаражами и автостоянками можно очень красноречиво показать на следующем факте. В 1988 году в Набережночелнинское отделение Всесоюзного общества автовладельцев входило 11 открытых автостоянок. В городе тогда насчитывалось около 400 тысяч населения, а автомобиль для семьи был роскошью. Сегодня в городском отделении ВОА всего три автопарковки меньше, чем на 1,5 тысячи мест в общей сложности. 

— Земля под остальными стоянками была арендована на время, время истекло и город забрал землю под строительство, — объяснили в ВОА. 

Кто разрулит машиномесиво в старых дворах Челнов

Как шагреневая кожа сужается и число автостоянок, не входящих в ВОА. По той же причине. Гаражи в городе тоже активно сносятся. Например, ликвидируются гаражные кооперативы, расположенные вдоль проспекта Сююмбике со стороны 17-го и 18-го микрорайонов. Здесь от проспекта Вахитова до проспекта Хасана Туфана строятся современные жилые кварталы. Автомобили остаются под открытым небом и перемещаются во дворы. Это первое обстоятельство.

Второе обстоятельство заключается в том, что в феврале этого года Госсовет РТ по настоянию его главы Фарида Мухаметшина на одном заседании сразу в трех чтениях принял закон, которым в Кодекс об административных правонарушениях РТ была введена статья 3.17 о штрафах за размещение транспортных средств на озелененных территориях, на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории. 

Для физических лиц штраф составит от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб., для должностных лиц — от 5 тыс. до 20 тыс. руб. Юридических лиц будут наказывать сразу на 50 — 100 тыс. руб. Штрафы будут взимать административные комиссии муниципалитетов. 

Все понимали, что штрафы вводятся с прицелом на приближающийся чемпионат мира по футболу. Все делается ради того, чтобы не краснеть перед иностранцами за машины, расставленные как попало. Кстати, до сих пор ничего не слышно о том, разработало ли правительство какие-то меры «по расширению парковочных мест» в городах республики.

История автонашествия

В городе Набережные Челны тем временем действует своя логика и по ней выходит, что машин в старых дворах будет становится все больше без каких-либо перспектив для их владельцев приобрести цивилизованные места для парковок. В Челнах более 30 лет живет и работает проектировщик Ильдус Камалов. Уважаемый человек. Он был депутатом Горсовета, а в 90-е годы возглавлял одну из префектур города. И как глава префектуры во вверенном ему районе настойчиво пытался решить проблему парковок для нарастающего количества автомобилей.

Кто разрулит машиномесиво в старых дворах Челнов

— По-моему я был единственный префект, который в штате префектуры держал архитектора. Архитектор ходил по дворам и составлял проекты их обустройства. Проекты расположения детских площадок, малых архитектурных форм, озеленения, ну и, разумеется, парковок. Под эти проекты в исполкоме города я много раз пытался получить деньги. Но ни копейки не дали. Однажды мы попытались сделать пилотный, образцовый проект обустройства сразу трех комплексов (микрорайонов), чтобы потом это можно было тиражировать в городе с привязкой к конкретным микрорайонам. Но и этот проект не приняли, — вспоминает собеседник.

Мелкие проекты Камалова не сулили никаких налоговых поступлений в бюджет. А поступления были ой как нужны. Поэтому исполком в упор не видел того, что проектировщик предлагал. Так все большее наличие машин во дворах стало острой проблемой. Вокруг беспардонных парковок начались скандалы, пошли обращения в исполком. И появилась концепция. Основой для этой концепции стал способ, с помощью которого в городе буквально за два-три года удалось ликвидировать массовую уличную торговлю. Земля под стихийно возникшим базаром передавалась в аренду конкретному предпринимателю, тот собирал деньги с торговцев на базаре, на эти деньги строил торговый центр и в нем сдавал места в аренду тем же торговцам. Этот способ стал образцом для всей республики. 

Фантазии о капитальных автопаркингах

— Мы будем строить многоуровневые парковки! — в начале нулевых годов провозгласил мэр Челнов Ильдар Халиков

Ставка делалась на то, что деньги на строительство капитальных многоуровневых парковок дадут автовладельцы, чьи машины стоят во дворах. За эту концепцию администрация города ухватилась цепко. Потому что строительство таких парковок — это заказы для строительных организаций, зарплаты, налоги и пр. Одновременно уже тогда было решено новые жилые дома проектировать с подземными парковками. Власти, особенно на первых порах, действовали активно. Архитекторы разрабатывали проекты, строители искали инвесторов, проводились «круглые столы». 

Однако, в 2011-м году были подведены горькие итоги. Заместитель руководителя исполкома города Рафар Шакиров сообщил, что с 2000-го по 2010-й год в городе построили 221 многоэтажный дом и только три из них возвели с подземными парковками. Это в то время, когда количество машин в Челнах увеличивалось уже не 10 тысяч в год. Со строительством многоэтажных стоянок тоже ничего не вышло. В том же 2011-м году заместитель начальника городского управления градостроительства, архитектуры и инвестиций Ринат Гилаев заявил, что под капитальные автостоянки было предусмотрено около 20 мест, но они почти никого не интересовали. Лишь три инвестора вызвались взяться за строительство автостоянок в общей сложности на 3-4 тысячи мест, но и у них ничего не вышло. Потому что не нашлось столько автовладельцев, согласных выкупить машиноместо за 200-400 тысяч рублей. Чиновники тогда признали, что концепция провалилась.

Кто разрулит машиномесиво в старых дворах Челнов

Ложка меда в бочке дегтя

С приходом в город команды мэра Наиля Магдеева дело сдвинулось с мертвой точки. Был организован Градостроительный совет, на котором проект нового жилого дома утверждался только в том случае, если количество предусмотренных машиномест у дома или под ним равнялось количеству квартир в доме. Теперь новые дома строятся обязательно с подземными или надземными парковками, причем такими, которые вмещают все машины новоселов. Новостройки перестали быть «поставщиками» автомобилей в старые дворы. Это плюс.

Минус в том, что судьба машин в старых дворах осталась в руках их владельцев на горе «безлошадным» соседям. В 2014-м году в микрорайонах Челнов появились советы ТОС и их председатели. По логике они и должны заниматься развитием микрорайонов, в том числе и размещением автомобилей во дворах и у домов. Мы обратились к некоторым председателям ТОС с вопросом удается ли им организовывать парковочные места для автомобилей. Картина вырисовалась удручающая. 

— Автовладельцы согласны скинуться деньгами, построить стоянку, но им, чтобы участок заполучить надо тендер выиграть. Выходить на тендер автовладельцы не хотят, — говорит председатель ТОС «Наш дом» (5-7 микрорайон) поселка ГЭС Любовь Кутузова.

— Есть у нас придомовая территория, можно там автостоянку сделать и у водителей деньги найдутся, но многие из них говорят: «Вот я и другие сейчас вложимся, стоянку сделаем, а как только я с нее на машине уеду, туда сразу кто-то чужой свою машину поставит!», — делится своими затруднениями председатель ТОС 32-го микрорайона Фирдаус Миндубаева

— Нам во дворах «карманы» углубить в сторону газонов на метр буквально! Автовладельцы соглашаются соинвесторами быть, но другая часть человечества (жителей домов — ред.) против. И управляющая компания тоже против, — объясняет глава ТОС 49-го микрорайона Фарида Хафизова.

Кто оштрафует власти за машиномесиво?!

Единственное, что пока удается главам микрорайонов, так это штрафовать автовладельцев за хамские парковки на газонах да детских площадках. Им помогают активные старшие по домам, которые фиксируют нарушения. Председатели сами фотографируют незаконно поставленные автомобили и передают снимки участковым. 

— В 2016-м году, когда были основания штрафовать, мы больше 100 тысяч рублей собрали. В прошлом году оснований не было, в этом они опять появились, — говорит член совета ТОС 14-го микрорайона Ольга Насибуллина

Но административный пыл активистов уже угасает. Председатель ТОС «Сидоровка» Валентина Корнеева призналась, что она уже махнула рукой на все автомобили, как бы ни были они там поставлены. Организовывать машиноместа без поддержки властей города не получается, а штрафовать нарушителей себе дороже.

— У меня машины нет, но у других председателей есть, и я знаю, что им автовладельцы уже мстят, колеса прокалывают. Да и на территории наказанные автовладельцы начинают мстить: казенное имущество портят, мусор бросают, — призналась Корнеева. 

Кто разрулит машиномесиво в старых дворах Челнов

Ольга Усманова (она возглавляла ТОС с момента его основания) рассказала, что она как-то спросила у чиновников в исполкоме как город намерен решать проблему?

— Они ответили, что об этом прежде всего должен думать каждый автовладелец. Купил машину — подумай где ее культурно ставить. «И кто вам сказал, — говорят они, — что ваши автомобили должны стоять непременно у ваших домов? Вот за городом будут строиться многоуровневые паркинги, там вы и будете держать ваши машины!» Я спросила: «А вы будете там держать ваши машины?». В ответ они только улыбнулись, — рассказала активистка. — Почему исполком не хочет решать проблему парковок во дворах? – задается вопросом Усманова.

Ответ подсказывает вся история вопроса. 

Это не хорошо и не плохо. Это как есть. Но, как бы там ни было, а решать проблему надо. Советам ТОС, автовладельцам нужно объединять усилия и средства, привлекать специалистов, искать варианты. Правда еще и в том, что активистам самоуправления и автовладельцам нужно действовать в сотрудничестве с администрациями районов и исполкомом города. Видимо, нужна все-таки какая-то единая концепция, не упирающаяся исключительно в строительство дорогостоящих капитальных многоуровневых парковок. Какими бы цивилизованными и красивыми они не были.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *