«Это вечный спор, что первично — инфраструктура или туристы»

Возможен ли исламский блокчейн и что из себя представляет халяльный туризм.
Возможен ли исламский блокчейн и что из себя представляет халяльный туризм.

Второй день X международного форума KazanSummit, которым так гордится республика, прошел не менее насыщенно, чем первый. Присутствующие на секциях мировые эксперты обсудили, почему исламские финансы и блокчейн совместимы, насколько эффективно в Татарстане построен экспорт в страны Организации исламского мира и как развивать халяльный туризм. 

«Нет такого понятия       «исламский финтек»

Исламские финансы, может, консервативны, но в этой сфере не менее пристально следят за высокими технологиями.

— С одной стороны, блокчейн растет по всему миру, криптовалютой все заинтересованы. С другой стороны, есть исламские финансы. Как объединить два этих направления, чтобы сохранить нормы шариата исламских финансов, но оставить удобство блокчейна? — задал тему секции модератор встречи специалист шариатского отдела Исламского банка Абу-Даби (ОАЭ) Руслан Сабирзянов.

Обсуждение продлилось без малого два часа. Многочисленные гости и высококлассные специалисты в области блокчейн-технологий, IТ-технологий в финансовой сфере по большей части делились опытом своих компаний и рассказывали о себе. Но едины они были в одном: исламские финансы очень гармонично вписываются в новые реалии. 

«Это вечный спор, что первично - инфраструктура или туристы»

— Что такое исламский финтек (финансовые технологии. — Ред.)? Нет такого понятия «исламский финтек» — «не исламский финтек». Но когда мы говорим об исламских принципах, стоит просто добавить один фактор — использование законов шариата. Все данные должны быть этическими. Это еще небольшая, пока развивающаяся сфера в исламских финансах. Но за последние три года оказалось, что она может обогатить как банковский сектор, так и другие структуры, — высказал мнение вице-президент глава Департамента структурирования и дью-дилидженс Ethis Ventures Абдул Маджед Ахмад. Он также отметил, что пока сфера финтек держится на идеях стартапов. 

Хилал Хусейн — эксперт по структурированию финансовых продуктов — в свою очередь призвал не слушать все те предрассудки и домыслы, что крутятся вокруг биткоина. Научиться принципам, на которых построен биткоин, — важно, потому что это хороший пример применения и внедрения технологии. 

— Да, в исламских финансах есть небольшая специфика. Но мы пользуемся технологией блокчейна из-за ее надежности и прозрачности, — сказал эксперт, добавляя, что применение блокчейна в финансах выгодно и для государства. Потому что умные контракты позволяют правительству отслеживать расходование выделяемых ими денег. Они могут видеть, куда реально потрачены огромные суммы и в каком объеме. 

«Это вечный спор, что первично - инфраструктура или туристы»

Одним из немногочисленных представителей из Татарстана в президиуме секции стал Максим Халин — партнер CryptoBazar Fund Business Developer. Он с ходу отметил, что сегодняшняя финансовая система — это постоянные комиссии, процедуры проверок, бюрократия, мошенничество. Но есть реальное решение, которое позволяет ускорить работу. Причем Халин привел в пример проект своей компании, который применим и по части исламских финансов, — это криптофиат, иными словами, перевод реальных денег в криптовалюту. 

— Банки работают согласно смарт-контрактам. Что касается исламских финансов, вам могут приходить на счет деньги только от тех компаний, которые занимаются определенной деятельностью, не противоречащей законам шариата. В банке открывается спецсчет — это должно быть зафиксировано специальной комиссией, которая подтвердит, что операция не противоречит нормам шариата. Все это сшивается в электронный контракт. Затем вы получаете криптокошелек без лишних реквизитов. Не надо впоследствии открывать несколько счетов. После этого на него начинают поступать средства от аккредитованных компаний. Но деньги эти вы не расходуете. Смарт-контракт видит, что средства поступили, и выпускает токены — один к одному, — объяснил схему работы казанский разработчик.

К слову, процесс информатизации и цифровизации еще только начинает развиваться. Причем, как отметили представители стран ОИС, в арабском мире правительства более консервативны, поэтому процесс тормозится сильнее.

Экспорт Татарстана в страны ОИС в два раза превышает импорт

Не менее актуальной темой саммита стал вопрос экспортной и импортной политики. В частности, Татарстан выразил заинтересованность налаживания торговых взаимоотношений с арабскими странами. 

С тезиса Айдара Шагимарданова — президента Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации о том, что продолжение санкционной политики Америки и Европы приведет к затруднению экспорта российских товаров, началась следующая секция. Поэтому России так важно объединяться с арабскими странами. Татарстан в этом смысле наиболее близок к ним как минимум из-за одной религии и схожих принципов ведения бизнеса.

«Это вечный спор, что первично - инфраструктура или туристы»

Как уточнил председатель Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан» Шамиль Агеев, продукция Татарстана сегодня идет в 12 мусульманских стран.  

— Мы сейчас должны определиться с тем, какая продукция четко считается халяльной и какие есть требования. Чтобы в разы увеличить поставки в мусульманские страны. То, что сейчас есть, это хаотично, — отметил он.

— Действительно, все хаотично: кто, куда. Кто имеет какие-то знакомства и связи, тот и продвигает продукцию, — поддержал Агеева Шагимарданов. 

Однако более оптимистичным оказался главный редактор единого информационного портала «Экспортеры России», исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров Юрий Шурыгин. Он дал общую картину по экспорту и импорту Татарстана. 

— По нашим данным, очень грамотную политику проводит Татарстан. Потому что экспортный баланс практически два раза в пользу республики. То есть Республика Татарстан в два раза больше экспортирует, чем закупает продукцию в странах Организации исламского сотрудничества. Причем эта динамика сохраняется на протяжении нескольких последних лет. Если мы посмотрим общий объем — порядка 1 млрд долларов Республика Татарстан экспортирует. В прошлом году было немного меньше, сейчас снова идет всплеск, — отметил Шурыгин.

«Это вечный спор, что первично - инфраструктура или туристы»

Так, основные партнеры Татарстана по экспорту — Казахстан, Турция, Узбекистан. Это основная тройка. Что касается товаров, линейка не ограничивается только сырьем, хотя нефть на первом месте по экспорту. Также популярны каучук, полимеры, военная техника, масло, плиты, моторные транспортные средства. Динамика по импорту — порядка 0,4 млрд долларов. Основные партнеры — Турция, Казахстан и Индонезия. По продукции республика импортирует: продукты машиностроения, немного нефти, полимеры.

— Есть еще одна страна, которая сохраняет такой баланс по внешней торговле. Этот положительный баланс — важная составляющая. Из числа стран, входящих в ОИС, это Узбекистан, — заключил спикер.

Новый тренд на халяльный туризм

Вместе с развитием исламской экономики развивается и сфера услуг, организованная по законам шариата. Халяльный образ жизни стал трендом сегодняшнего дня, тем более для Татарстана как для мусульманской республики. Пока на должном уровне здесь развито только питание, но теперь появился запрос и на услуги.

— Халяль — это не только принципы питания, это образ жизни каждого мусульманина, — заметил председатель Комитета по стандарту халяль при ДУМ РТ Марат Низамов на секции по халяльному туризму. Он также подробнее остановился на том, что же из себя представляет подобная инфраструктура для туристов. Здесь учитывается все. Начиная от питания в самолете, трансфера — когда женщин должны везти женщины-водители, а мужчин, соответственно, мужчины.
— Номер в отеле: там не должно быть изображений живых существ, должны быть приспособления для ритуальных обрядов — молитвы, омовения, указано направление в сторону Мекки, намазник и священный Коран. Лучше всего использовать плотные шторы, чтобы не было возможности наблюдать, что происходит в номере, — углубился в детали Низамов.

«Это вечный спор, что первично - инфраструктура или туристы»

К слову, комитет, который он возглавляет, изучает все, вплоть до посуды, средств для мытья и стирки белья, гендерное разделение в саунах, бассейнах, парикмахерских и других помещениях.

— Мы ничего не придумываем, есть запросы от клиентов, — объяснил он.

Но самое главное, чего пока не хватает Татарстану и его столице, — качественно обученного персонала, который бы правильно встречал гостей и общался с ними, согласно их нормам и традициям. Тем более что этим летом в Татарстане ожидается увеличение гостей из арабских стран в республику. Это объясняется предстоящим чемпионатом мира по футболу, который в числе 11 городов России примет Казань. 

— Мы обязаны предоставить этим туристам возможность питаться халяльно. Слава богу, в Татарстане большое количество заведений, которые готовят продукты по стандартам халяль, — говорит Низамов.

Если с питанием все более-менее хорошо, то теперь на очереди гостиницы.

— Сегодня порядка 10 отелей готовы предоставить услуги по стандартам халяль. И процесс этот продолжается. Но тут палка о двух концах, поскольку должен быть спрос. Многие предприниматели просят показать спрос, прежде чем начинать сертификацию. Но те, кто более продвинут, понимают, что это спор вечный, что первично — инфраструктура или туристы. Мы для себя на этот вопрос уже ответили, что первична инфраструктура. После этого появляется как спрос, так и туристы, — считает руководитель татарстанского Госкомитета по туризму Сергей Иванов

«Это вечный спор, что первично - инфраструктура или туристы»

По его словам, из исламских стран в Татарстан ежегодно приезжают несколько десятков тысяч человек. Кто-то из них более требователен к стандартам халяль, кто-то менее. Свое слово сказал и основатель первого в России мусульманского навигатора Halalguide Айрат Касимов — о том, что сертификация отелей по стандартам халяль в Татарстане продолжается. 

— Сейчас создается Комитет по сертификации халяль, все стандарты пересматриваются, готовятся единые, которые были бы схожими с такими странами, как в Малайзии и ОАЭ, — прокомментировал Касимов. Он отметил, что количество новых отелей будет расти после того, как эти стандарты утвердят и начнется активная работа по сертификации.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *