Язык матери будет жить

Общество 21:49 / 24 мая
5
Язык матери будет жить

Появилась надежда на разрешение языкового кризиса. 

Неоднозначный законопроект о факультативном изучении родных языков будет отправлен на доработку. Москва готова пойти на включение часов изучения государственных языков национальных республик в состав обязательной части школьной программы. Таковы итоги сегодняшнего совещания в администрации президента РФ по изучению госязыков республик. В мероприятии приняли участие представители департамента по национальной политике, отдела по внутренней политике, представители «Единой России», глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, депутаты Госдумы Александр Сидякин и Ильдар Гильмутдинов, а также представители Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.

Надо сказать, что в последние месяцы многим приходилось переживать за судьбу родных языков в национальных республиках. 

Даже на сегодняшнем заседании Госсовета РТ государственный советник Минтимер Шаймиев сетовал на недостаточное восприятие Москвой мнения не только татар, но и народов других республик. Он серчал на то, как заблудившееся в поисках равновесного решения законотворчество в языковом вопросе могло привести к нарушению Конституции РФ, не говоря уже о Конституции нашей республики.

«Как можно ребенка в первом классе лишить языка матери?» - с болью восклицал Минтимер Шарипович.

Но опасения не сбылись - в Москве проявили мудрый взвешенный подход к столь непростой теме.

Спорный законопроект 

Напомним, 10 апреля 2018 года шесть депутатов Госдумы РФ вынесли на рассмотрение законопроект №438863-7 с длинным названием: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации). Но в ходе дальнейшего рассмотрения добавилось еще 13 депутатов.

В данном законопроекте содержались поправки, которые фактически лишают предмет «родной язык» статуса обязательного в школе. По данному законопроекту языки народов России, в том числе языки республик в составе РФ, могут изучаться только за счет внешкольного времени. Что автоматически означало их эрозию и вымирание, толкало народы национальных республик к ассимиляции.

Ситуация усугублялась тем, что информация о практической пользе законопроекта отсутствовала, как и вообще хоть какое-нибудь внятное объяснение со стороны инициаторов законопроекта. Даже внутри депутатов Госдумы началось брожение - законопроект не восприняли не только депутаты от национальных республик, но и другие члены депутатского корпуса. 

Парад парламентов 

Парламенты многих национальных республик официально не поддержали законопроект. Например, обращение татарстанского парламента в Госдуму поддержали парламенты Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Дагестана. Сегодня Госсовет единогласно принял официальное постановление, которое гласит:

«Государственный совет Республики Татарстан постановляет:

1. Не поддерживать проект Федерального закона №438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)».

2. Направить настоящее постановление в Госдуму Федерального собрания Российской Федерации.

Президент Татарстана Рустам Минниханов проделал все возможные и мыслимые шаги, убеждая сторонников неоднозначного законопроекта в его корректировке. Ему приходилось успокаивать растревоженных жителей республики. Совсем недавно, обращаясь к соотечественникам по случаю празднования Дня родного языка и 132-летия со дня рождения Габдуллы Тукая, Рустам Минниханов напомнил, что сохранение родного слова - наша обязанность перед будущими поколениями:

«Любовь к родной речи и восхищение ее звучанием сопровождает нас с самого раннего детства. Человек как личность формируется прежде всего под влиянием родного языка - живой памяти народа, его духовности, богатства обычаев и традиций. В стихах, песнях, устном народном творчестве проявляется душа народа, его стержень и самобытность. Это позволяет развиваться России как уникальному многоязычному государству, где народы проживают в дружбе и согласии.

Сегодня, учитывая внешние вызовы и риски, как никогда важно сохранять и развивать это непреходящее наследие. Очень ценно, чтобы каждый из нас осознавал сопричастность к истории своего народа и личную ответственность за будущее родного языка».

Но теперь всем можно немного передохнуть - у школьников теперь появилась возможность изучать татарский язык, как и государственные языки народов национальных республик, не на факультативной основе. Можно только возрадоваться и поблагодарить всех благоразумных депутатов Госдумы и представителей федеральной власти, парламенты и народ национальных республик. Возобладал здравый смысл и мудрый государственный подход - сохранить межнациональный мир в стране и спасти государственные языки народов национальных республик.


Мнение

Ильдар Гильмутдинов, депутат Госдумы России:

- Речь не стоит об обязательном для всех принуждении, напротив, сохраняется свобода выбора учащимися языков для изучения. Но при этом должна сохраняться возможность изучения родного языка в рамках обязательной программы. Такое понимание есть, и мы должны грамотно, в рамках рабочей группы, которая будет создана, учесть интересы всех регионов, учесть права родителей и детей. Я бы еще раз хотел обратиться к тем родителям, которые считают, что раз будет корректировка законопроекта, то там появится обязательность изучения государственного языка национальных республик для всех. Можно изучать в качестве родного языка татарский, русский или, например, чувашский - по выбору, но изучение родного языка должно присутствовать в обязательной части.


В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (6)
Петя
Какой такой матери?
0
ОТВЕТИТЬ
фанис
твоее бого матери .
-2
алекс
+Петя без матери что-ль живем+?
-1
Раиль
депутаты должны прислушаться к людям. зачем вообще было городить этот законопроект?
-6
ОТВЕТИТЬ
Коста
Не суетитесь под клиентом,папа уже все сказал по этому поводу
-2
ОТВЕТИТЬ
Мишэр
Это ты по себе судишь?
1
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Выпускники казанских школ рассказали, кем видят себя в будущем

Автор фото: KazanFirst
Общество 18:34 / 24 мая
39
Выпускники казанских школ рассказали, кем видят себя в будущем

В столице Татарстана последний звонок прозвенел для 5 664 выпускников. 

Городской концерт для выпускников второй год проводят на Кремлевской набережной. Здесь их напутствовали чиновники, ректоры и поздравляли с окончанием школы студенты.

KazanFirst не остался в стороне. В перерывах между поздравлениями журналист редакции устроил выпускникам опрос. Каждому из опрошенных было задано по четыре одинаковых вопроса:  

1. Грустно ли тебе расставаться со школой?

2. Стыдно ли тебе за что-нибудь из того, что произошло во время учебы?

3. Какие планы?

4. Кем видишь себя через 10 лет?

Никита Каргин, школа №20

1. Чуть-чуть грустно. Одноклассники у меня хорошие. Жалко, что меньше будем встречаться.

2. Наверное, стыдно. Но что я творил - говорить не буду.

3. Хочу стать успешным, поступить в технический вуз. Вот буду сдавать физику и математику, но пока с профессией не определился. Сдаю эти предметы, потому что больше всего их люблю. Ну, еще и обществознание.

4. Успешным человеком, потому что бедным в наше время быть нельзя.

Гузель, Альбина и Лейла, школа №33

1. Мы нисколько не жалеем о том, что незабываемые годы учебы наконец-то закончились.

2. У нас нет никаких моментов, за которые мы могли бы себя упрекнуть за 11 лет учебы.

3. Пока мы не определились, куда хотим поступать. Для начала надо сдать экзамены. Но наибольший интерес у нас вызывает педагогика, особенно патриотическое воспитание. Сейчас очень актуальна проблема того, что люди не любят свою страну, хотят уехать за границу. Нам важно сделать так, чтобы они хотели навести порядок в своей стране и сделать ее жизнь лучше.

4. Не знаем, но точно будем ездить на машинах и ни в чем не нуждаться.

Рустем Сафин, лицей им. Лобачевского

1. Безусловно, расставаться со школой грустно, особенно с такой, как у меня. Пока лучшие мои годы прошли в лицее имени Лобачевского. Любая школа дарит человеку начало жизни, основу. Чувства смешанные. С одной стороны, радует, что перед нами открыты все двери, с другой - грусть от того, что школьные годы заканчиваются, мы расстаемся с друзьями, учителями.

2. Мне кажется, я был хорошим школьником. Тут [на Кремлевской набережной] собрались олимпиадники. Я стал победителем заключительного этапа олимпиады по экологии.

3. Подавать документы буду в несколько вузов, но точно на экологию. Возможно, в КФУ. Но в приоритете у меня московский вуз. 

4. Я вижу себя хорошим человеком, счастливым. Для меня при этом важнее счастье, но чтобы я не нуждался в деньгах. Может ли человек быть счастлив без денег? Все зависит только от него.

Владимир Янушевский, школа №121

1. Мне не грустно. Я думаю, дальше меня ждет только лучшая жизнь. Нет никакой тоски.

2. Нет, я не жалею ни о чем.

3. Планы? Поступить на юридический, лучше всего в КФУ. Но если не получится, то есть Российская академия правосудия. В КЮИ я вот по здоровью не прохожу.

4. Через 10 лет вижу себя человеком, построившим свою карьеру. Сейчас хочу просто получить юридическое образование, поскольку оно должно быть базовым в моей карьере, но это не означает, что я буду работать юристом. Может быть, открою свое дело.

Ильнар Ахмадуллин, школа №67

1. Очень грустно расставаться со школой. Все-таки одноклассники родные, учителя родные.

2. Ни о чем не жалею, ни за что не стыдно.

3. Пока у меня в планах поступить в Казанское высшее командное училище, потом перевестись в Рязанское десантное, стать механиком-водителем БМД (боевая машина десанта. - Ред.).

4. Через 10 лет я вижу себя в погонах лейтенанта. Капитана мне, скорее всего, присвоить не успеют. Если будет необходимо, без проблем поеду в горячую точку и буду защищать нашу Родину за ее пределами.

Александра Маркелова, школа №9

1. Я не жалею. Настает новая жизнь, которая будет лучше.

2. Мне ни за что не стыдно.

3. Я хочу уехать в Америку и поступить в Community College в Нью-Йорке.

4. Вижу себя финансистом. Обеспеченным, разумеется. В какой сфере - пока не знаю, но мне интересны банки.

Равиль Закиров, гимназия №122

1. Я, конечно, жалею, потому что не хочется уходить из этого окружения. Там все-таки учителя за нами присматривали, в институте же совсем другая жизнь.

2. Нет, ни за что не стыдно, ни о чем не жалею. Как мама сказала вести себя хорошо, так и вел. 

3. В идеале хочу поступить в КФУ, в Институт экономики, управления и финансов.

4. Через 10 лет? В идеале - в собственном кабинете, управляющим какой-нибудь компанией. Это в идеале. Мне больше всего интересно что-то связанное с бизнесом. Я пойду либо на логистику, либо на аудит. Больше всего, конечно, хочу на логистику.

Динара Мирзахмедова, школа №87

1. Не жалею ни о чем. Впереди жизнь гораздо интереснее, чем школьная. Больше всего мне нравилась математика, ее вела очень хороший преподаватель. Эти уроки были веселыми и понятными.

2. Я вела себя нормально, поэтому ни за что не стыдно.

3. Пока хочу уехать в Петербург и поступить в ветеринарную академию.

4. Вижу себя ветеринаром, буду лечить домашних животных - кошек, собачек.

1/0

Конечно, праздник не ограничился только официальной частью и казанскими артистами. Его логичным завершением стал школьный вальс с участием 150 пар и выступление певицы Ханны, выбранной в качестве гостя самими школьниками. 

КОММЕНТАРИИ (1)
Гость
Почему из года в год дети - главные на этом празднике, стоят за этим позорным ограждением? Пересмотрите формат, невозможно на это смотреть, уважаемые организаторы
1
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх