Язык матери будет жить

Появилась надежда на разрешение языкового кризиса.
Появилась надежда на разрешение языкового кризиса.

Неоднозначный законопроект о факультативном изучении родных языков будет отправлен на доработку. Москва готова пойти на включение часов изучения государственных языков национальных республик в состав обязательной части школьной программы. Таковы итоги сегодняшнего совещания в администрации президента РФ по изучению госязыков республик. В мероприятии приняли участие представители департамента по национальной политике, отдела по внутренней политике, представители «Единой России», глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, депутаты Госдумы Александр Сидякин и Ильдар Гильмутдинов, а также представители Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.

Язык матери будет жить

Надо сказать, что в последние месяцы многим приходилось переживать за судьбу родных языков в национальных республиках. 

Даже на сегодняшнем заседании Госсовета РТ государственный советник Минтимер Шаймиев сетовал на недостаточное восприятие Москвой мнения не только татар, но и народов других республик. Он серчал на то, как заблудившееся в поисках равновесного решения законотворчество в языковом вопросе могло привести к нарушению Конституции РФ, не говоря уже о Конституции нашей республики.

«Как можно ребенка в первом классе лишить языка матери?» — с болью восклицал Минтимер Шарипович.

Язык матери будет жить

Но опасения не сбылись — в Москве проявили мудрый взвешенный подход к столь непростой теме.

Спорный законопроект 

Напомним, 10 апреля 2018 года шесть депутатов Госдумы РФ вынесли на рассмотрение законопроект №438863-7 с длинным названием: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации). Но в ходе дальнейшего рассмотрения добавилось еще 13 депутатов.

В данном законопроекте содержались поправки, которые фактически лишают предмет «родной язык» статуса обязательного в школе. По данному законопроекту языки народов России, в том числе языки республик в составе РФ, могут изучаться только за счет внешкольного времени. Что автоматически означало их эрозию и вымирание, толкало народы национальных республик к ассимиляции.

Язык матери будет жить

Ситуация усугублялась тем, что информация о практической пользе законопроекта отсутствовала, как и вообще хоть какое-нибудь внятное объяснение со стороны инициаторов законопроекта. Даже внутри депутатов Госдумы началось брожение — законопроект не восприняли не только депутаты от национальных республик, но и другие члены депутатского корпуса. 

Парад парламентов 

Парламенты многих национальных республик официально не поддержали законопроект. Например, обращение татарстанского парламента в Госдуму поддержали парламенты Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Дагестана. Сегодня Госсовет единогласно принял официальное постановление, которое гласит:

«Государственный совет Республики Татарстан постановляет:

1. Не поддерживать проект Федерального закона №438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)».

2. Направить настоящее постановление в Госдуму Федерального собрания Российской Федерации.

Язык матери будет жить

Президент Татарстана Рустам Минниханов проделал все возможные и мыслимые шаги, убеждая сторонников неоднозначного законопроекта в его корректировке. Ему приходилось успокаивать растревоженных жителей республики. Совсем недавно, обращаясь к соотечественникам по случаю празднования Дня родного языка и 132-летия со дня рождения Габдуллы Тукая, Рустам Минниханов напомнил, что сохранение родного слова — наша обязанность перед будущими поколениями:

«Любовь к родной речи и восхищение ее звучанием сопровождает нас с самого раннего детства. Человек как личность формируется прежде всего под влиянием родного языка — живой памяти народа, его духовности, богатства обычаев и традиций. В стихах, песнях, устном народном творчестве проявляется душа народа, его стержень и самобытность. Это позволяет развиваться России как уникальному многоязычному государству, где народы проживают в дружбе и согласии.

Сегодня, учитывая внешние вызовы и риски, как никогда важно сохранять и развивать это непреходящее наследие. Очень ценно, чтобы каждый из нас осознавал сопричастность к истории своего народа и личную ответственность за будущее родного языка».

Язык матери будет жить

Но теперь всем можно немного передохнуть — у школьников теперь появилась возможность изучать татарский язык, как и государственные языки народов национальных республик, не на факультативной основе. Можно только возрадоваться и поблагодарить всех благоразумных депутатов Госдумы и представителей федеральной власти, парламенты и народ национальных республик. Возобладал здравый смысл и мудрый государственный подход — сохранить межнациональный мир в стране и спасти государственные языки народов национальных республик.


Мнение

Ильдар Гильмутдинов, депутат Госдумы России:

— Речь не стоит об обязательном для всех принуждении, напротив, сохраняется свобода выбора учащимися языков для изучения. Но при этом должна сохраняться возможность изучения родного языка в рамках обязательной программы. Такое понимание есть, и мы должны грамотно, в рамках рабочей группы, которая будет создана, учесть интересы всех регионов, учесть права родителей и детей. Я бы еще раз хотел обратиться к тем родителям, которые считают, что раз будет корректировка законопроекта, то там появится обязательность изучения государственного языка национальных республик для всех. Можно изучать в качестве родного языка татарский, русский или, например, чувашский — по выбору, но изучение родного языка должно присутствовать в обязательной части.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *