«Я люблю этот дом»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 11:33 / 27 мая 2018
18
«Я люблю этот дом»

В Казани показали театральную постановку о Мергасовском доме.

Последние несколько дней в Казани идут спектакли в рамках V театральной лаборатории «Город Арт-Подготовка». Одной из таких постановок стал эскиз спектакля «Дом» - истории о жизни жителей Мергасовского дома. Рассказы людей, живших у Черного озера, собирали писатель Радмила Хакова и поэт Йолдыз Минуллина. Напомним, что казанские власти хотят расселить дом, предлагая его жителям уехать на окраину города, с чем мергасовцы не согласны. Не ясна пока и судьба здания.

«Было интересно, смогу ли я найти всех соседей в соцсетях»

- Я люблю всю документалку, ничего нет интереснее настоящей обыкновенной жизни. Это очень плотная работа, мы ищем везде: и во дворе, в библиотеке, в архивах, в газетах, и в Фейсбуке - мне лично было интересно, смогу ли я найти всех соседей в соцсетях через шесть рукопожатий. Сейчас, когда мы уже раскрутили эту карусель, истории продолжают поступать. В эскиз, конечно, невозможно вместить все, но мы копим голоса для настоящего спектакля, если будет решено поставить его летом, - рассказала KazanFirst Радмила Хакова.

Постановку эскиза взяла на себя режиссер Вера Попова, музыкальное сопровождение дело рук композитора Владимира Раннева. Сам же спектакль был показан на боковой стене Мергасовского дома. Актеры, снаряженные микрофонами, играли роли жителей дома разных лет, стоя на балконах. Зрители расположились на придомовой территории соседнего элитного жилого комплекса. Идея перенести площадку для эскиза к самому дому принадлежит художнику-постановщику Ксении Шачневой.

- От Мергасовского дома элитный жилой комплекс, кроме социальной пропасти, отделяет высокий, что символично, забор и дорога. Каким-то чудом, благодаря Инне Ярковой (директор фонда «Живой город», - Ред.) нас туда пустили, и мы там каждый вечер репетируем, топчем дорогостоящий газон. Мы решили, что несмотря на то, что площадка сложная (улицы, фонари, звуки города, к тому же, сегодня холодно и штормовое предупреждение), ставить будем возле дома все равно. Никто не знает, сколько ему, дому, осталось на самом деле и когда его затянут строительной сеткой или, когда он обвалится. На эскиз зарегистрировалась примерно половина города, мы все в ужасе и совершенно не ожидали такого ажиотажа, и хотим настоятельно предупредить: это всего лишь эскиз - наш набросок, короткая зарисовка к спектаклю. Кстати, «в зале» будут реальные персонажи - жители Мергасовского дома Казани. Мы их заранее попросили строго нас не судить, и вас просим о том же, - говорит Радмила Хакова.

О своих мотивах в создании подобной истории собеседница говорит коротко: «Я люблю этот дом».

Загадочный гость и кровь за шкафом

Показ эскиза назначили на девять вечера. За 40 минут до спектакля у входа на территорию ЖК напротив Мергасовского дома собралась очередь. Мимо пришедших бегали несколько ребят 7-8 лет.

- Знаете, здесь повесилась учительница, - вдруг заявил один из них, указывая на Мергасовский дом.

Оказалось, что мальчишки слушали репетирующих актеров, один из которых в своей роли действительно упоминает о подобной трагедии. Между тем, у Мергасовского дома появилась машина, из которой вышел мужчина, накинувший себе на голову кофту, словно скрываясь от солнца. Это при том, что на улице было довольно прохладно, а из-за облаков пыталась выглянуть луна. Незнакомец, так и просидевший на спектакле с кофтой на голове, не дождавшись финала, покинул импровизированный зал.

Стулья для зрителей поставили на газон - это самое лучшее место для обзора: проектор выводил на зеленую стену иллюстрации комнат и имена реальных героев - жителей Мергасовского дома.

Началась постановка с того, что женский (или детский) голос шепотом рассказал предысторию дома, который был назван «местом, где жить нельзя». Мергасовский дом считается аварийный с 1981 года. Другой женский голос громко и нараспев начал историю 24-летней Карины Николкиной, жившей здесь: «В этом доме несмотря на то, что снаружи он интересный, люди самые обыкновенные. Обыкновенные выходили и курили ничего вообще сверхъестественного. В этом доме я комнату сняла, чтобы ближе мне к работе жить. В «МегаФоне» тогда работала, в «МегаФоне» на Баумана. Но квартира убогая внутри, если честно, ну и мыши там. Я брала листок, клеем мазала равнодушно, клала под раковину. Равнодушно брала руками этих мертвых мышей, равнодушно выкидывала в пакет».

Кстати, всего в постановке задействовано семь актеров, двое из них студенты, для двоих - это работа дебютная. Между тем рассказы продолжались.

- В этом доме жила и работала Магда Мавровская, известная художница, бабушка казанского офорта, ушла в возрасте 98 лет. А Мавровские в прошлом году получили квартиру и съехали с радостью. У многих двери разодраны, вы видели? Говорят, это кто-то с чердака спускается и в двери скребется. Да ну! Это просто двери старые и кожа полопалась. А одни считают, что это приведение. Ко мне никто не скребется. Вообще этот дом позитивный. Он выглядит только устрашающе, - голос смешивался с пронзительной музыкой.

Скоро прозвучала и история, так запомнившаяся местным ребятам. Она принадлежит Наталье Николаевной, жившей в Мергасовском доме почти 50 лет назад: «Знаете, что в этом доме в моей комнате человек повесился. Потому его семья переехала в соседнюю. Ну, я конечно, очень любила эту комнату, это было мое самостоятельное жилье. Как-то там ловконько мне помогли, и я ее обустроила, была такая бомбаньерка крохотная девятиметровая, но очень удобная, очень приятная, мне было 23 года».

Вспомнили про известного ювелира Ильгиза Фазулзянова. Оказалось, и его жизнь связана с «зеленым домом» на Черном озере: «В этом доме у Надира Усмановича в 84-ом году была мастерская. Кто там не работал. Однажды прибывала компания ювелиров - два Шамиля и один Ильгиз Фазулзянов. У них тогда денег не было и Надир Усманович впустил их к себе. А вот Фазулзянов ни с кем теперь разговаривать не станет, на Казань он обижен, хотя хватило бы истории о том, что в этом самом подвале создавалась обложка Корана, которая получила премию в Пакистане. Первую премию в его жизни».

Очарование «Дома» смешивалось с таинственностью на грани ужаса, чему способствовала музыка спектакля. Актеры продолжали: «Мы когда выкидывали старую мебель, нашли городу молотков и топоров. И самое странное топоры. Зачем так много? Кровь была на стенах, на полу же нет, мы пол все-таки мыли, а вот на стенах…Я просто решила отдраить там все, со временем все зажелтело, заплесневело. Я вижу эти самые брызги, они были такого цвета. А что еще может быть такого цвета как не кровь? А может быть это кто-то случайно порезался?».

«Нормальный человек не заехал бы в такой бомжарник»

Вспомнили и про одну историческую неточность - Мергасовский дом не совсем Мергасовский. Дом, в котором жил купец Мергасов, находился выше, а «зеленый дом» у Черного озера стоял на Мергасовском переулке. Название улицы поменяли, а имя переулка закрепилось за домом. Сейчас это улица Кави Наджми, названа она в честь татарского писателя, жившего в доме вместе с женой Сарвар и сыном Тансыком.

Историю семьи писателя рассказывали актер и актриса - они неожиданно появились в паре метров от зрителей за решетчатым забором, и ходили вдоль него, повествуя о тяжелой судьбе Кави Наджми. Решетки предавали рассказу символизма: «В 1930-х в этом доме дали квартиры. 30-летняя замужняя пара - Сарвар, Кави и их сын Тансык. Сарвар переводила на татарский Катаева, Горького, Толстого, Пушкина, Дефо, Кави - писал и одну за другой публиковал свои книги, благодаря которым он стал одним из известных татарских писателей. Их квартира вскоре превратилась в самый настоящий писательский клуб. К ним приходили их друзья - Фатых Карим, Хасан Туфан и другие.  Кави нажил себе завистников. В 1937 году его арестовали за пропаганду по 58 статье УК РСФСР, а через полгода забрали его жену, ее этапировали в Севлаг. Их сына сослали в Ирбитскую колонию, вернулся в Казань и жил на чердаке, пока его не нашла и не приютила их знакомая. О школе пришлось забыть. Летом чистил обувь в Ленинском садике, зимой нянчил детей цирковых артистов. Кави сидел в одиночке в НКВД на Черном озере, в ста шагах от дома, 3 месяца его били резиновыми дубинками, требовали подписать сфабрикованное признание, шантажируя арестом сына, Кави подписал. Сарвар пробыла в Севлаге до октября 1940 работала на лесоповале в мороз. В августе писала мужу: «Ты уж моего возвращения не жди, в театр, кино ходи, живи полной жизнью. А что касается проблемы женщин, то это на полное усмотрение, я и не обижусь». Через 3,5 года Кави с Тансыком встречали вернувшуюся Сарвар на вокзале».

Внимание зрителей с трагичной истории и зеленого дома переключилось на соседний - Кави Наджми,24. В окне дома появилась девушка и поведала историю о «другом» Мергасовском доме: «Ночевать я тут боялась. Оля жила в четвертом подъезде, где сауна, ей было 24 года. Днем работала, квартира жесть какая убитая была. Соседи Олины не знали, чем она занимается. Я бы вообще с ней не познакомилась, если бы не Камиль. Он был у нее сутенером. Камиль говорил, дом нужный. В этом подъезде оружие продают, в этом - сауна для бандитов. Туда людей водят, чтобы вопросы решать. Нет, я его не сужу. Он мой друг с детства. И ее не сужу. В 2016-ом Оля замуж вышла за клиента и уехала. В Италию. Я с ней недавно разговаривала. Она говорит, что ее муж ей надоел, но сюда она не вернется».

За стеклом витрины магазина, расположенного на первом этаже жилого комплекса, появилась героиня той самой Оли. Девушки, в знак вечной женской дружбы обменялись жестами с вытянутым средним пальцем. Тут же пронеслась история другой замужней девушки, которая на татарском рассказала, как провела незабываемую ночь в гостинице «Рахат», что находится в Мергасовском доме.

Рассказчик сменился: «Я не встречала здесь неособенных людей, если вы понимаете, о чем я. Здесь все люди творческие живут, потому что, как говорит моя мама: «Нормальный человек не заехал бы в такой бомжарник». Здесь нет обычных людей, понимаете? Ни одного». 

- Самые обыкновенные кроме одного. Он в третьей комнате жил. Ему лет пятьдесят, нигде не работает. Я вообще не знаю, на что он живет. Один раз был где-то в Европе и потом всегда об этом разговаривал. Он вообще так красиво говорил, ни о хлебе там, ни о молоке, ни о деньгах, а о чем-то высоком. Его зовут Евгений, он такой мечтательный, - продолжила другая героиня.

«Ни о деньгах, ни о хлебе, ни о молоке» - пел хор из трех голосов. На верхнем этаже появились рабочие и начали закрывать дом зеленой строительной сеткой, но пение продолжалось.

Зал аплодировал. К публике вышли создатели постановки и предложили зрителям высказаться. Кто-то отметил, что выселение людей из дома - это гармоничное продолжение истории, кто-то попросил затронуть в спектакле больше историй известных творческих деятелей.

- Я была зрителем всего этого. Вы пришли посмотреть спектакль или обратить внимание на этот дом, откуда жильцов выселяют в «Салават Купере». Вот вы посмотрели на этот дом, мы еще пока здесь живем. Вы соедините эти две части - постановку с тем, что жильцы борются, чтобы нас не выселили и оставили в покое или в лучшем случае дали альтернативу в пределах разумного. Мы не против, но не в «Купере». Здесь родились наши дети, здесь уже родились наши внуки, - говорит жительница Мергасовского дома.

1/0

Спектакль «Дом» покажут на сцене театра «Угол» в новом сезоне. Примерно тогда же решится, останутся мергасовцы в своих квартирах или же дом будет домом только в театре.

КОММЕНТАРИИ (1)
Гузель
Специально этот спектакль поставили. Чтобы показать как тут страшно жить.Чтобы люди скорее согласились переехать. Ни одной светлой истории. Все про проституток и бомжей. Заказуха.
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:00 / 3 февраля
2
2
Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


КОММЕНТАРИИ (7)
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
21
ОТВЕТИТЬ
Евгений
REST in PEACE
1
ОТВЕТИТЬ
Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
ОТВЕТИТЬ
Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
9
ОТВЕТИТЬ
День
Он жизнь постиг
9
ОТВЕТИТЬ
Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
ОТВЕТИТЬ
Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
3
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх