«Я люблю этот дом»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 11:33 / 27 мая
18
«Я люблю этот дом»

В Казани показали театральную постановку о Мергасовском доме.

Последние несколько дней в Казани идут спектакли в рамках V театральной лаборатории «Город Арт-Подготовка». Одной из таких постановок стал эскиз спектакля «Дом» - истории о жизни жителей Мергасовского дома. Рассказы людей, живших у Черного озера, собирали писатель Радмила Хакова и поэт Йолдыз Минуллина. Напомним, что казанские власти хотят расселить дом, предлагая его жителям уехать на окраину города, с чем мергасовцы не согласны. Не ясна пока и судьба здания.

«Было интересно, смогу ли я найти всех соседей в соцсетях»

- Я люблю всю документалку, ничего нет интереснее настоящей обыкновенной жизни. Это очень плотная работа, мы ищем везде: и во дворе, в библиотеке, в архивах, в газетах, и в Фейсбуке - мне лично было интересно, смогу ли я найти всех соседей в соцсетях через шесть рукопожатий. Сейчас, когда мы уже раскрутили эту карусель, истории продолжают поступать. В эскиз, конечно, невозможно вместить все, но мы копим голоса для настоящего спектакля, если будет решено поставить его летом, - рассказала KazanFirst Радмила Хакова.

Постановку эскиза взяла на себя режиссер Вера Попова, музыкальное сопровождение дело рук композитора Владимира Раннева. Сам же спектакль был показан на боковой стене Мергасовского дома. Актеры, снаряженные микрофонами, играли роли жителей дома разных лет, стоя на балконах. Зрители расположились на придомовой территории соседнего элитного жилого комплекса. Идея перенести площадку для эскиза к самому дому принадлежит художнику-постановщику Ксении Шачневой.

- От Мергасовского дома элитный жилой комплекс, кроме социальной пропасти, отделяет высокий, что символично, забор и дорога. Каким-то чудом, благодаря Инне Ярковой (директор фонда «Живой город», - Ред.) нас туда пустили, и мы там каждый вечер репетируем, топчем дорогостоящий газон. Мы решили, что несмотря на то, что площадка сложная (улицы, фонари, звуки города, к тому же, сегодня холодно и штормовое предупреждение), ставить будем возле дома все равно. Никто не знает, сколько ему, дому, осталось на самом деле и когда его затянут строительной сеткой или, когда он обвалится. На эскиз зарегистрировалась примерно половина города, мы все в ужасе и совершенно не ожидали такого ажиотажа, и хотим настоятельно предупредить: это всего лишь эскиз - наш набросок, короткая зарисовка к спектаклю. Кстати, «в зале» будут реальные персонажи - жители Мергасовского дома Казани. Мы их заранее попросили строго нас не судить, и вас просим о том же, - говорит Радмила Хакова.

О своих мотивах в создании подобной истории собеседница говорит коротко: «Я люблю этот дом».

Загадочный гость и кровь за шкафом

Показ эскиза назначили на девять вечера. За 40 минут до спектакля у входа на территорию ЖК напротив Мергасовского дома собралась очередь. Мимо пришедших бегали несколько ребят 7-8 лет.

- Знаете, здесь повесилась учительница, - вдруг заявил один из них, указывая на Мергасовский дом.

Оказалось, что мальчишки слушали репетирующих актеров, один из которых в своей роли действительно упоминает о подобной трагедии. Между тем, у Мергасовского дома появилась машина, из которой вышел мужчина, накинувший себе на голову кофту, словно скрываясь от солнца. Это при том, что на улице было довольно прохладно, а из-за облаков пыталась выглянуть луна. Незнакомец, так и просидевший на спектакле с кофтой на голове, не дождавшись финала, покинул импровизированный зал.

Стулья для зрителей поставили на газон - это самое лучшее место для обзора: проектор выводил на зеленую стену иллюстрации комнат и имена реальных героев - жителей Мергасовского дома.

Началась постановка с того, что женский (или детский) голос шепотом рассказал предысторию дома, который был назван «местом, где жить нельзя». Мергасовский дом считается аварийный с 1981 года. Другой женский голос громко и нараспев начал историю 24-летней Карины Николкиной, жившей здесь: «В этом доме несмотря на то, что снаружи он интересный, люди самые обыкновенные. Обыкновенные выходили и курили ничего вообще сверхъестественного. В этом доме я комнату сняла, чтобы ближе мне к работе жить. В «МегаФоне» тогда работала, в «МегаФоне» на Баумана. Но квартира убогая внутри, если честно, ну и мыши там. Я брала листок, клеем мазала равнодушно, клала под раковину. Равнодушно брала руками этих мертвых мышей, равнодушно выкидывала в пакет».

Кстати, всего в постановке задействовано семь актеров, двое из них студенты, для двоих - это работа дебютная. Между тем рассказы продолжались.

- В этом доме жила и работала Магда Мавровская, известная художница, бабушка казанского офорта, ушла в возрасте 98 лет. А Мавровские в прошлом году получили квартиру и съехали с радостью. У многих двери разодраны, вы видели? Говорят, это кто-то с чердака спускается и в двери скребется. Да ну! Это просто двери старые и кожа полопалась. А одни считают, что это приведение. Ко мне никто не скребется. Вообще этот дом позитивный. Он выглядит только устрашающе, - голос смешивался с пронзительной музыкой.

Скоро прозвучала и история, так запомнившаяся местным ребятам. Она принадлежит Наталье Николаевной, жившей в Мергасовском доме почти 50 лет назад: «Знаете, что в этом доме в моей комнате человек повесился. Потому его семья переехала в соседнюю. Ну, я конечно, очень любила эту комнату, это было мое самостоятельное жилье. Как-то там ловконько мне помогли, и я ее обустроила, была такая бомбаньерка крохотная девятиметровая, но очень удобная, очень приятная, мне было 23 года».

Вспомнили про известного ювелира Ильгиза Фазулзянова. Оказалось, и его жизнь связана с «зеленым домом» на Черном озере: «В этом доме у Надира Усмановича в 84-ом году была мастерская. Кто там не работал. Однажды прибывала компания ювелиров - два Шамиля и один Ильгиз Фазулзянов. У них тогда денег не было и Надир Усманович впустил их к себе. А вот Фазулзянов ни с кем теперь разговаривать не станет, на Казань он обижен, хотя хватило бы истории о том, что в этом самом подвале создавалась обложка Корана, которая получила премию в Пакистане. Первую премию в его жизни».

Очарование «Дома» смешивалось с таинственностью на грани ужаса, чему способствовала музыка спектакля. Актеры продолжали: «Мы когда выкидывали старую мебель, нашли городу молотков и топоров. И самое странное топоры. Зачем так много? Кровь была на стенах, на полу же нет, мы пол все-таки мыли, а вот на стенах…Я просто решила отдраить там все, со временем все зажелтело, заплесневело. Я вижу эти самые брызги, они были такого цвета. А что еще может быть такого цвета как не кровь? А может быть это кто-то случайно порезался?».

«Нормальный человек не заехал бы в такой бомжарник»

Вспомнили и про одну историческую неточность - Мергасовский дом не совсем Мергасовский. Дом, в котором жил купец Мергасов, находился выше, а «зеленый дом» у Черного озера стоял на Мергасовском переулке. Название улицы поменяли, а имя переулка закрепилось за домом. Сейчас это улица Кави Наджми, названа она в честь татарского писателя, жившего в доме вместе с женой Сарвар и сыном Тансыком.

Историю семьи писателя рассказывали актер и актриса - они неожиданно появились в паре метров от зрителей за решетчатым забором, и ходили вдоль него, повествуя о тяжелой судьбе Кави Наджми. Решетки предавали рассказу символизма: «В 1930-х в этом доме дали квартиры. 30-летняя замужняя пара - Сарвар, Кави и их сын Тансык. Сарвар переводила на татарский Катаева, Горького, Толстого, Пушкина, Дефо, Кави - писал и одну за другой публиковал свои книги, благодаря которым он стал одним из известных татарских писателей. Их квартира вскоре превратилась в самый настоящий писательский клуб. К ним приходили их друзья - Фатых Карим, Хасан Туфан и другие.  Кави нажил себе завистников. В 1937 году его арестовали за пропаганду по 58 статье УК РСФСР, а через полгода забрали его жену, ее этапировали в Севлаг. Их сына сослали в Ирбитскую колонию, вернулся в Казань и жил на чердаке, пока его не нашла и не приютила их знакомая. О школе пришлось забыть. Летом чистил обувь в Ленинском садике, зимой нянчил детей цирковых артистов. Кави сидел в одиночке в НКВД на Черном озере, в ста шагах от дома, 3 месяца его били резиновыми дубинками, требовали подписать сфабрикованное признание, шантажируя арестом сына, Кави подписал. Сарвар пробыла в Севлаге до октября 1940 работала на лесоповале в мороз. В августе писала мужу: «Ты уж моего возвращения не жди, в театр, кино ходи, живи полной жизнью. А что касается проблемы женщин, то это на полное усмотрение, я и не обижусь». Через 3,5 года Кави с Тансыком встречали вернувшуюся Сарвар на вокзале».

Внимание зрителей с трагичной истории и зеленого дома переключилось на соседний - Кави Наджми,24. В окне дома появилась девушка и поведала историю о «другом» Мергасовском доме: «Ночевать я тут боялась. Оля жила в четвертом подъезде, где сауна, ей было 24 года. Днем работала, квартира жесть какая убитая была. Соседи Олины не знали, чем она занимается. Я бы вообще с ней не познакомилась, если бы не Камиль. Он был у нее сутенером. Камиль говорил, дом нужный. В этом подъезде оружие продают, в этом - сауна для бандитов. Туда людей водят, чтобы вопросы решать. Нет, я его не сужу. Он мой друг с детства. И ее не сужу. В 2016-ом Оля замуж вышла за клиента и уехала. В Италию. Я с ней недавно разговаривала. Она говорит, что ее муж ей надоел, но сюда она не вернется».

За стеклом витрины магазина, расположенного на первом этаже жилого комплекса, появилась героиня той самой Оли. Девушки, в знак вечной женской дружбы обменялись жестами с вытянутым средним пальцем. Тут же пронеслась история другой замужней девушки, которая на татарском рассказала, как провела незабываемую ночь в гостинице «Рахат», что находится в Мергасовском доме.

Рассказчик сменился: «Я не встречала здесь неособенных людей, если вы понимаете, о чем я. Здесь все люди творческие живут, потому что, как говорит моя мама: «Нормальный человек не заехал бы в такой бомжарник». Здесь нет обычных людей, понимаете? Ни одного». 

- Самые обыкновенные кроме одного. Он в третьей комнате жил. Ему лет пятьдесят, нигде не работает. Я вообще не знаю, на что он живет. Один раз был где-то в Европе и потом всегда об этом разговаривал. Он вообще так красиво говорил, ни о хлебе там, ни о молоке, ни о деньгах, а о чем-то высоком. Его зовут Евгений, он такой мечтательный, - продолжила другая героиня.

«Ни о деньгах, ни о хлебе, ни о молоке» - пел хор из трех голосов. На верхнем этаже появились рабочие и начали закрывать дом зеленой строительной сеткой, но пение продолжалось.

Зал аплодировал. К публике вышли создатели постановки и предложили зрителям высказаться. Кто-то отметил, что выселение людей из дома - это гармоничное продолжение истории, кто-то попросил затронуть в спектакле больше историй известных творческих деятелей.

- Я была зрителем всего этого. Вы пришли посмотреть спектакль или обратить внимание на этот дом, откуда жильцов выселяют в «Салават Купере». Вот вы посмотрели на этот дом, мы еще пока здесь живем. Вы соедините эти две части - постановку с тем, что жильцы борются, чтобы нас не выселили и оставили в покое или в лучшем случае дали альтернативу в пределах разумного. Мы не против, но не в «Купере». Здесь родились наши дети, здесь уже родились наши внуки, - говорит жительница Мергасовского дома.

1/0

Спектакль «Дом» покажут на сцене театра «Угол» в новом сезоне. Примерно тогда же решится, останутся мергасовцы в своих квартирах или же дом будет домом только в театре.

КОММЕНТАРИИ (1)
Гузель
Специально этот спектакль поставили. Чтобы показать как тут страшно жить.Чтобы люди скорее согласились переехать. Ни одной светлой истории. Все про проституток и бомжей. Заказуха.
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Культура 07:53 / 24 мая
6
Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Любительское искусство оказалось не нужно ученым.  

В Челнах разыгрывается какой-то трагикомический спектакль вокруг популярного любительского театра «Ключ». На публичной сцене города этот спектакль начался в начале 2018 года.

- Наши спектакли никогда не проходили при полупустом зале, но в последние полгода мы заметили, что посещаемость стабильно растет, зрителям уже не хватает мест, - рассказывала режиссер театра Софья Федекина KazanFirst в марте. 

Стабильный рост посещаемости вынудил коллектив театра обратиться к руководству города с просьбой взамен небольшого зала в общежитии педагогического университета выделить «Ключу» новое, более просторное помещение, желательно отдельное здание. Творцы просили также оказать помощь в оплате коммунальных услуг в новом здании. 

Одновременно Федекина задумалась о коммерциализации деятельности самодеятельного театра, стала искать способы преобразования его в чье-то частное предприятие. Знатоки театрального искусства в городе давно говорят Федекиной, что если «Ключ» не научится зарабатывать, то будущего у него нет.

Власти не спешили с помощью любительской труппе, но и отвергать просьбу не стали. Начались переговоры в высоких кабинетах. Но по законам жанра в мирное течение жизни вмешался злой рок. В мае Федекина и самодеятельные актеры вдруг узнали, что им нужно срочно думать не о том, как развивать театр, а о том, как спасти ему жизнь. В педуниверситете сменился ректор. «Новая метла» стала по новому мести -коллективу объявили, что в помещении университетского общежития им не место. Якобы из уст кого-то из руководителей НГПУ прозвучала даже фраза: «Мне богадельня не нужна!». Дамоклов меч злого рока над театром висел недолго. Через несколько дней труппе нашли помещение в молодежном центре «Нур». «Ключ» может выдохнуть и осваиваться на новом месте. 

Но вот городу Набережные Челны - чиновникам от культуры, педагогам и руководителям системы образования, общественности, да и простым обывателям стоит хотя бы попытаться осмыслить и понять, что на самом деле произошло, о чем говорит нам всем история с театром. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы попробуем в этом разобраться.

Федекина - режиссер с цветастой судьбой

В общем-то Софья Федекина - это и есть театр «Ключ». Потому что она его мама, она его родила и выпестовала, она его режиссер. А режиссер - это тот, кто выбирает пьесы для постановки, создает из пьес спектакли, помогает каждому актеру с образом. Словом, режиссер - это суть театра.

И как режиссер, и как человек Софья Федекина очень любопытная личность. Например, такой факт. Профессию режиссера она никогда не осваивала в профессиональных вузах. За ее плечами нет ни «Щуки», ни школы-студии МХАТ, ни какого-то другого театрального института. В своей жизни Федекина выучилась на цветовода-декоратора, а потом окончила Елабужский пединститут. О своем решении поступить именно в пединститут и именно в Елабуге Софья Юрьевна рассказывает так:

- Приехала в Набережные Челны и поступила очень смешно. Не собиралась быть педагогом, но там (в Елабуге в пединституте. - Ред.) был очень хороший литературный фонд. Библиотека. Читала-читала-читала четыре года подряд. В конце четвертого года (перед окончанием института) я поняла, что надо, оказывается, в школе работать.

Федекина училась только там, где была возможность посещать театры и участвовать в театральной самодеятельности. В самодеятельных театрах она играла с детства. И все время училась этому искусству. Окончила несколько театральных курсов, получила образование на режиссерских курсах Союза театральных деятелей России. Везде, где Федекина устраивалась на работу, дело у нее заканчивалось театром. Пришла педагогом в частную школу Александра Либермана в Челнах и организовала самодеятельный театр. Устроилась цветоводом-декоратором в детский центр «Огниво» и организовала детский самодеятельный театр, который и назвала «Ключ». Когда он вырос и больше не мог оставаться в «Огниве», его приютила (предоставила помещение в общежитии и взяла Федекину на ставку режиссера. - Ред.) бывшая тогда ректором НГПУ Файруза Мустафина. Сейчас Федекина - член Союза театральных деятелей России и лауреат премии «Признание» от того же Союза.

- Актеры мои тоже участвуют в профессиональных фестивалях. Получали первые места, - говорит Федекина. 

Про режиссера и актеров «Ключа» можно сказать, что это профессионалы без дипломов и окладов. На сцене по вечерам достойно играют роли продавцы, журналисты, рабочие.

«Нас привлекает честность»

О том, почему он захотел играть в театре, продавец автомагнитол Сергей Светлаков (полный тезка знаменитого актера. - Ред.) рассказывает так:

- До «Ключа» я чувствовал себя одиноким человеком. С самого детства работал в торговле. Деньги - товар, товар - деньги. Родители были продавцами. Вся жизнь за прилавком. Здесь я был шокирован тем, что помимо «товар - деньги» есть человеческое общение. Здесь другая атмосфера совершенно. Искренняя.

Журналистка Эльмира Ахметова говорит несколько возвышенными словами:

- Театр - это моя душа, моя любовь. С детства. Училась в 26-й гимназии. У меня было хорошее окружение. «Ключ» знаю с 2007 года. Этот театр с первой постановки покорил мое сердце. Это была «Гроза» по Островскому. Мне тогда было лет 14. В театре каждый день. Отдыхаем тоже здесь. Все наши вечера, все наши дни рождения проходят здесь. В жизни люди друг другу лукавят. А здесь честность. И между нами, и с людьми. Отсюда я беру эту честность и переношу ее в жизнь.

У режиссера Федекиной при выборе пьес и в работе над спектаклем есть кредо, которое она называет «состоянием считки» у зрителя. 

По мнению руководителя, театр - это форма общения, а спектакль - честный разговор напрямую со зрителем. То есть актеры играют роли, изображают действие, своим языком говорят зрителю о том, о чем хочет им сказать автор пьесы, режиссер и сами актеры. А зритель считывает сказанное своим восприятием (умом, чувствами) настолько, насколько он способен это сделать. Поэтому играть надо честно, с полной отдачей и не кривя душой. И пьесы Федекина подбирает такие, где авторы пишут честно, стараясь довести читателя до сути. Спектакли ставятся по документальным исповедям о советском времени лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, по рассказам О`Генри, произведениям Платонова, Ремарка, Пушкина. Видимо, все это и привлекает людей в «Ключ».

О чем не подумала «новая метла» в НГПУ 

Все, что было сказано выше, говорит о том, чем интересен и полезен театр «Ключ». Но в жизни Набережных Челнов сейчас происходят такие перемены, от которых зависит, какой будет жизнь города в ближайшем будущем и далее. Вернее, это зависит от того, как именно сейчас, в момент нынешних перемен, сориентируются все, от кого зависит организация досуга граждан, те, кто наполняет этот досуг тем или иным содержанием. 

Перемены эти показывают конкретные цифры - статистика УМВД по городу. Статистика, к счастью, говорит, что в городе, в свое время претендующем на звание едва ли не одной из столиц бандитизма в России, даже не снижается, а стремительно падает преступность. На десятки процентов сократилось количество убийств и изнасилований. Но есть показатели, по которым видно, что челнинцы в целом задумались о том, как они живут. 

- В 2017 году за январь-февраль было зафиксировано 210 преступлений в пьяном виде, в 2018-м за это же время - 192. Снижение на 8,6 процента. Количество задержаний за распитие спиртных напитков на улицах - 393 за январь-февраль 2017-го и всего 59 в 2018-м - тоже за январь-февраль, - сообщил руководитель пресс-службы УМВД Артур Муллин в марте. В мае он сообщил, что снижение количества преступлений в пьяном виде в нынешнем году по сравнению с прошлым составляет уже не 8,6, а 10 процентов. Напомним, по словам Федекиной, посещаемость спектаклей стала заметно расти во второй половине 2017 года.

Челнинцы трезвеют. Во всех смыслах слова. Это значит, что горожане отказываются и от привычного времяпрепровождения на досуге. Раньше отдых - это база отдыха или посиделки у подъезда. Сейчас отдых - это трезвость и… для многих пока неизвестность. Заняться нечем, поэтому время посвящается телевизору или интернету. Но то и другое рано или поздно надоедает. И вот тут появляются люди, которые вспоминают, что существуют театры. И там интересно. Поэтому многое сейчас зависит от того, как все, кто занимается и отвечает за организацию досуга граждан, будут относиться к театрам и ко всему, что несет подлинную культуру в массы.

А как ни крути, с театром «Ключ» произошло вот что. Бывший ректор НГПУ, бывший вице-мэр Файруза Мустафина по образованию, по призванию и по работе - педагог и организатор. Поэтому она в свое время создала для никому не известного самодеятельного театра все условия, в частности, предоставив ему помещение в общежитии. 

Сменившая Мустафину нынешний ректор НГПУ Альфинур Галиакберова - тоже очень опытный организатор и специалист, но она не педагог, а финансист. Бывший вице-мэр по экономике, бывший руководитель казначейства. Галиакберова всю жизнь считает деньги. Видимо, Альфинур Азатовна занялась в университете оптимизацией расходов и «Ключ» попал в непрофильные и ненужные вузу коллективы и «кадры». Но нельзя допускать, чтобы учет и контроль в Челнах одолели растущую тягу людей к культуре. Иначе опять получим столицу бандитизма.

КОММЕНТАРИИ (6)
Инга
Да, как вот тут Мустафину добрым словом не помянешь?
2
ОТВЕТИТЬ
ирина
типа преступлений стало меньше благодаря театру Ключ??...:))))
1
ОТВЕТИТЬ
Ирине
Люди стали меньше пить и задумались чем заняться. Часть из них пошла в театры. Будет больше театров - преступлений не станет больше. Это как минимум. А как максимум, благодаря хорошим театрам их станет еще меньше.
-1
Фания
Почему бы и нет. Люди, которые ни разу не посещали театра, попадая на спектакли театра Ключ влюблялись с первого раза в это искусство. Это первое. Второе - это репертуар. Меня всегда восхищает, как удается режиссеру театра Софье Юрьевне так подобрать репертуар, что спектакли ложатся на душу каждого, не зависимо от возраста, пола, образования и каждый актер попадает в роль. И еще очень важный момент - после любого спектакля хочется взять первоисточник. Никогда не читала Ремарка. После спектакля "Три товарища", а его я смотрела 6 раз, Ремарка перечитывала несколько раз. Вот так надо преподносить литературу в школе, чтобы появлялось желание читать. Спасибо всем, кто причастен к жизни театра Ключ. Успеха вам на собственной сцене!!!
0
Ира
как в мае узнала, что выгоняют? везде в сми указано, что в январе еще
0
ОТВЕТИТЬ
Ирине
В мае их выгнали. Причем беспардонно, со словами: "богадельня не нужна". А могли бы тоже обратиться к властям с просьбой побыстрее найти театру новое помещение и дать ему спокойно переселиться. Университету, выпускающему педагогов, не подобает вести себя как слон в посудной лавке. Это театр все-таки.
0
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх