«За каждой справкой мы в Москву начнем ездить»

В Татарстане почти в девять раз сократят сельсоветы
В Татарстане почти в девять раз сократят сельсоветы, уполномоченные
регистрировать смерть и рождение.

Что происходит 

Сейчас в каждом регионе своя база данных о том, сколько людей родилось, сколько умерло и сколько браков совершилось, а в общую базу по стране их собирают «вручную». Но с 1 октября нынешнего года в стране заработает Единый госреестр ЗАГС — каждая запись будет автоматически попадать в общую корзину. В него включат даже сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств о регистрации актов гражданского состояния, совершенных в отношении россиян за пределами РФ по законам соответствующих иностранных государств.

Окончательный перевод актовых книг в электронную форму завершится к 2020 году. Но чтобы система заработала, каждый субъект РФ должен оптимизировать органы ЗАГС, потому что интегрировать в ЕГР все существующие сегодня подразделения ЗАГС нерентабельно. И Госсовет Татарстана срочно — сразу в трех чтениях — принял закон о внесении изменений в закон РТ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», сократив количество поселковых ЗАГС.

«За каждой справкой мы в Москву начнем ездить»

Было — станет 

Жители городов и районных центров, чтобы получить государственные услуги, связанные с записями актов гражданского состояния — зарегистрировать брак, получить свидетельство о рождении и о смерти, идут в местное подразделение ЗАГС. А жителям небольших деревень и поселков необязательно ехать для этого в райцентр — они могут обратиться за услугами в сельсовет, который наделен полномочиями ЗАГС и находится в шаговой доступности. Это особенно удобно в том случае, если человек умирает дома от болезни и родственникам срочно нужно свидетельство о смерти, без которого не выдают место на кладбище. 

Теперь же в Татарстане количество поселковых ЗАГС сократится с 914 до 107. Они останутся только в 62 городских и сельских поселениях, в которых число жителей превышает 2 000 человек. А обитателям сельских поселений, попавших под оптимизацию, придется отправляться за услугами в райцентр или искать ближайший неоптимизированный поселковый ЗАГС. 

«За каждой справкой мы в Москву начнем ездить»

Так, например, останется всего два подразделения в Агрызском, Азнакаевском, Алексеевском, Альметьевском, Елабужском, Камско-Устьинском, Лениногорском, Сабинском, Сармановском, Чистопольском и Ютазинском районах. 

Конечно, бракосочетание или регистрацию новорожденного можно отложить и выбрать удобный день для поездки. А вот похороны отложить не получится. Но как ни парадоксально, бережнее всего новый закон отнесся к инфраструктуре ЗАГС именно в тех районах, которые располагаются вблизи крупных городов, — Лаишевскому, Пестречинскому, Зеленодольскому, Арскому и Тукаевскому районам. Оптимизация их почему-то коснулась меньше всего.

«Про» и «контра» 

Альбина Шавалеева, начальник управления ЗАГС Кабинета министров РТ: 

— Рассмотрение вопроса об оптимизации структуры органов, уполномоченных на государственную регистрацию актов гражданского состояния, обусловлено признанием неэффективности формирования и последующего содержания дорогостоящей и ресурсоемкой инфраструктуры ЗАГС на поселенческом уровне и стремлением избежать неоправданного привлечения бюджетных расходов на указанные цели. Мониторинг реализации данных полномочий показал, что на поселенческом уровне осуществляется лишь около трех процентов регистрирующих действий с тенденцией к ежегодному сокращению этого объема. Следует отметить, что из общего количества актов гражданского состояния, зарегистрированных в прошлом году органами МСУ поселений, 20 процентов составляют акты о рождении и 60 процентов — акты о смерти.

Светлана Захарова, председатель комитета по социальной политике Госсовета РТ: 

— На заседании комитета были высказаны мнения о том, что в результате предлагаемой оптимизации услуги по регистрации актов гражданского состояния для населения станут менее доступными. Эти сомнения связаны с тем, что депутаты постоянно сталкиваются с данными вопросами жизни и не понаслышке знают о проблемах населения при регистрации некоторых актов гражданского состояния, требующих быстрого оформления. Например, в случае смерти человека, особенно в мусульманской религии, который проживал в отдаленном от райцентра поселении.

«За каждой справкой мы в Москву начнем ездить»

Артем Прокофьев, депутат Госсовета РТ:

— Не связан ли низкий спрос на услуги ЗАГС в поселковых советах с тем, как эта услуга оказывалась? Насколько это будет удобно людям, если мы вообще лишим их этой возможности? Может быть, эти ЗАГС раньше недорабатывали, раз так мало людей туда обращалось? А мы сейчас этот канал закрываем, вместо того, чтобы повоспитывать чиновников. Мы оптимизируем учреждения образования, здравоохранения. Сейчас вот по регистрации вопрос ставим. Аргументы, конечно, сильные. И всегда мы говорим, что проблем нет, а люди говорят потом: «Почему вы так делаете? Вы убиваете этим населенные пункты, когда вы оттуда все забираете и забираете». Может быть, нужно внимательнее относиться не только к аргументам кабинета министров, но и к позиции людей? Не дойдем ли мы в этой логике до того, что за каждой справкой в Москву начнем ездить?

Мнение тех, кого оптимизируют

Роза Галимова, замглавы Глазовского сельского поселения Лениногорского района:

— Я думаю, наши жители не почувствуют никаких неудобств, когда у нас перестанут регистрировать акты гражданского состояния. Потому что от нас до города всего 20 километров. Ну, конечно, если человек умер, а у его родственников нет возможности поехать за свидетельством о смерти до Лениногорска, то сельсовет помогает — мы берем на себя все организационные моменты. Но такое редко бывает. У нас в год всего лишь по пять-шесть смертей регистрируется и два-три новорожденных. Кроме того, все равно свидетельства о рождении выдают в роддоме — в райцентре. Да и умирают больные люди обычно в ЦРБ — все равно родственникам в райцентр за телом ехать, заодно и свидетельство о смерти берут в ЗАГС. 

Надежда Шабутдинова, глава Войкинского сельского поселения Алексеевского района:

— В принципе мало что изменится, по-моему. Это я о регистрации брака и рождения говорю. Молодежи же сейчас хочется, чтобы все красиво было. В сельсовете таких условий нет, вот они все и едут в райцентр и даже в Казань. А если умер кто в селе, у себя дома, то ведь у нас все равно нет ни одного предприятия ритуальных услуг — люди так и так едут в райцентр. И медицинскую справку о смерти выдают только в ЦРБ. А потом родственникам покойного надо еще возвращаться за 40 километров, чтобы мы на основании этой справки могли выдать свидетельство о смерти. Так что им удобнее из больницы сразу в районный ЗАГС идти. А если тело на вскрытие заберут, то морг вообще в Чистополе. Но поселение маленькое — всего около 500 человек. В позапрошлом году у нас было пять смертей, в прошлом — три смерти, а за шесть месяцев этого года — три случая. 

«За каждой справкой мы в Москву начнем ездить»

Аркадий Бахметов, руководитель исполкома Старокуклюкского сельского поселения Елабужского района: 

— Проблема будет. За что все время оптимизируют сельские поселения? У нас уже кончились отделения Сбербанка, почта сейчас тоже уходит от нас, потому что, мол, нерентабельно. А до Елабуги от нас — 50 километров. И сейчас родственникам приходится разрываться, когда человек умирает, — за документами в разные концы Елабуги ездить: в ЦРБ — справку получить, в ЗАГС — свидетельство о смерти. А ведь у всех учреждений разный режим работы. Надо еще умудриться везде успеть. Лично я против оптимизации поселковых ЗАГС. Сократить-то все можно, но о людях надо тоже думать. Пусть мы маленькое поселение, но у нас не меньше 10 человек в год умирает. Те, кто законы эти принимает, часто говорят, что мы, мол, тоже в деревне жили. Они когда жили-то? Они давно уже оторвались от земли. Не хотят к народу поближе быть. Все хорошее быстро можно убрать. Ну, и что? И куда мы дальше пойдем? Так и так уже деревней мало осталось. А они говорят — неперспективная деревня. Как такое может быть? Конечно, если ты ее не поднимаешь, так она и умирает постепенно. И вообще, я не могу понять, как может быть нерентабельным поселковый ЗАГС? Секретарь не получает никаких дополнительных денег за регистрацию. А оборудование — это такой же компьютер с программой.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *