Тренер-родители-ребенок: как найти общий язык

Специалисты обсудили в Казани одну из главных проблем спортивного образования.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне, и различные спортивные секции отлично этому способствуют. Однако очень часто притязания мам и пап идут вразрез с желанием их чада, а иногда просто не соответствуют его физическому и/или психологическому развитию. 

Не менее важна и роль тренера, ведь фактически спортивный зал, лед или футбольная площадка становится для детей вторым домом и от того, какая атмосфера будет царить в этом доме, во многом зависит успех ребенка. Успех - это не столько медали и кубки, сколько формирование состоявшейся личности.    

На прошедшей в Казани Международной конференции, посвященной реализации принятой в России Национальной программы подготовки хоккеистов, сразу несколько экспертов в своих докладах обратили внимание на этот вопрос - одним из принципов программы является взаимодействие тренеров, родителей и детей. Эти рассуждения применимы не только к хоккею, но и любому другому виду спорта. 

«Сначала техника, потом - сила» 

- Работа с родителями - самое важное звено. И от тренера зависит, будут родители помогать или мешать, - уверяет Олег Браташ. - В идеале родитель должен требовать от ребенка того же, что и тренер. Для этого тренеру нужно убедить родителей в своей правоте и компетенции. Хороший тренер умеет использовать родителей во благо и не жалуется на то, что они ему мешают. 

Но в первую очередь главный тренер олимпийской сборной России призывает не бежать впереди паровоза, а слушать физиологию ребенка.  

- Понятно желание родителей и тренеров быстрее играть, выигрывать, но не нужно форсировать подготовку. В погоне за ранними результатами можно упустить фундамент для дальнейшего роста, - отмечает специалист. 

По словам тренера, для каждого элемента подготовки существует благоприятный период, когда стоит делать на нем акцент.  


Наша справка

Наиболее благоприятные периоды развития навыков и физических качеств:

- гибкость - 5-10 лет;

- ловкость - 5-12 лет;

- быстрота - 7-9 и 13-16 лет;

- технические навыки - 9-12 лет;

- выносливость - 13-16 лет;

- сила - 16+ лет.


- Надо очень дозированно и аккуратно давать силовую подготовку. Это же касается и тактики, - говорит Браташ. - Слишком раннее увлечение этими аспектами может тормозить техническое и игровое развитие. Физическая сила, понимание тактики придет позднее, а пробелы в технике зачастую бывают невосполнимы в старшем возрасте. В результате мы получаем игроков с корявым катанием и деревянными руками, которые не могут выполнить элементарные технические приемы - подкидку или действия неудобной стороной крюка.     

«Часто родители пытаются влезать в тренировочный процесс»

Советник президента Федерации хоккея России (ФХР) заслуженный тренер Михаил Чеканов рассказывает о другой проблеме - вмешательстве родителей в тренировки. При этом в своей практике Михаилу Юрьевичу приходилось работать с детьми других прославленных хоккеистов - Алексея Ткачука, Дмитрия Квартальнова, Игоря Хацея, но, по его словам, даже они стояли в стороне. Безусловно, когда кто-то лезет в твою работу, это раздражает, поэтому Чеканов всегда говорит таким родителям в ответ: «Я же не учу вас варить борщ». Однако он отмечает, что определенный контроль все-таки должен быть. 

- Есть много родителей, которые считают себя умнее тренеров - дескать, «мы сами знаем, что надо». Здесь важный постулат, который я для себя отметил, - относиться к ребенку как к своему. И если говорить с позиции родителя, то нужно наблюдать, как тренер относится к вашему ребенку.

Милица Ясеневская, заместитель руководителя судейского учебно-методического центра ФХР, объясняет психологию родителей. По ее словам, есть два ключевых фактора. Во-первых, в последнее время изменилась социальная роль ребенка. 

- Если раньше, в дореволюционной России, дети составляли материальный базис семьи, то сегодня выросла их эмоциональная ценность, - говорит Ясеневская. - Родители вкладывают в своих детей много ресурсов и энергии - выбор садика, школы, дополнительных кружков. И выбирая эти дополнительные опции к образованию, родители рассматривают их как свою работу, которую они хотят не только проверять, но и контролировать.

Во-вторых, проблема состоит в том, что сегодня люди совсем иначе относятся к образованию.

- К сожалению, современное российское дополнительное образование, в том числе спортивное, превратилось в формальность, социальную услугу, которую можно купить. Таким образом, тренер воспринимается как человек, который оказывает эту услугу, что, в свою очередь, дает родителям большее право вмешиваться в его работу, - считает специалист. - Родители, которые обращаются ко мне, нередко приходят с тем, чтобы узнать про работу тренеров: какие методики используются, интересуются про физиологические аспекты. Они стоят перед выбором: постоянно сопровождать своего ребенка на тренировки или отпустить его в свободное плавание, полностью доверив тренеру. В итоге это часто приводит к ситуациям, когда родители пытаются влезать в тренировочный процесс. 

Однако, по словам Ясеневской, формат взаимоотношений с родителями должен устанавливать тренер. Именно он определяет, сколько и в какой форме будет осуществляться коммуникация. Но при этом тренеры должны быть предельно честны.

- Вариантов сейчас огромное количество: очно, заочно, SMS, "Скайп", "Ватсап"… Как правило, недопонимание между родителями и тренерами возникает тогда, когда образуется вакуум информации - ее либо нет, либо мало, либо она некорректна. Родителям очень важно знать не только о результатах своего ребенка, но и понимать, что ребенок делает на тренировке, - говорит Милица Всеволодовна. - Это не просто родительское любопытство, а желание разбираться в том деле, которым занимается их ребенок. Дети очень часто обсуждают детали тренировки с мамой или папой, и они должны понимать, о чем идет речь. Как только родитель будет своевременно и качественно проинформирован об успехах и препятствиях своего ребенка, союз тренера и родителя будет плодотворным. 

«В картине мира ребенка проблем нет, а есть навыки, которые он еще не освоил»

- У любого ребенка в разные периоды жизни возникают различные препятствия, сложности, затруднения, - развивает тему Ясеневская. Психология юного спортсмена - отдельный пласт, который необходимо учитывать родителям и тренерам. - Я сознательно избегаю слова «проблема», потому что оно наше, взрослое, - продолжает специалист. - У ребенка могут быть страхи, дурные привычки, сложности с усвоением какого-то хоккейного навыка, но это нормально - он растет, познает мир. 

По словам эксперта, в самом начале пути дети только в общих чертах понимают, что из себя представляет тот или иной вид спорта. Родители же в это время уже видят, каких побед их чадо достигнет в будущем. Как итог - завышенные ожидания порождают в детях дополнительный дискомфорт и иногда даже комплексы. 

Возникает вопрос: «Как создать для ребенка комфортные условия для преодоления разного рода затруднений?». Сегодня нас оценивают по тому, чего мы достигли, всем важен результат твоей деятельности. Это нормально - приятно осознавать, что ты чего-то добился в жизни. Однако Ясеневская уверена, что родители должны научиться ценить не только победы, но и процесс, каждодневный труд ребенка, ведь именно этот процесс превращает все возникающие у него затруднения в навыки. 

- На каждую проблему существуют умения, которым нужно научить ребенка, - отмечает Милица Всеволодовна. - Необходимо объединить тренерские и родительские усилия, чтобы ребенок приобрел умения, и разговаривать с ним с позиции партнерских отношений: «У тебя не получается? Давай подумаем почему». 

Ясеневская приводит в пример книгу Бена Фурмана «Навыки ребенка: как решать детские проблемы с помощью игры». По ее словам, это не просто очередное пособие, как надо вести себя с ребенком, а как нельзя, это другая философия в отношении вопросов, которые возникают у детей при освоении каких-либо препятствий или сложностей. 

Центральным же элементом метода является активное участие самого ребенка. Оно заключается в том, чтобы он четко понимал, что должен делать.

- В картине мира ребенка проблем нет, а есть навыки, которые он еще не освоил, - говорит Ясеневская. - Но часто ведется диалог тренеров и родителей именно о проблемах ребенка. Получается, что дети являются словно третьими лишними в любовном треугольнике. Без них всё решают, а потом что-то требуют. Поэтому очень важно соблюдать несколько правил: 

1) умение формулировать вместо проблемы навык, которым должен овладеть ребенок;

2) умение договариваться с ребенком - рассказать ему, какую пользу он получит; 

3) умение поддержать желание ребенка овладеть навыком. 

Способности ребенка развиваются только в той области, которая ему интересна и где он занимается по собственному желанию.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite