Путь к языковому согласию

Автор фото: KazanFirst
Общество 12:29 / 1 июня 2018
5
Путь к языковому согласию

Как навести порядок в изучении государственных языков республик.

С большим опозданием стартовала «рекламная кампания» по законопроекту, который устанавливает преподавание и изучение государственных языков на добровольной основе. Хотя сам этот законопроект отправлен на доработку и создана согласительная рабочая группа. Инерционность «рекламной кампании» не должна нас сбивать с толку - необходимы взвешенные предложения по изменению законопроекта и поиску столь желанного компромисса в языковом вопросе.

Опоздавшие комментарии

Мы уже писали на прошлой неделе, что появилась надежда на урегулирование языкового кризиса, который был вызван внесением в Госдуму неоднозначного законопроекта о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект устанавливал преподавание и изучение государственных языков на добровольной основе.


Читайте также: Язык матери будет жить


В ходе расширенного совещания в администрации президента РФ по изучению госязыков республик, которое состоялось в прошлую пятницу, было принято решение о доработке законопроекта и создании соответствующей рабочей группы, призванной учесть интересы всех регионов, а также права родителей и детей.

Казалось бы, страсти улеглись и созданы условия для спокойной и тщательной работы по корректировке законопроекта. Но инерция поднятой вокруг законопроекта бури оказалась сильнее - периодически в информационном потоке появляются «остаточные выбросы», рекламирующие раскритикованную старую редакцию законопроекта. То телеканал «Россия 24» покажет сюжеты о том, что «мариец, живущий в Чебоксарах, не обязан учить чувашский, башкир в Казани - татарский», или о горемычных детях офицеров, вынужденных всякий раз при переезде в национальные республики изучать новые языки. То Альбир Крганов, муфтий Москвы и Чувашии, начинает комментировать старую версию законопроекта. Да и не только он один - каша по-прежнему продолжает присутствовать у многих, кто высказывается сейчас в медийном поле по этому вопросу. 

К сожалению, кто-то просто не услышал о создании согласительной рабочей группы, а кто-то отрабатывает тему по инерции. Но немало и тех, кто плохо представляет, к какому желаемому равновесному соглашению в итоге должны прийти. Попробуем расставить все точки над i.

Что было?

В ряде республик (а не только в одном лишь Татарстане) из-за положений российской Конституции, отдавшей на «откуп» республикам вопросы по местным государственным языкам, произошло смешение понятий «государственные языки республики» и «родные языки народов республики». Заблуждению способствовало и известное решение Конституционного суда РФ в 2004 году, который прямо указал, что в целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования. 

Таким образом, сложилась практика, когда госязыки республик изучались за счет обязательного предмета «родной язык и литература» (в Татарстане в обязательном порядке изучали татарский язык). Кроме того, изучение предмета «русский (государственный РФ) язык и литература» оказалось несколько меньше по объему, чем предусмотрено ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом), и составляло от 4 до 6 часов в неделю в зависимости от класса. На татарский язык уходило столько же времени. Все это вызывало недовольство русского населения. 

Что сейчас?

После проверки прокуратуры РФ с ноября прошлого года в Татарстане сложилась следующая ситуация:

- обязательное изучение предмета «русский язык (государственный РФ) и литература» в объеме, предусмотренном ФГОС/ от 6 до 9 часов в неделю;

- обязательное изучение предмета «родной язык и литература» из числа языков народов РФ, включая русский язык (по добровольному выбору языка) /русский, татарский и другие языки наравне изучаются по 3-6 часов в неделю во всех классах/; 

- необязательное изучение предмета «государственный язык РТ (татарский)»** (из вариативной части по добровольному выбору) /в соответствии с ФГОС только со 2-го по 9-й класс: 0,5-2 часа в неделю/.

Сложившееся положение вещей позволило приглушить языковой кризис, но не привело к законодательному оформлению в образовательном процессе статуса «государственные языки республик» и принципов четкой фиксации добровольного выбора родного языка для изучения. Отсюда появилась необходимость в законопроекте о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который бы устранил эти неясности. Такой законопроект появился в апреле этого года, однако он не только не устранил шероховатости, но еще и плеснул бензина на затухающий костер языкового кризиса.

Законопроект о языковом забвении

К чему приведут поправки, предлагаемые законопроектом:

- обязательное изучение предмета «русский язык (государственный РФ) и литература» в объеме, предусмотренном ФГОС/ 6-9 часов в неделю;

- необязательное изучение предмета «родной язык и литература» из числа языков народов РФ, включая и русский язык как родной (из вариативной части по добровольному выбору) /при таком выборе русский, татарский и другие родные языки могут изучаться только со 2-го по 9-й классы, с учетом ФГОС максимально по 0,5-2 часа в неделю/; 

- необязательное изучение предмета «государственный язык РТ (татарский)» (из вариативной части по добровольному выбору) /при выборе государственный язык РТ (татарский) в соответствии с ФГОС может также изучаться со 2-го по 9-й классы, максимально по 0,5 -2 часа в неделю, но на это время претендуют и родные языки/.

Отнести в часть необязательного изучения государственные языки республик и родные языки - значит, лишить школу возможности выбора и изучения иных приоритетных предметов и породить конфликт между родными и государственными языками. Тем самым родные и государственные языки приравниваются к какому-нибудь кружку вязания. При таком подходе можно вообще не учить родные и государственные республиканские языки (апеллируя к потребности и добровольности, хочу - не хочу). Зато иностранные языки (языки других государств и народов) будут обязательно изучаться по 3-4 часа в неделю. Законопроект противоречит конституционным гарантиям и ответственности государства за сохранение и развитие языков и культур народов многонациональной России.

Неудивительно, что данный законопроект вызвал бурную реакцию практически во всех национальных республиках. Но благодаря мудрому и взвешенному подходу в Москве не стали поспешно рубить с плеча и отложили принятие законопроекта на осень, а на прошлой неделе и вовсе приняли решение об устраивающей все стороны корректировке текста законопроекта и создании согласительной рабочей группы.

Путь к согласию

Видится следующее равновесное решение:

- обязательное изучение предмета «русский язык (государственный РФ) и литература» в объеме, предусмотренном ФГОС/ 6-9 часов в неделю;

- обязательное изучение предмета «родной язык и литература» из числа языков народов РФ, включая и русский язык как родной (по добровольному выбору языка) /русский, татарский и другие языки наравне изучаются по три часа в неделю/; 

- обязательное изучение предмета «государственный язык республики».

Главное - добровольно выбираются для изучения как родные языки из числа народов России (включая русский язык), так и государственные языки республик (если их более одного). Данные поправки в законопроект отражают сформировавшиеся ценностные ориентиры уникальной цивилизационной и общегражданской общности россиян. Суммарно родные языки и литература, а также государственные языки республик будут изучаться меньше, чем русский язык и литература. Школа получит возможность использовать вариативную часть на приоритетные направления. Языкового кризиса при таком варианте не будет, а разного рода комментаторы успокоятся и перейдут к более интересным темам. 

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (13)
Мурат
соглашусь, нужно уравновешенное решение
-11
ОТВЕТИТЬ
Макс
я за обязательный, но не по 6 часов. времени нужно столько, сколько достаточно для того, чтобы знать язык.
-24
ОТВЕТИТЬ
Бурятка
Я не знаю родной язык, мои дети и внучки тоже не знают.Стыдно,обидно,короче плохо, всю жизнь неудобно.Английский,чтобы этикетки читать, учим, а родной язык - нет.
-5
Еще
Так как рассмотрение закона ожидается только осенью, то сейчас самое время начинать информационное освещение правильного решения решаемых законом задач. Чтобы в, том числе, упомянутая согласительная коммисия приняла решение согласованно и ПРАВИЛЬНО.
-8
ОТВЕТИТЬ
Изольда Плюшкина
Решение уже есть: изучение государственных языков субъектов РФ и родных языков из числа языков народов РФ только ДОБРОВОЛЬНО. Не нужно изобретать велосипед. По вашим расчетам с вашими предложениями дети по воскресеньям учиться будут
42
ОТВЕТИТЬ
Имя или псевдоним
Какая крепкая вера в татарстанских политиков - чтобы решить любой вопрос дрстаточно 2 х депутатов послать в аппарат Президента и все! Москва сразу вспоминает Мамая и по привычке уступает. Только предыдущий министр образования видимо не в ту приемную зашел, хотя и в Госсовете постоянно говорили, что Васильева сама треугольники печет посетителю и переписывает ФГОСы под диктовку. Правильно написали-не нужно волноваться все уже решилось хорошо.
10
ОТВЕТИТЬ
Казанец
ДОБРОВОЛЬНО!!!!
19
ОТВЕТИТЬ
Максим
Только добровольное изучение родных языков!
2
вмв
Я думаю надо иностранные языки изучать на добровольной основе.А время отведённое на изучение родных языков можно было бы пустить, по желанию конечно учащегося, на изучение точных наук. Благосостояние общества будет зависеть от их развития.
1
ОТВЕТИТЬ
Олень
Язык матери,обязательно!а математику с физикой и англизским,добровольно!
0
ОТВЕТИТЬ
Олень
Нам смертному быдлу!все равно ни к чему.и это факт!
2
ОТВЕТИТЬ
алекс
+Простому смертному большая часть предметов не нужна и не пригодится
0
БАЗ
Предлагаю: 1) обязательное изучение R=N, где R - обязательное количество часов русского языка, N - обязательное количество часов национального языка; плюс 2) обязательный факультатив по выбору ученика или его родителей или r или n часов, но r=n !!!, где r - обязательный факультатив часов русского языка, n - обязательный факультатив часов национального языка.
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Общество 09:39 / 8 мая
14
«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Казанцы - участники акции «Бессмертный полк» - рассказывают семейные истории.

Вот уже пятый год казанцы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Держа в руках портреты родных - героев Великой Отечественной войны, преодолевают путь длиной более 2 км. Если в 2014 году шествие состояло из колонны в 500 человек, то в 2018-м эта цифра увеличилась до 163 000 человек. В этом году организаторы ожидают не меньше участников. 


Наша справка

«Бессмертный полк» - общественное движение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с самодельными транспарантами с фотографиями родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны. 


«Бессмертный полк» в Казани пройдет по маршруту прошлого года. Сбор участников - на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого в 13:00, старт - в 15:00. От места встречи колонна проследует через площадь Свободы, далее по улице Лобачевского на улицу Кремлевскую и на площадь Тысячелетия. Протяженность маршрута составит более 2,5 км.

В преддверии масштабного шествия KazanFirst вспоминает истории семейных героев постоянных участников акции «Бессмертный полк».

Открывает серию воспоминаний Алеся Иванченко. Ее прадеды по разным линиям родственных связей освобождали Родину от фашистских захватчиков. Алеся рассказала нам обо всех героях семьи.

Прадед Августин Автономович Линник

Родился в 1910 году в селе Резино Букского района Киевской области. Воевал в Рабочее-крестьянской Красной армии. Был танкистом. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу» (дважды).

В последний год войны родным пришло уведомление «Пропал без вести в апреле 1945 года». Позже выяснилось, что потерял в бою обе ноги и получил контузию, но выжил. Родные долгое время не знали, где он находится, да и он не мог сообщить о своем местонахождении из-за контузии.

Прадед Иван Павлович Иванченко

Родился в 1911 году в Запорожье. В 1941 году был призван в ряды Советской армии. Его звание - старший сержант. Погиб 21.12.1942 года. Похоронен в селе Косовка Таловского района Воронежской области, Россия.

Родной брат прабабушки Александр Фёдорович Швецов

Родился в 1919 году. Обладатель множества наград, в том числе ордена Отечественной войны I степени. Вернулся с ВОВ без одной ноги. На фото дед Шура рядом со своим наградным автомобилем. Фото было сделано мамой Алеси, когда ей было девять лет.

Двоюродный брат прабабушки Иван Игнатьевич Якубовский

Родился 7 января 1912 года (по старому стилю 25 декабря 1911-го) в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилёвской области Белоруссии. Был призван в РККА в 1932 году. Участвовал в военных действиях Советской армии ещё до начала Великой Отечественной войны.

Служил в танковых и мотострелковых войсках.

В Великую Отечественную войну майор Якубовский вступил в должность командира учебного танкового батальона 26-й танковой дивизии 20-го мехкорпуса Западного фронта. Прошел всю войну. Несколько раз был ранен, горел в танке.

Иван Игнатьевич - советский военачальник, маршал Советского Союза (12.04.1967г.). Дважды Герой Советского Союза (10.01.1944г., 23.09.1944г). Герой Чехословацкой ССС (30.04.1970г.).

В послевоенные годы служил главнокомандующим группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, первым заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

Умер в Москве 30 ноября 1976 года.

Похоронен на Красной площади в Стене коммунаров. 


Виктор Петрович Лавриченко (1923- 2008)

Рассказывает его племянница Татьяна Николаева.

- Мой дядя, Виктор Петрович Лавриченко, окончил школу №98 в Казани за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Почти сразу подал заявление с просьбой направить его на фронт. Его направили в Горьковское зенитно-артиллерийское училище на краткосрочные офицерские курсы. По их окончании, когда ему только исполнилось 18 лет, он был направлен на Ленинградский фронт, где прослужил всю войну.

Начинал дядя в звании младшего лейтенанта в должности командира огневого взвода в 304-м истребительном противотанковом полку, а закончил войну капитаном в должности командира батареи 220-го артиллерийского полка. В Ленинграде он воевал на Пулковских высотах, которые часто подвергались бомбардировкам и обстрелу, был несколько раз ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За оборону Ленинграда». 

После войны он закончил юридический институт в Казани и попал по распределению в Куйбышев, где более 30 лет проработал председателем Куйбышевского областного суда. Обладает почетным званием «Заслуженный юрист» РСФСР. Имя этого судьи с трепетом произносили даже самые отпетые рецидивисты, поскольку знали, что Лавриченко строг, но справедлив. 

Он был высокопрофессиональным юристом и удивительно скромным, порядочным и честным человеком. Виктор Петрович три дня не дожил до праздника 63-летия Победы.


Григорий Тихонович Гришин (1913- 1942)

Рассказывает его внучка Юлия Муллахметова.

- На фронт дедушка ушел в мае 1942 года, а уже в июле пришла «похоронка», где говорилось, что он пропал без вести. Сведений о нем практически нет. Мы сами занимались поисковой работой, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию. Но тщетно. Все, что лично я смогла найти: дедушка был стрелком. Предполагаю, по тем боям, которые шли в период его призыва, воевал он в районе Сталинграда, где-то в том направлении. 

Раньше у нас даже фотографий его не было. Но у дедушки осталась дочь, которая сейчас живет в Москве, она и передала нам его фото.


Абдулла Хакимзянов (1906- 1943)

Рассказывает его внучка Лилия Блохина. 

- Родился дедушка в деревне Суук-Су, но жил всю жизнь в Казани, на Булаке. Призвали на фронт в 1941 году - тогда у него было два сына. Старшему (моему дяде) - пять лет, а папе - месяц. Тогда он просто обнял, поцеловал моего папу на прощание, отдал маме и ушел. А в 1943 году пришло извещение, что он погиб под Смоленском. 

По воспоминаниям папы, когда отцы детей из его двора стали возвращаться с фронта, они от радости встречи подбрасывали детей на руках. Папа говорил, что ему тоже очень хотелось, чтобы его папа, мой дедушка, так подбросил. Когда прошло время и дядя повзрослел, он поехал в командировку в Смоленск. Там обратился в военкомат и через него нашел могилу дедушки. Уже позднее, в 1972 году, туда ездила вся семья. Выяснили, что погиб дедушка в Новодугино под Смоленском 9 марта 1943 года. Был автоматчиком в танковой пехоте. В студенческие годы я была в «Снежном десанте» - это наша поисковая организация на базе университета. У нас были зимние походы - мы шли по боевому пути какой-либо дивизии. Получилось так, что я побывала в том самом месте, где погиб мой дедушка. Сейчас я и мой папа в память о дедушке выезжаем в поисковые экспедиции. Таким образом отдаем дань памяти.

Тема войны меня очень трогает, конечно. У нас в школе (Лилия Блохина педагог. - Ред.) есть такая акция: все дети выставляют на подоконники фотографии своих прадедушек. И там такие трогательные истории. Например, вот перед глазами у меня портрет прадедушки моей ученицы. Красивый парень двадцатилетний - Ахмат Хайруллин. Прошел Первую мировую войну, Вторую мировую войну от начала до конца, потом работал в родном колхозе. Их было 12 братьев, шесть пар близнецов. Все погибли на войне, кроме прадеда этой девочки. Состояние мамы даже представить не могу - 11 сыновей не вернулись. 


Гаптелгафур Ахатович Ахатов (1913-1973) и Марьямниса Динмухаметовна Ахатова (1916-2007)

Рассказывает их внучка, учитель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина.

- Про дедушку я знаю совсем немного. Единственное, что у меня осталось, - несколько его фотографий в гражданской одежде. Дедушка умер, когда мне было пять лет. Я его практически не застала, помню только лицо.

К сожалению, семья не сохранила воспоминания о нем, его ордена, награды. Когда переезжали, все потеряли, а мне на хранение почему-то не отдали. Не сохранили, может быть, потому, что раньше не считалось подвигом идти защищать свою Родину - это было нормально. К моему великому сожалению, очень мало чего могу рассказать о дедушке.

Зато бабушку хорошо помню. Она умерла в 2007 году. В период войны жила и работала в родном колхозе. Будучи тружеником тыла, рыла казанский обход, когда вокруг Казани строили оборонительные сооружения. Параллельно работала на лесозаготовках. Ей даже вручили орден «Материнская слава» как многодетной матери. 


Арслан Абдулвалиев (1923-1993)

Рассказывает его внук, председатель совета Молодежной ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан Тимур Кадыров.

- Воевал дедушка - отец моей мамы. Он был музыкантом, служил в военном оркестре. Много ездил и отвечал за боевой дух солдат. После того как дедушка вернулся с войны, он мало рассказывал, точнее практически не рассказывал. Ему было очень тяжело об этом вспоминать, говорить. Насколько я знаю, в боевых действиях он не участвовал. Но помню, что у него было много медалей, орденов. Когда я был маленьким, часто рассматривал их, играл с ними и даже не понимал всей значимости. 

Сегодня этот праздник для нас - один из самых значимых праздников. Потому что дедушка всегда его ждал, любил, ценил. Так и повелось в нашей семье, что 9 Мая - это самый сокровенный день.

КОММЕНТАРИИ (10)
Яспид
А я знаю, что мои прадеды погибли на войне. а больше никакой информации не сохранилось... хотелось бы узнать кем они были и как жили но ничего не осталось...
0
ОТВЕТИТЬ
Дзига Лейниц
А я не играл с наградамми деда. Вырос и все медали продал и пропил. Такой вот я плохой человек(((
-1
ОТВЕТИТЬ
Толстый лев
Война есть тяжелая мужская работа. тогда мужики реально умели воевать и Родину защищать. За нынешнее поколение я че-то не уверен
0
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Ни разу не принимал участие в Бессмертном полку, надеюсь хоть завтра получится портрет уже подготовил
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
Интересно лет через 15 также помпезно будем праздновать 9 мая или все сойдет нет...
0
ОТВЕТИТЬ
Гесиодов
РАньше и вода вкуснее была и трава зеленее
0
ОТВЕТИТЬ
Иван
Вот люди! Спасибо вам дорогие ветераны. Склоняю голову перед вашим подвигом!
0
ОТВЕТИТЬ
Рамиль из Сургута
Да ну, я лучше на шашлыки, тем более все дороги перекроют
-1
ОТВЕТИТЬ
Данил
Были люди раньше, сейчас таких мало уже, трудно найти таких
2
ОТВЕТИТЬ
Чебурашка под бутиратами
Красная Армия всех сильней так-то
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх