Набережные Челны: добрый город посреди злой России

Психологи автограда опровергают выводы московских коллег.
Психологи автограда опровергают выводы московских коллег.

Ученые Института психологии РАН исследовали, как менялся типовой психологический облик россиян с 1981 по 2011 год. И пришли к выводу, что за эти 30 лет люди в России стали алчнее, злее, наглее и агрессивнее. А доброты, порядочности, честности, наоборот, стало меньше. Об этом обществу сейчас рассказывают и директор упомянутого института Андрей Юревич, и завотделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов, и наверняка все, кто знаком с результатами исследования. Едва ли кого-то в России эти результаты удивят или огорошат. 

Но вот то, что говорят, ознакомившись с исследованием, челнинские семейные психологи Наталья Аблизина и Нина Зуева, может удивить:

— А вот в Набережных Челнах люди добрые, отзывчивые, внимательные! — говорят они. Напомним, так они говорят о городе, который пристроен как город-спальня к «КАМАЗу», где еще недавно царили гремевшие на всю страну криминальные группировки и откуда сегодня каждый год уезжает 70-80 выпускников школ и колледжей. Но как Зуева, так и Аблизина — опытные специалисты. И если российские ученые свои выводы сделали, опираясь на количество убийств, грабежей, маньяков, бытовой агрессии и тому подобных данных, то челнинские психологи судят по своему жизненному опыту, поскольку жизнь у них протекает в Набережных Челнах.

Набережные Челны: добрый город посреди злой России

Опыт Аблизиной

— В конце марта я упала на улице и сломала руку, больше месяца ходила с гипсом. Весь этот месяц, где бы я ни была в общественном месте, совершенно чужие мне люди за мной ухаживали, — говорит Аблизина.

Она просто упала на улице. Еще и сама не знала, что сломала руку. Но к ней тут же подошли мужчина и женщина и стали интересоваться, все ли нормально, не нужна ли какая помощь. Услышав, что болит рука, вызвали «скорую» и были рядом, пока машина не приехала и врачи не посадили Наталью в салон.

— Ходила на прием к врачу. Так в поликлинике мне не приходилось самой надевать и снимать бахилы. Я никого не просила, но люди сами подходили и все делали. И никого не смущало, что обувь у меня грязная, а воды поблизости, чтобы помыть руки, нет, — рассказывает психолог. К ней подходили и ей помогали на улице, в транспорте, в разных учреждениях, где ей приходилось быть. Застегивали пуговицы на пальто, уступали место, подавали руку там, где трудно было пройти. При этом помощники не всегда тратили время на какие-то слова, а помогали молча.

Набережные Челны: добрый город посреди злой России

Опыт Зуевой 

Нина Зуева всю доброту челнинцев почувствовала, когда у нее в силу солидного возраста начались микроинсульты. Впервые это получилось с комическим оттенком. В один прекрасный день вечером Нина Тихоновна закончила работу, позвонила дочери — спросила, не надо ли заехать и чем-то помочь, и узнала, что заезжать не надо. Потом позвонила мужу и сообщила, что сейчас приедет домой. Далее, как рассказывает Зуева, она шла по улице и недалеко от больницы в 1-м микрорайоне у нее вдруг возникло ощущение легкости и полета, после чего она потеряла сознание. Очнулась в реанимационном отделении больницы, мимо которой шла. Доктор обрадовался, что пациентка так быстро пришла в себя, и сказал, что помощь уже оказана и в госпитализации необходимости нет.

— Я позвонила дочери и попросила вызвать мне такси, потому что я сама оттуда, где нахожусь, вызвать его не могу. Дочка спрашивает: «Ты в полицию попала, что ли?» Нет, говорю, все не так страшно. Я в реанимации, но уже могу ехать домой!

Так счастливо для Зуевой ее первый микроинсульт закончился потому, что ее лежащей без сознания в закоулке у больницы увидели какие-то мужчина и женщина. Лежащие без сознания ничем не отличаются от пьяных, но прохожие мимо не прошли. Они как-то доставили Зуеву в больницу, минут через 10-15 после микроинсульта она была уже в реанимации. Кто эти люди — осталось тайной. Но если бы они прошли мимо, последствия могли быть более серьезными.

— Второй микроинсульт у меня случился так же вечером после работы на улице, когда я уже подходила к автобусной остановке. Возникло такое же ощущение легкости и полета, а потом я осознала, что стою на коленях, уткнувшись лбом в асфальт. Ко мне подбежали двое мальчишек лет 16-17, не старше. Они меня подняли, довели до остановки, усадили и уже хотели вызывать «скорую», но я подала им свой мобильник и попросила там в контактах найти номер моего невропатолога и позвонить ей. Они позвонили. Доктор сказала, что «скорую» не нужно, она сейчас приедет сама. Нина Тихоновна поблагодарила мальчишек и сказала, что теперь они могут идти по своим делам. Но они не ушли. Они сели рядом на скамейку и сидели около часа — до тех пор, пока не приехала доктор. Они разговаривали с пострадавшей и следили за ее самочувствием. И даже после того, как доктор осмотрела пациентку, сделала ей укол и сказала, что все нормально, мальчишки ушли не сразу. Они предложили проводить Зуеву до дома. Та отказалась, и только тогда ее добровольные помощники ушли.

Набережные Челны: добрый город посреди злой России

Это случаи, когда речь шла о жизни и здоровье. Но Нине Тихоновне в Челнах много раз бескорыстно помогали чужие люди и просто в затруднительных ситуациях. Всего лишь два примера. Как-то психолог вернулась в родной город из командировки. На вокзале она оказалась ночью, а когда попыталась нанять такси до дома, вдруг выяснилось, что расценки изменились и денег на такси у Зуевой не хватает.

— Я растерялась. Стояла и не знала, что делать. Но ко мне подошли мужчина и женщина, сказали, что они тоже едут в Новый город, и предложили поехать втроем. С ними я доехала до дома, а они отказались брать с меня деньги. В другой раз я наняла такси. Это был просто какой-то водитель, которому было со мной по пути. По дороге мы с ним разговаривали на разные жизненные темы, а в конце, выходя из машины, я сказала, что знаю расценки, и положила на сидение купюру. И знаете, что произошло? Он изменился в лице, швырнул эту купюру мне и сказал: «Ты что делаешь?! Я от всей души, а ты! Забери сейчас же, а то в следующий раз вообще не посажу!» Я оценила это его «в следующий раз», сказанное как старой знакомой.

О чем не говорят московские ученые

Ученые рост негатива в типовой психологии россиян объясняют коренными изменениями в жизни общества, появлением завуалированных несправедливостей. Например, политики говорят, что благодаря ЕГЭ в любой вуз, даже в МГИМО, может поступить и сын дипломата, и сын сельского тракториста. Но когда «стобалльный» сын тракториста приезжает в Москву, он обнаруживает, что учиться в МГИМО не сможет, потому что у родителей нет денег, чтобы оплачивать жизнь в столице. Или многие рабочие ходят на работу мимо государственных больниц и поликлиник, а когда приходит болезнь, рабочие узнают, что никакой быстрой и эффективной помощи государственные врачи оказать не могут. И эти же врачи принимают рабочих в частных клиниках. И так далее. По телевизору десятки каналов постоянно транслируют сюжеты с катастрофами и трупами, потому что «трупы оживляют кадр». То же телевидение, а с ним и радио и различные газеты обрушивают на людей «агрессивную» рекламу и как залог успеха пропагандируют «агрессивную» позицию в жизни.

Набережные Челны: добрый город посреди злой России

А челнинские психологи говорят о том, что в людях при всем при этом продолжает жить русская душа. Воспитанная на традициях Христианства и Ислама, обогащенная многовековым опытом жизни в стране, которой постоянно приходится бороться за нормальную жизнь, а людям приходится помогать и выручать друг друга. Бывают моменты, когда человек может отомстить и даже убить того, кто его обманул или кто для него является олицетворением несправедливости. Но в обычной жизни человек с готовностью идет на помощь такому же, как сам. В этом челнинцы едва ли чем-то отличаются от казанцев, нижнекамцев, чистопольцев, альметьевцев и т. д. В душе мы действительно добрые и отзывчивые.

Есть прием и против «лома»

Зуева рассказала случай, который произошел с ней в лихие 90-е, в годы разгула преступности. Она шла домой поздно вечером. На улице была только она и еще человек пять молодых людей, которые шли за ней. По одежде, по виду, по манере вести себя и разговаривать это были натуральные гопники. Постепенно они сближались с Зуевой. Когда они оказались всего в нескольких метрах, Нина Тихоновна повернулась к ним и сказала:

— Ой, мальчишки, знаете, как страшно! Вот идешь по улице: темно, фонари не горят, а по городу кто только не ходит! Есть такие, кто шапки срывает, сумочки отбирает. Я вижу, что вы ребята добрые. Проводите меня домой, пожалуйста!

С этими словами Зуева пристроилась к парням и уверенно взяла одного под руку. Кто-то в этой толпе хмыкнул, кто-то ухмыльнулся. А психолог продолжала свой монолог о жизни. Парни проводили ее не только до дома, но и до самого подъезда. Хотя им и было это не по пути. Уже когда Нина Тихоновна входила в подъезд, один из парней ее окликнул:

— Слышь, тетка! А вообще-то мы и есть те, кто шапки срывает и сумочки отбирает.

— Ой, да что вы! — Зуева сделал жест рукой, отмахиваясь от того, что сказал гопник. — Те, кто сумки отбирает, злые, а вы добрые, вы хорошие! — с этими словами она и ушла в подъезд.

— Меня клиенты часто спрашивают, есть ли какой-то психологический прием, с помощью которого можно выйти из опасной ситуации? Говорю, что такой прием есть. И я не сама его придумала, я о нем читала. Это доверие и искренность. Тогда в 90-е на темной улице одна я понимала, что за мной идут гопники и они собираются меня ограбить. И если бы я испугалась, побежала, стала звать на помощь, то было бы только хуже. Но я с ними заговорила, я им доверилась, и они стали добрыми и хорошими. 

Набережные Челны: добрый город посреди злой России

Великий китайский философ Конфуций однажды сказал: «Я доверяю людям, и некоторые мне отвечают тем же. Я доверяю людям, и некоторые меня обманывают и предают. Но я все равно доверяю людям. Нет другого способа с ними жить!»

Берегите доброту в своей душе. Она та самая красота, которая спасет мир.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *