«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Общество 14:08 / 12 июня 2018
8
2
«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

Разработчики уверены, что шаттл гораздо безопаснее машин, управляемых людьми. Но понимают, что общество пока не готово к беспилотникам.

Казань продолжает быть площадкой для тестирования и внедрения инноваций в различных сферах. Теперь на столице республики проверили новую разработку «КАМАЗа» и Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», получившую название «ШАТЛ» - Широко адаптивная транспортная логистика. Это, говоря по-простому, беспилотник, представляющий собой электробус, где за движение отвечает не водитель за рулем, а множество датчиков (в том числе ультразвуковых), камер, радаров как внутри, так и снаружи машины. С помощью высокоскоростного интернета 5G данные из беспилотника передаются в диспетчерский пункт, где за процессом наблюдают специалисты. За интернет в этом проекте отвечает компания «Мегафон».

Предполагалось, что беспилотник будет перевозить болельщиков от фан-зоны у Чаши до «Казань Арены», однако FIFA ограничила маршрут электробуса территорией улицы Сибгата Хакима, все же пока не доверяя машинам нового поколения. В итоге для шаттла проложили асфальтовую дорогу длиной 650 метров на песчаной насыпи вдоль берега Казанки, где и проходит его тестирование.

В День России на площадке прошла официальная презентация проекта, участие в которой приняли президент Татарстана Рустам Минниханов, замгендиректора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, замгендиректора по стратегическому развитию ФГУП «НАМИ» Алексей Гогенко и директор ПАО «МегаФон» Сергей Солдатенков.

Рассказывая Минниханову о проекте, Гумеров отозвался о шаттле, как о «высокоинтеллектуальном транспортном средстве, основой которого является универсальная электрическая платформа». На ее базе можно сделать «гамму беспилотных средств разного назначения и скоростного режима», подчеркнул Гумеров.

Все это время прототип беспилотника стоял перед участниками презентации закрытым серой тканью, из-под которой зазывно мигал фарами. Отметим, что тестирование беспилотника в Казани проходит на скорости 10 км/ч, в то время как шаттл может разгоняться до 110 км/ч.

Кузов КАМАЗа-1221 «ШАТЛ» (полное название беспилотника) выполнен из композитных материалов, интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, выбирать место остановки, вызывать помощь или открывать дверь вручную. По признанию представителя компании-разработчика Алексея Гогенко, в планах оборудовать автомобиль возможностями просмотра фильмов, прослушивания музыки, а также системой предоставления информации о месте дислокации (например, беспилотник расскажет об истории улицы или архитектуре дома). Пока из примочек там разве что usb-порт для зарядки гаджетов.

- Если мы не будем вкладывать интеллектуальную базу в этом направлении, то завтра эти решения мы будем вынуждены покупать у иностранных компаний. И мы видим, что мир будущего строится из специфических услуг. Беспилотные автомобили еще вызывают у нас чувство страха, мы, безусловно, разделяем эти ощущения наших коллег. Даже в нашем институте, мы проводили опрос, только 60 процентов людей могут сесть в такой беспилотный автомобиль. Цифра небольшая, но три года назад, когда мы начинали делать этот проект, цифра была 30 процентов. Наша задача заключается в том, чтобы сделать будущее безопасным, - заявил Гогенко.

После этого с беспилотника убрали ткань и публика наконец-то увидела машину будущего, о которой так много говорили. Делегация во главе с Миннихановым изучила салон шаттла, после чего отправилась к испытательной площадке, где их ждал еще один беспилотник. Гости зашли в открывшиеся перед ними двери, после чего машина неспешно отправилась в направлении фан-зоны у «Чаши».

Журналисты несколько минут ожидали возвращения лидера республики и начали выходить за указанные на асфальте границы. Один из инженеров попросил их этого не делать: беспилотник остановится, если на его пути окажется человек. Тем временем машина вернулась к месту старта.

- У этого автомобиля возможностей намного больше, но так как законодательная база пока ограничена, есть вариант демонстрационной поездки. Платформа этого автомобиля позволяет делать много, много хороших вещей. Ход у автомобиля бесшумный, мягкий. Очень впечатляет, - сказал после поездки на беспилотнике Рустам Минниханов.  

Вопросы журналистов к разработчикам больше касались безопасности - стоит ли доверять человеческую жизнь роботам?

- Безусловно, это безопаснее, чем человек, потому что робот не ошибается, всегда внимательный, но его этому нужно научить. Мы видим, что это устройство может использоваться на закрытых территориях, выставочных зонах, парках. Так поэтапно находить ниши. Сейчас их можно использовать для технологических перевозок, - заявил Ирек Гумеров.

Алексей Гогенко отметил, что платформа универсальна и может быть подстроена под любые логистические цели, но тут же продолжил тему безопасности беспилотников:

- В том году у нас на дорогах погибло 16 тысяч людей. И в основном погибли по вине человека. По техническим причинам произошло около 800 ДТП, поэтому мы понимаем, что достигли уровня, когда уже не сможем обеспечивать безопасность человека за рулем. Теперь нам нужно рассматривать технологии, при которых в принципе человек не попадет в ДТП. Наш шаттл видит на 360 градусов, в отличие от человека, видит ребенка, подбегающего сбоку. Человек может отвлечься на телефон, наше транспортное средство сосредоточено на дороге, Сегодня эта технология требует обкатки. После 2020 года эта модель выйдет в серийное производство. Уже многие решения, касающиеся технического зрения или системы управления, сегодня используются в других машинах, - рассказал разработчик.

Спикеры признались, что в беспилотнике установлены самые современные девайсы (их закупали за рубежом), а вот «мозги» (программное обеспечение) - заслуга отечественных ученых.

Ирек Гумеров при этом признался, что для повсеместного внедрения новой машины нет ни соответствующего законодательства, ни психологической готовности общества. По его словам, производители готовы выводить шаттлы без водителей на улицы уже через пару лет, однако люди будут готовы к этому не ранее 2030 года.

Пока же такие беспилотники будут курсировать на закрытых территориях (один прототип будет использовать ФГУП «НАМИ»), использовать для транспортировки между заводами (так сделают на «КАМАЗе»). Алексей Гогенко надеется, что шаттлы в ближайшем будущем появятся в российских парках.

В планах у разработчиков - внедрение системы беспилотного управления на грузовики «КАМАЗ» и «БелАЗ», которые будут работать в карьерах.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Как правильно выбрать новогоднюю елку

Общество 17:39 / 13 декабря 2018
4
Как правильно выбрать новогоднюю елку

Пора решить - искусственная или настоящая. Разбираем плюсы и минусы двух вариантов.

Елочные базары уже открылись. Хвою на них поставляют из лесопитомников Татарстана и соседних регионов - Марий Эл и Кировской области. Минимальная цена на деревья - около 500 рублей. Что выбрать? Этот вопрос мучает каждого, кто приходит на рынок. Елка пушистая и красивая, но у сосны-то какой аромат! Хочется ведь не только видом наслаждаться, но и запахом. 

«Вредителей в наших елках быть не может»

Самое страшное, что может случиться при покупке натуральной ели или сосны, - это ее зараженность вредителями или плесенью. Неприятно, когда только-только срубленное в лесу деревце начинает вдруг оживать в виде выползающих из-под коры личинок или жуков-короедов, решивших пережить очередную зиму в стволе. Появление плесени на дереве может вызвать аллергию, особенно у детей. 

Определить качество зеленой красавицы, которую вам предлагают, невозможно. Придется верить продавцу на слово, что весь свой товар он привез, закупив его у организации, которая имеет право выращивать ели и сосны на продажу. В республике эта роль отведена лесным хозяйствам - территория плантаций составляет 345 га.

В этом году на аукцион Министерством лесного хозяйства Татарстана будет выставлено примерно 17 тысяч елей и 43 тонны хвойной лапы. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить спрос на новогодних красавиц в республике. 

- Мы можем с уверенностью сказать, что в хвойных деревьях, которые выращиваются на плантациях республики, нет вредителей. Потому что за всеми насаждениями, особенно в период активной деятельности насекомых, которые атакуют деревья, ведется постоянное наблюдение, а также проводится их обработка специальными средствами защиты, - заверили в Минлесхозе Татарстана.

Кроме того, в ведомстве не рекомендуют татарстанцам заниматься в оставшиеся предновогодние дни самостоятельной рубкой деревьев. Лесные хозяйства республики уже организовали патрулирование своих угодий - попавшихся нарушителей ждет суровое наказание. 

Простых граждан могут штрафовать на 3-4 тысячи рублей, должностных лиц - на 20-40 тысяч рублей, юридических лиц - на 200-300 тысяч рублей. При этом кроме административного взыскания срубленное дерево будет тоже конфисковано.

Полезные советы 

Ель

Плюсы: у ели ветки расположены чаще, чем у сосны, значит, украсить можно интереснее.

Ель - самая дешевая в хвойном ряду.

Минусы: быстро осыпается, пахнет первые пару дней.

Цена - от 500 рублей.

Сосна

Плюсы: устойчива к засухе, учитывая, что в квартирах центральное отопление. Это важно, так как не придется постоянно опрыскивать.

Меньше осыпается - меньше хлопот с уборкой.

Сосна пахнет ароматнее, чем ель.

Минусы: редкие ветки, смотрится не так эффектно, как елка.

Цена - от 700 рублей.

Пихта

Плюсы: иголки у пихты мягкие и совсем не колючие, если в доме маленькие дети - это важно.

Пихта не осыпается.

Пихта источает невероятный аромат - по запаху она превосходит всех хвойных сородичей.

Минус один, но очень существенный - стоимость.

Цена - от 2 000 рублей.

Покупая елку в кадке, сначала пару дней «акклиматизируйте» ее на балконе, в гараже или в подъезде, где температура выше, чем на улице, но ниже, чем в комнате. Не удобряйте елку во время новогодних праздников - она может тронуться в рост и последующую «заморозку» до весны не пережить.

Искусственные ели выделяют токсины

Конечно, вместо живой лесной красавицы можно приобрести искусственную. Ее плюс в сроке годности. Служит пластмассовое изделие своему хозяину не несколько недель и потом теряет свой лоск, а несколько лет. Беда только в том, что, как и все искусственно созданное, такая ель таит в себе опасность для человека. 

Поливинилхлорид, из которого изготавливаются практически все современные искусственные елки, выделяет газы, раздражающие слизистые. Но это не самое страшное. Гораздо опаснее свинец, олово или барий, которые добавляют в изделия для пожаропрочности. Эти металлы выделяют фталаты - обязательный компонент, который входит в состав парфюмерной продукции и лака для ногтей. Конечно, никто специально барий, свинец не добавляет в пластик. Его очень много в окружающей среде. В елках эти тяжелые металлы присутствуют как продукты исходного сырья. Хотя, по мнению химиков, вред человеку изделия из ПВХ наносят не более того, что каждый житель города получает, когда дышит выхлопными газами на улице.

Активность же химические компоненты изделия станут проявлять, когда ель начнет гореть или будет стоять рядом с источником тепла - например, батареей отопления. Поэтому искусственный символ Нового года лучше держать подальше от таких мест в комнате.

В Роспотребнадзоре республики рекомендуют, как и при выборе детской игрушки, елку перед покупкой детально изучить. 

Покупателя должно насторожить: 

- «химический» запах;

- иголочки отваливаются, когда проводишь рукой «против шерсти»;

- также надо обращать внимание на устойчивость модели, особенно если она выше полутора метров. Самой надежной считается металлическая крестообразная подставка.

Самыми дорогими считаются литые ели из пленки ПВХ - каждая ветка имеет уникальную форму, чем обусловлена реалистичность дерева. Новинка последних лет - елки с оптоволокном. Кончики иголок светятся, к такой елке даже не нужны гирлянды. Самый популярный и недорогой вариант - конструкция из стальных трубочек с ветками из полиэтилена или распушенной лески, намотанной на проволоку.

Плюсы: долговечность и польза для экологии.

Минус: нет запаха хвои.

Цена - от 1 500 до 35 тысяч рублей.


Читайте также: Ильсур Метшин призвал казанцев отказаться от живых ёлок на Новый год


КОММЕНТАРИИ (1)
Марго
23 февраля это суббота, 24 воскресенье, и так и так выходной
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх