Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

Как проходит праздник плуга в российских деревнях.
Как проходит праздник плуга в российских деревнях.

Татары со всей России и мира продолжают праздновать Сабантуй. В прошедшие выходные народными гуляньями отметились Казань и Набережные Челны. У городских праздников есть своя культурная особенность — для горожан это в первую очередь развлечения и шоу. В деревнях же Сабантуй — лишний повод встретиться с родными, друзьями, пообщаться с ними. Но и в том и в другом случае к празднику готовятся основательно. Во Всемирном конгрессе татар есть даже курсы режиссеров Сабантуев. Отбор тех, кто отвечает за культурную часть праздника, начинается в апреле.  

— Мы более 15 лет проводим курсы режиссеров. К нам каждый год приезжают люди из разных регионов. Все слушатели по итогам получают специальные сертификаты. Раньше к нам приезжали по 100 и более человек, сейчас по 60-70, — рассказывает замруководителя исполкома Всемирного конгресса татар — начальник отдела по работе с татарскими общественными объединениями Марс Тукаев

Тенденция сокращения участников курсов объясняется самим принципом отбора со стороны ВКТ. Дело в том, что приглашаются люди, которые ранее не участвовали в организации праздников или участвовали более пяти лет тому назад. Таким образом, деятельность ВКТ ставит в приоритет проведение и организацию Сабантуев всё больше и больше на новых территориях проживания татар.

Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

Главные принципы, которые доносятся на курсах режиссерам и сценаристам, — сохранение традиций и обычаев татарского народа. 

— Сейчас, например, в Сабантуях в некоторых местах включают новые игры — футбол, волейбол, баскетбол. Но они должны быть за рамками Сабантуя. Мы на курсах рассказываем, какие есть традиционные развлечения, снабжаем слушателей примерными сценариями, атрибутикой, положением по национальной борьбе кореш, — добавляет Марс Тукаев.  

Другая важная составляющая, которая помогает успешно проводить праздники плуга, — взаимодействие общественников и предпринимателей. 

— Знаю примеры, когда организаторы по проведению Сабантуя в деревнях выискивали и по 1 миллиону рублей, чего уж говорить о праздниках на региональном или федеральном уровне, — отмечает журналист, главный редактор интернет-студии Всемирного конгресса татар Римзиль Валеев

Собеседник напоминает, что в 2002 году татарская общественность обратилась к тогдашнему президенту Татарстана с инициативой помогать с проведением праздника татарским деревням. Минтимер Шаймиев дал свое добро. 

— Подготовка Сабантуев — это наше культурно-национальное влияние на татар в других регионах, — уверен Римзиль Валеев.

Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

С тех пор праздник плуга является неотъемлемой частью культурной жизни многих регионов России. Журналист редакции KazanFirst поговорил с организаторами Сабантуев в самых крупных татарских деревнях Оренбургской, Челябинской областей и Пермского края, чтобы разузнать, как у них проходит праздник плуга.   

Оренбургская область. Деревня Асекеево

Согласно переписи 2010 года, в Оренбургской области проживает более 151 тысячи татар. Самой крупной татарской деревней на севере региона считается деревня Асекеево. В ней проживает около 5,2 тысячи человек. 

Название «Асекеево» имеет несколько теорий происхождения. Первая исходит из башкирского языка, на котором есть слово «эсэкэй», что переводится как «питьевая», чем могли обозначить местный родник или речку. 

Вторая теория более интересная. Название «Асекеево» возводят к русскому имени Асикей (просторечная форма от имени Иезикииль, Езекия). Так звали верного Ивану Грозному опричника Асекея, который и получил эти земли за свою службу перед царем в XVI веке. В это время село было крохотным, на 25 дворов с татаро-башкирским населением. Хотя в самом селе есть сквер «Исток», на котором установлен памятный камень, где официальная дата основания 1750 год.

Пермский край. Поселок Барда 

В Пермском крае проживает более 115,5 тысячи татар (данные 2010 года. — Ред.). Одним из наиболее татарских районов считается Бардымский, откуда, к слову, родом и популярная татарская певица Гузель Уразова. В этом районе проживает 55% башкир и 36% татар, а также 7,4% русских. Общая численность населения составляет 25,2 тысячи человек. Тем не менее районный центр — поселок Барда — считается по большей части татарским, в нем проживает более 8,8 тысячи человек.

Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

В Барде, как и в Асекеево, Сабантуй прошел 16 июня, как раз на следующий день после Ураза-байрама. Судя по многочисленным сообществам бардымцев в соцсетях, прошедший праздник плуга их сильно впечатлил. Более того, Сабантуй не оставляет безразличными краевые СМИ, которые в этом году по традиции направили своих фотографов и журналистов запечатлеть праздник бардымцев. 

Культурная программа в Барде традиционна, тут есть всё — борьба кореш, народные промыслы, татарские национальные блюда, плов с лимоном, скачки на конях и современное звучание мелодии «Одинокий пастух» из фильма Квентина Тарантино «Убить Билла» в исполнении кураиста в традиционном башкирском костюме. 

Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

О Сабантуе в деревне Асекеево информация в официальных СМИ очень куцая — есть только одна заметка. В этом году праздник плуга совпал с 90-летием Асекеевского района. По этому случаю его посетили первый вице-губернатор — первый зампред правительства области Сергей Балыкин и глава ДУМ Оренбургской области Альфит Шарипов. Заметка лишь иллюстрируется фотографией высоких чинов.

К сожалению, ярких снимков с праздника даже в крупных сообществах асекеевцев «ВКонтакте» (самое крупное «Подслушано Асекеево» с 6,8 тысячами подписчиков. — Ред.) обнаружить не удалось. 

Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

Тем не менее в «Инстаграме» хештег #Асекеево относительно популярен — насчитывает более 4,7 тысячи публикаций. Среди них есть и свежие по недавно прошедшему Сабантую. Судя по фотографиям, пришедших на праздник больше всего впечатлили хозяйственно-бытовые орудия народного промысла, в том числе железный плуг, и местные детские музыкальные ансамбли. 

Свердловская область. Поселок Буланаш  

По последней переписи в Свердловской области проживает более 143 тысяч татар. Поселок Буланаш считается в регионе одним из самых крупных и по численности населения занимает третье место. Несмотря на свое явно татарское название, по численности его нельзя отнести к татарским. По данным 2010 года, в Буланаше проживает более 12 тысяч человек, из которых не более 3 000 жителей — татары.

Сабантуй в регионах: звезды татарской эстрады, мелодии Тарантино и народные промыслы

Однако местное сообщество татар показывает себя на удивление активнее и ярче. В этом году в поселке Сабантуй прошел 23 июня, одновременно с праздником в Казани и в Челнах. Местным татарам он запомнился настоящим «звездным десантом» татарской эстрады. На поле перед буланашскими татарами пели Резеда Шарафиева, артистка эстрады и татарского кино Асылъяр и артист Вил Усманов. Три года назад гвоздем культурной программы на Сабантуе для буланашцев была группа «Казан егетләре». 

Очевидно, что приглашение таких звезд, их размещение и проживание стоит немалых денег. Хваткость и активность буланашских татар связывают с деятельностью председателя мусульманского сообщества поселка Буланаш и муниципального депутата Тагира Тухбатуллина. Благодаря ему местные жители находят деньги не только на проведение Сабантуя, но и на строительство мечети, тем самым сохраняя свою этническую идентичность. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *