Выбор родных языков сделали свободным

Депутаты Госдумы из законопроекта о языках убрали конфликтогенный посыл.

Российский парламент рассмотрел во втором чтении нашумевший законопроект о родных языках в российских школах. Документ претерпел значительные изменения. Все его поправки зачитал с трибуны один из основных его соавторов - председатель комитета по образованию и науке Госдумы РФ Вячеслав Никонов.  

- Языковое многообразие является одним из залогов развития и стабильности нашей страны, - начал свою речь депутат-докладчик. Далее он рассказал, что после принятия законопроекта в первом чтении 19 июня специально созданная рабочая группа проработала «самые разные предложения и поправки», поступившие от всевозможных субъектов законодательной инициативы. Всего было прислано 26 поправок, из которых рабочей группой, а затем и комитетом по образованию и науке Госдумы были приняты четыре, а 22 поправки отклонены. 

- В итоге мы вышли на текст, который, как я считаю, устраивает практически всех участников процесса и национальные республики. И в то же время позволяет выполнить поручение президента России, - заявил Вячеслав Никонов и зачитал слово в слово новую редакцию законопроекта. 

- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации и изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного.

Свободный выбор языка образования, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования, - заключил Никонов.  

Депутат подытожил, что никакой факультативности в отношении родных языков законопроект не вводит. 

- Они все [родные языки] предусматриваются ФГОСами. В качестве родного языка в тех школах, где преподается предмет «родной язык», может быть выбран русский язык, - заявил народный избранник. 

За закон проголосовал 371 депутат, два парламентария воздержались. Третье, окончательное чтение законопроекта состоится сегодня, 25 июля. Затем документ ожидает рассмотрение Советом Федерации, далее он ляжет на подпись президенту России Владимиру Путину и приобретет статус «закона» со дня опубликования в СМИ. 

По сравнению с прежней редакцией из закона выпала формулировка «Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации». В этой формулировке есть явное противопоставление родных языков русскому. Большинство критиков законопроекта заявляли, что такая формулировка конфликтогенна, что закон избирателен и признает «вредоносность» по отношению к русскому языку только со стороны родных языков, но никак не иностранных.

Также расширяется правоприменительное поле законопроекта, под которое теперь подпадают и детские сады. Русский язык приобретает статус «родного языка».

Таким образом, заложены новые принципы в преподавании родных языков в российских школах. Теперь родители, приводя ребенка в детский сад или в школу, пишут заявление, где определяют родной язык - в числе языков народов России теперь появился русский язык. Раньше он стоял особняком и имел статус только как «государственного языка», который в любом случае обязателен к преподаванию. Новые положения касаются как обучения на родном языке, так и самого изучения родного языка. 

Ожидаемы ситуации, когда родители выбирают обязательный государственный русский язык и русский язык как родной для своих детей. Это может вызвать дисбаланс, так как у ребёнка-башкира, например, часов русского языка будет меньше, потому что его родители решили выбрать родным башкирский язык. Закон ставит необходимостью разработку концепции преподавания родных языков. И в первую очередь преподавание русского языка как родного. 

- Необходимо создать концепцию преподавания родных языков. В перечне поручений правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения нашего постановления предусмотрено создание специальной рабочей группы по выработке этой концепции. Есть приглашение к депутатам Госдумы принять активное участие в работе над этой концепцией, - сказал Вячеслав Никонов. 

Он добавил, что вместе с новой редакцией законопроекта идет постановление Госдумы, которое рассматривает создание Фонда поддержки родных языков. 

- Соответствующие переговоры были проведены. Договоренности [с правительством] достигнуты. Мы предлагаем организовать этот Фонд указом президента Российской Федерации. То есть сделать его Президентским фондом с соответствующим федеральным финансированием. Это позволит готовить учебники по родным языкам, образовательные программы, готовить специалистов в области языка и проводить научные исследования, - проанонсировал дальнейшие шаги по развитию национального компонента в образовательной системе Никонов. 

Из 22 отклоненных поправок свои решил отстоять только депутат «Справедливой России» от Якутии Федот Тумусов. Он внес две поправки. Одна, по словам Никонова, носила технический характер. Если она будет учтена, то текст законопроекта станет сложным для понимания и громоздким. Вторая же поправка, отмечал Никонов, возвращала документ к той редакции, в которой русский язык не признается родным языком. Поэтому обе поправки были отклонены. 

Тем не менее Тумусов в своем выступлении раскрыл основные причины, которые, по его мнению, привели к проблемам в системе преподавания и обучения родных языков в российских школах и как следствие - вызвали необходимость принятия этого законопроекта. 

- Проблемы, которые вызвали эти поправки в законе «Об образовании в РФ», были вызваны, во-первых, тем, что российское министерство образования в свое время не разработало ФГОС для родных языков. Во-вторых, у нас в Конституции и в Конституциях субъектов страны есть понятие               «государственный язык». Правовое положение государственных языков регионов России никак не определено. В-третьих, проблему вызвал институт добровольности. Мы можем или отказаться добровольно, или согласиться добровольно, - заявил Федот Тумусов. 

Уже после заседания депутат «Справедливой России» на своей странице в «Фейсбуке» сообщил, что возьмется за разработку нового законопроекта, который «защитит статус государственных языков в республиках» Российской Федерации. В целом, по мнению Тумусова, принятый сегодня законопроект «не нанесет вреда» Якутии и межнациональному согласию в регионе.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 155 материалов в сюжете

Изучение родных языков в школах

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о поправках в закон «Об образовании в РФ», который вызвал резонанс не только в Татарстане, но и в других национальных республиках.  

2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Дмитрий
А когда ложную таблицу умножения переименуют в таблицу суммирования и уберут знак "х".
0
0
Ответить

Татарин
Каждый человек должен знать и учить свой родной язык.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite