Это не анекдот: из Елабуги в Елабугу елабужане ездят через Челны

И татарстанские чиновники упорно твердят людям
И татарстанские чиновники упорно твердят людям, что по-другому нельзя.

В Татарстане есть славный город Елабуга, который всей стране известен как своими неоспоримыми достоинствами, так и масштабными недостатками. Например, это уникальный город-музей под открытым небом, а еще это город, в котором от водопровода осталось одно название, потому что трубы изношены на 80%. Еще здесь есть одна транспортная особенность, которая посрамляет популярный в Татарстане народный анекдот-фразу: «В Мамадыш через Париж». В Елабуге есть такой район этого города, в который люди ездят через Набережные Челны. Вы правильно поняли: из Елабуги в Елабугу жители Елабуги ездят через Набережные Челны. Этот район в народе называется «поселок Тарловка». Поселок стоит аккурат напротив автограда на другом берегу Камы. Город Набережные Челны тарловчане видят каждый божий день невооруженным глазом, потому что по воде от поселка до Челнов всего три километра. От Елабуги поселок отделяют несколько десятков километров по суше, поэтому Елабугу тарловчане не видят даже в морской бинокль. Но сами жители поселка уточняют:

— Официально название «Тарловка» осталось в прошлом. В наших паспортах указано, что мы зарегистрированы в городе Елабуга. Например, «город Елабуга, улица Радищева, дом такой-то, квартира такая-то».

Это не анекдот: из Елабуги в Елабугу елабужане ездят через Челны

Когда челнинская Тарловка стала районом Елабуги

Путь из Елабуги в Елабугу появился в результате сложного исторического пути поселка Тарловка. Эта территория была частью Набережных Челнов с момента строительства санатория «Тарловский» в 20-е годы прошлого века. Он был экономической опорой жизни поселка — пока учреждение работало, все было спокойно. Но в 90-е годы прошлого века санаторий перестал пользоваться спросом, разорился, а затем превратился в руины. И Тарловка с ее жителями стала головной болью челнинских чиновников. Если сейчас верить жителям поселка, то у бывшего мэра автограда Ильдара Халикова однажды возник довольно экзотический вариант решения тарловского вопроса.

— Халиков хотел построить в Челнах высотный дом и туда переселить всех нас — жителей Тарловки. Затем он хотел в районе Майдана построить мост через Каму в Тарловку, а саму Тарловку и земли вокруг нее продать под элитный коттеджный поселок. Но не получилось, — так рассказывают жители.

Однако на выручку Халикову пришел закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан», который был принят 7 декабря 2005 года. По этому закону получается, что если мерить по суше, то Тарловка находится слишком далеко (около 15 километров) от Набережных Челнов, чтобы быть частью этого города. И 1 января 2009 года указом президента Татарстана Тарловка стала частью города Елабуга.

Как появился путь из Елабуги в Елабугу

Когда Тарловка стала Елабугой, то как новоиспеченные «елабужане», так и власти столкнулись с массой проблем, связанных с обеспечением сколько-нибудь нормальной жизни в Тарловке. Но жизнь текла, и тарловчане жили, успокаивая себя пресловутым: «А кому сейчас легко?». Но в 2015 году пришли дорожники и на трассе М-7 наглухо перекрыли поворот на Тарловку со стороны Елабуги. 

Это не анекдот: из Елабуги в Елабугу елабужане ездят через Челны

Специалисты поставили ограждение на разделительной полосе между встречными полосами движения, а разворот где-нибудь рядом не создали. Ближайший разворот расположен аж за въездным постом ГИБДД в Набережных Челнах напротив торгового центра «Экипаж». От поворота на Тарловку до этого разворота несколько километров (по документам — четыре) пути. 

И возвращаясь из Елабуги на своих машинах, жители Тарловки «наматывают мили на кардан» сначала до разворота у челнинского ТЦ «Экипаж», затем от него до поворота на Тарловку. Но так ездят те «счастливцы», у кого есть свои машины. Те «безлошадные» тарловчане, кому нужно вернуться домой из Елабуги или поехать в Набережные Челны (рейсовый автобус ходит редко и строго по расписанию), буквально рискуют жизнью. Вот очень красноречивый пример. Мы узнали, что в Тарловке есть фельдшерско-акушерский пункт, но почему-то нет аптеки. Нас это очень заинтересовало. Наш корреспондент стал расспрашивать заведующую фельдшерско-акушерским пунктом:

— Да что вы все про аптеку! — вспылила заведующая. — Я вожу аптечные лекарства из Елабуги. Вы лучше про поворот на трассе напишите! Я езжу из Елабуги на попутках с двумя набитыми препаратами сумками. Выхожу на трассе напротив поворота и с двумя тяжеленными сумками бегу через дорогу, перелезаю через ограждение, опять бегу через дорогу и потом еще пять километров тащу эти сумки до поселка! Пусть разворот нам сделают, — не проговорила, а прокричала заведующая ФАП.

Это не анекдот: из Елабуги в Елабугу елабужане ездят через Челны

Перекрытый на трассе разворот затмил для тарловчан все остальные их проблемы. Они прекрасно понимают, что однажды кто-нибудь из них попадет на трассе под колеса. И в сводках ГИБДД не будет указано, что дорожники по-идиотски перекрыли существовавший разворот. В них будет указано, что пешеход грубо нарушил правила дорожного движения.

— Сейчас я вам покажу «секретную» дорогу, которую мы проложили из Елабуги, чтобы не возвращаться через Набережные Челны, — заговорщически сказал журналисту тарловчанин-автовладелец Анатолий Ефремов. И показал.

Возвращаясь из Елабуги и немного недоезжая до поворота на Тарловку, водители съезжают с трассы и едут по накатанной ими грунтовой дороге. Эта дорога выводит на проселочную лесную дорогу к Тарловке. С трассы «тайную» дорогу не видно — ее закрывают деревья. Впрочем, эта дорога уже не очень-то и тайная.

— Мы заметили, что нашей дорогой пользуются и «скорая», и полиция, и пожарные, и МЧС, — говорит Ефремов. 

Водителей экстренных служб понять можно: они спешат позаботиться о жизни и здоровье людей, а это важнее всего остального. Водители пользуются «народной» дорогой летом, когда почва сухая, и зимой, когда наст твердый.  

Это не анекдот: из Елабуги в Елабугу елабужане ездят через Челны

Вертлявые обещания дорожников

Естественно, жители Тарловки-Елабуги требуют, чтобы им вернули поворот на трассе. Пишут письма главе, в исполком города, записываются на прием, обращаются в Минтранс РТ и в правительство республики. Получают ответы, которые сводятся к тому, что вернуть поворот никак невозможно. По двум причинам. 

Поворот перекрыт по предписанию Управления ГИБДД по РТ, а предписание появилось в связи с тем, что на повороте случается много аварий. А построить разворот на месте поворота невозможно, потому что затрагиваются земли Национального парка «Нижняя Кама», а это особо охраняемая территория, земля федеральная, поэтому трогать ее нельзя. 

Если вдуматься, то это отписки. Татарстанские чиновники просто не хотят обращаться в Москву за согласованием схемы разворота и объяснять своим московским коллегам что да как. Вдруг спросят о том, как умудрились создать «Елабугу» в десятках километров от исторической Елабуги?! Впрочем, абсурдность ситуации власти понимают. Поэтому в прошлом году лед вроде бы тронулся.

— Летом прошлого года на трассе в районе нашего поворота прошло совещание. Был там и глава Елабуги Емельянов, и директор «Волго-Вятскуправтодора» Мингазов, и еще какие-то специалисты. И я там был как представитель общественности, — рассказывает житель Тарловки Владимир Шалаумов

По его словам, Мингазов пообещал Емельянову решить проблему — восстановить поворот на Тарловку. Сказал: «Сделаем мы «петельку».

— Емельянов еще спросил у Мингазова, мол, в связи с тем, что земля здесь затрагивается федеральная, не нужно ли его, Емельянова, вмешательство, помощь властей Елабуги. Мингазов сказал, что нет, мол, сами справимся, — так рассказывает Шалаумов. Его слова отчасти подтверждаются документом. 

Это не анекдот: из Елабуги в Елабугу елабужане ездят через Челны

Другая жительница Тарловки Юлия Давыдова по электронной почте получила ответ руководителя исполкома Елабужского района Марданова, адресованный еще и главе Елабуги Емельянову. В нем говорится: «В ходе встречи с представителями ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» начальником управления «Волго-Вятскуправтодор» И. Г. Мингазовым было принято решение о проектировании дорожной развязки на 1035-м километре федеральной трассы М-7 «Волга» в 2018 году, о строительстве развязки в 2019 году». 

Ответ на официальном бланке, но без исходящих данных и печати. Указано, что ответ дается на документ за номером 01-ПОК-599 от 4 декабря 2017 года. Поэтому мы послали запрос в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» с просьбой подтвердить или опровергнуть обязательства по строительству разворота на Тарловку, взятые перед властями Елабуги. Приложили ответ Марданова Давыдовой и Емельянову.

Ответ от пресс-службы Управления получили очень продуманный. В нем сказано о том, как много сил прикладывает ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», решая проблемы с аварийностью на вверенной обширной территории. О том, что для жителей Тарловки на трассе М-7 существуют развороты и они не противоречат нормативам. 

Далее в ответе есть любопытный пассаж: «Для строительства транспортной развязки, о которой вы пишете, необходимо отведение земель. С учетом того, что данный участок федеральной автодороги расположен в непосредственной близости к Национальному парку «Нижняя Кама», строительство подобного сооружения не представляется возможным». 

Получается, никакого совещания по трассе не было, Шалаумов что-то путает, а у Давыдовой не документ, а непонятно что. И вообще, все, что касается обязательств «Волго-Вятскуправтодора», придумал KazanFirst. Но поворот-то нормальный жителям Тарловки все равно нужен! Мы обратились к независимому адвокату Альберту Шарафиеву.

— Альберт Гильметдинович, представьте себя на месте жителя Тарловки, которому приходится ездить в Елабугу. Что вы предпримете, чтобы власти сделали поворот на трассе? Дайте жителям пошаговую инструкцию! — попросили мы. 

Шарафиев изучил документы и сказал:   

— Я бы начал плясать от того, было ли предписание УГИБДД по Татарстану, на которое ссылаются в Минтрансе республики. Жителям Тарловки нужно обратиться с запросом и истребовать копию этого предписания. Нужно узнать, давалось ли в этом предписании или на его основе поручение закрыть поворот в поселок со стороны Елабуги и какие работы «Волго-Вятскуправтодору» поручалось здесь произвести. Возможно, взамен поворота было поручено сделать какой-то иной разворот. Если выяснится, что дорожники в точности и в полном объеме выполнили именно предписание, тогда нужно обращаться к властям республики с требованием передать Тарловку обратно в состав города Набережные Челны. Хотя бы на том основании, что при нынешней схеме движения как жители поселка, так и экстренные службы вынуждены нарушать закон и подвергать риску жизнь и здоровье свои и других людей.

Выражаясь языком шахматистов, Шарафиев предлагает жителям Тарловки сделать властям Татарстана «вилку»: или создаете нормальный поворот на трассе, или передаете поселок в Челны. Если не делаете ни того ни другого, тогда у жителей поселка остается законное право привлечь к ответственности за бездействие тех чиновников и ответственных лиц, от кого это зависит. Это и начальник «Волго-Вятскуправтодора», и глава Елабуги, и руководители Минтранса. У тарловчан появится возможность обратиться в суд, чтобы он обязал всех, кого нужно, сделать нормальный поворот или вернуть поселок под юрисдикцию Челнов. Надо ведь как-то стимулировать-заставлять местных чиновников решать проблемы так, как это удобно налогоплательщикам, а не самим чиновникам.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *