«Делаем голодные трагичные лица»

KazanFirst побывал на съемках триллера «Кахексия»
KazanFirst побывал на съемках триллера «Кахексия», основанного на истории
массового голода в Поволжье.

В деревне Верхние Девлизери есть заброшенная церковь Троицкого прихода. Ее воздвигли в 1904-м. В полуразрушенном здании местами сохранилась фреска, а снаружи растет огромный куст дикой ягоды. На этом фоне снимаются последние сцены исторической части «Кахексии».

— Алина (режиссер «Кахексии» Алина Кузьмина. — Ред.) нашла это место во время поездок с нашим логистом, — рассказывает кастинг-директор Яна, одетая в платье и платок под старину. Она сотрудничает с командой фильма еще со съемок зомби-апокалипсиса «Вирион».

Позади нее разновозрастные добровольцы, загримированные под голодающих, обсуждают свои задачи и притаптывают траву. Вокруг разбросана обувь — кроссовки и резиновые тапочки прячут подальше среди густого дикороса. 

«Делаем голодные трагичные лица»

— Сейчас люди репетируют сцену, в которой им будут раздавать хлеб и картошку, — подсказывает помощник режиссера Лилия Калимуллина, пока Алина Кузьмина репетирует с разделенными на группы актерами. 

— Кто-нибудь говорит на татарском? — громко спрашивает она. Кто-то с улыбкой отвечает «рәхим итегез». Так оказывается, что почти никто.

— У нас в фильме будут сцены как на татарском, так и на русском, — комментирует веселую перекличку Лилия. 


Наша справка

От голода в Поволжье в 1921-1922 годах погибло около 5 миллионов человек. Среди его причин называют последствия Гражданской войны и большевистской продразверстки, засуху и деградацию сельского хозяйства. Голод привел к многочисленным случаям каннибализма и вызвал массовый рост беспризорности. 

По сюжету фильма группа студентов-историков за «автоматы» соглашается участвовать в эксперименте к научной работе аспиранта-преподавателя. Он просит их провести в закрытом помещении без еды безопасный период времени, чтобы в новом ключе раскрыть тему голода в Поволжье. Весь эксперимент транслируется в прямом эфире, но когда он подходит к концу, ребят не выпускают. Длительное голодание вызывает у студентов серьезные физиологические и психологические отклонения, что погружает участников эксперимента в события голода 1921 года уже в реальности. 


Съемки исторической части ведутся с июня и проходят только по выходным. Вся команда, включая профессиональных актеров, работает бесплатно. Людей искали через соцсети: сначала проходил отбор видеороликов, а после уже кастинги. Детские пробы устраивали отдельно — искали ребят, которые готовы сниматься в психологически тяжелых сценах. В картине есть отсылки к реальным событиям, например, самосуд, когда женщину вместе с детьми закопали в яме. Так, 9-летний Ваня, который в съемках участвует с мамой, сестрой и братом, как раз исполнил роль в таком эпизоде.

«Делаем голодные трагичные лица»

— Я один раз в яме снимался, и два — в «Ералаше», — смешливо говорит он, крутя в руках миску из нержавейки. Мама Вани улыбается: «Ничего ему не страшно». 

Семья, после того как веснушчатого и тощего Ваню отобрали для съемок, тоже решила поддержать проект. Теперь они все вместе с темными кругами под глазами в потасканной одежде ждут репетиции. Мальчику труднее всего дался грим — для предыдущих сцен ребенку «лепили» ребра и позвоночник.

— У нас много средств и времени в исторических съемках уходит на грим — для некоторых сцен нам девочка делала гипсовые слепки и накладки. Одежду искали по людям, что-то приходилось самим шить — мама Алины прямо из Кургана отправляла поездом, представляете? Искали посуду алюминиевую из нержавеющей стали. Я ездила на «Колхозку» — там торгуют пенсионеры старыми вещами и посудой, — поясняет Лилия Калимуллина.

«Делаем голодные трагичные лица»

Она отвлекается на огромную тучу, которая нависла над сопкой, где расположилась съемочная группа. 

— Как думаешь, нас обойдет? — с надеждой спрашивает она кастинг-директора, а Ванина мама рассказывает, что для нее значат эти съемки.

— Это дань памяти. Я не зацикливаюсь на самом событии, то есть мы принимаем это на себя только в момент игры, а дальше не несем, — говорит она. — Нам хочется поддержать начинание людей. 

А вот решение женщины привести на съемки детей поддержали не все из ее окружения.

— Кто-то спрашивал, худел ли специально для съемок Ваня. Видимо, я не очень похожа на вменяемую мать, — смеется она.  

— Для массовки мы искали худых людей — это было основное требование, — дополняет Лилия. — Дети, кстати, очень профессионально работают, не капризничают. Главных героев пятеро. Вообще, в картине у нас будут задействованы несколько профессиональных актеров. Сегодня только один из них здесь — Айдар Ахмадиев, потому что данная сцена связана с его героем.

«Делаем голодные трагичные лица»

«Можно сидеть и ждать денег»

Айдар Ахмадиев играет в казанском театре Камала. Во время подготовки к репетиции он прогуливается вдоль каменной церкви. О съемках «Кахексии» артист узнал от знакомого. 

— Снял дома видео, отправил ребятам, мне пришел ответ — пригласили на второй кастинг. Сама идея была интересна, — объясняет он, почему решил участвовать в съемках. — Я услышал про голод 1920-х, тема эта в игровом кино не особо исследовалась. Когда пришел на кастинг, только там узнал, что фильм не исторический, а о природе человека, его пограничных состояниях. О том, как сложно психологически оказаться в критической ситуации в тесном пространстве. И не важно, в каком антураже это происходит. Хотя идея фильма была немного неожиданной, — добавляет Айдар.


Наша справка

Кахексия — это крайнее истощение организма, которое помимо слабости и снижения физиологических процессов характеризуется изменением психического состояния больного.


Актер подобные проекты поддерживает, но судить о том, какое будущее у любительского кино, не берется.

— Знаете, можно сидеть и ждать денег, как их ждут в большом кино. Но ведь есть огромное количество талантливых людей в провинции, которые готовы приложить свои усилия и не ждать. Мы движемся, находимся в процессе, поисках. Тем более у ребят очень профессиональный подход, — добавляет Ахмадиев.

«Делаем голодные трагичные лица»

Поддерживают проект друзья кинематографистов и неравнодушные люди. На стадии написания сценария они собирались сделать ставку на краудфандинг, но для этого нужна постоянная работа, «отдельные люди». 

— Мы решили пойти по простому пути — оставили объявление «ВКонтакте», сейчас вот собрали около 25 тысяч рублей, — рассказывает Лилия. 

Со времени съемок «Вириона» команда даже купила оборудование — звуковое, большой монитор и свет. 

— Вообще, мы умещаемся в бюджет. Вот сейчас у нас, наверное, тысяч 12 еще осталось, — с улыбкой добавляет Лилия. 

В Верхних Девлизерях команда потратилась на грим, реквизит, еду и бензин, за который частично заплатили актеры массовки. 

Большую часть исторических сцен уже отсняли в Лаишево — там авторам «Кахексии» помогал местный музей. Сейчас главная проблема — отыскать подвал. Тот, что ребята нашли перед чемпионатом мира в казанской сталинке, оказался недоступен — им отказали прямо перед самым мундиалем. Когда завершатся съемки, пока непонятно: и потому, что нет локации, и потому, что снимают картину по выходным, учитывая графики актеров и всей группы. Плюс часть снятых сцен Алина Кузьмина сразу отсматривает. Если в них есть какие-то недочеты, старается переснять.

«Делаем голодные трагичные лица»

Помимо Айдара Ахмадиева в «Кахексии» сыграет его коллега Фанис Зиганшин и еще один профессиональный актер Василий Быков. Музыку к проекту пишет, в том числе, лидер казанской рок-группы «Четыре сезона» Василий Евдокимов. Он и его жена Екатерина тоже участвуют в массовых сценах.

— Тут выяснилось, что я ещё и крестьянин неплохой, так как вырос в поселке Васильево, — шутит он.

Заглавная тема к фильму уже написана. Всего музыкант сочинил 15 композиций. Какие из них попадут в картину, говорить рано.

— Музыка к картине — это очень важно. В «Вирионе» она сыграла свою роль, — говорит Лилия Калимуллина. 

1/0

Но пока о музыкальном сопровождении забот меньше, чем о предстоящей работе над съемками.

— Ребята, делаем голодные трагичные лица! — кричит режиссер, когда ко входу в церковь стекается народ в светлых одеждах с мисками. Большая туча тихонечко плывет над церковью, раздумывая, испортить грим «голодающим Поволжья» или смилостивиться. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *