Казанский «Водоканал»: вода хорошая, но бизнес «плавает в дерьме»

Коммуникации нуждаются в ремонте, а аварийная служба - в правильной мотивации.

«Качество воды в Казани - хорошее», - уверял первый заместитель директора МУП «Водоканал» Марат Салахов участников заседания Общественного совета в Государственном комитете РТ по тарифам. В ходе заседания он отчитался по регулируемым видам деятельности предприятия. У собравшихся возникло множество вопросов, в том числе и неудобных, на которые Марат Салахов старался отвечать подробно, обещая исправить имеющиеся недочеты.

МУП «Водоканал» отвечает за водоснабжение и водоотведение в Казани и реализует производственную программу согласно утвержденным профильным Госкомитетом тарифам. В прошлом году объем ее реализации составил 88 млн кубических метров воды по водоснабжению и 82 млн кубических метров воды по водоотведению. К примеру, в 2016 году аналогичные показатели составляли 90 и 83 млн кубических метров воды соответственно. Уменьшился объем потери воды - с 17,2% в 2016 году до 15,6% в 2017-м. Марат Салахов подчеркнул, что тренд по уменьшению потерь сохраняется и сейчас «Водоканал» достиг нормативных показателей. В 2017 году «Водоканал» создал службу, следящую за незаконными подключениями к сетям. Цель к 2020 году - снижение потерь до 12%. 

- Я хочу обратить внимание, что вектор падения объемов реализации, который был с 2006 года, в этом году, по прогнозам, прекратился. В 2018 году будет если не увеличение, то сохранение тех объемов, которые были в предыдущие годы, - подчеркнул представитель МУП «Водоканал» Марат Салахов.

Не слишком заметно, но все же снижается количество «водопроводных» аварий. В 2010-м их было 1 335, в 2015-м - 1 131, а в 2017-м - 1 069. Протяженность сетей при этом выросла более чем на тысячи километров. 

Предприятие имеет на своем балансе 3 180 км сетей водопровода и канализации, 1 534 км из них - в ветхом состоянии. С 2009 по 2017 год на баланс «Водоканала» принято 1 339 км водопроводных сетей, в том числе 898 км бесхозных сетей со средним износом более 80%. Большая часть из них находится в казанских поселках. Сейчас «Водоканал» пытается привести коммуникации в надлежащее состояние.

Физический износ сооружений и основных фондов «Водоканала» составляет более 70%. За 2017 год выполнен капитальный и текущий ремонт на 211 млн рублей. Салахов подчеркнул, что при имеющейся степени износа фондов организации на ремонт необходимо выделить не менее 2 млрд рублей. Спикер с сожалением отметил, что никаких федеральных программ, которые бы поддерживали отрасль коммунального хозяйства, в стране пока не запущено. На строительство и реконструкцию в прошлом году «Водоканал» потратил 858 млн рублей (в том числе затраты на КНС «Заречная» на сумму 683 млн рублей).

При этом организация продолжает реализацию проектов, запущенных в рамках инвестиционной программы (принята до 2028 года). С ноября 2016 года ведется строительство КНС «Заречная» с подводящими и отводящими инженерными сетями. Стоимость первого этапа работ, который должен завершиться в марте 2019 года, составляет более 1,2 млрд рублей. По оценке Салахова, «Заречная» будет обслуживать 650 тысяч казанцев.

Второй проект «Водоканала» - работа по устранению технологического запаха на биологических очистных сооружениях канализации, стоимость его реализации - 572 млн рублей. Работы начаты в марте 2017-го и должны завершиться до конца этого года. Напомним, что очистные перекрывают специальными конструкциями, которые нейтрализуют запах, не нарушая технологию очистки.

Третий проект - строительство сооружений термомеханической обработки осадков на территории очистных сооружений Казани. В настоящее время готовится документация для прохождения государственной экологической экспертизы. Работы должны начать в этом году. Данный проект - первый этап ухода от использования иловых полей. На реализацию этой задумки может уйти от 3 до 6 млрд рублей, итоговая цена будет зависеть от выбранной технологии. «Водоканал» уже обратился за получением поддержки в исполком Казани и в Министерство строительства РТ.

После доклада на Марата Салахова обрушился шквал вопросов. Упомянем несколько. Профессор КАИ и член Общественной палаты РТ Михаил Застела попросил представителя «Водоканала» спрогнозировать, каким образом повышение НДС скажется на тарифах на воду и канализацию.

- Я знаю, что в настоящее время Министерством экономического развития прорабатывается этот вопрос и решение до нас доведут. В данном вопросе мы исполнители и будем осуществлять свою деятельность по регулируемым правилам, - ответил Салахов.

Заместитель председателя Общественной палаты РТ Мунир Гафиятуллин поинтересовался, каким образом «Водоканал» осуществляет контроль качества воды:

- Дело в том, что я сам недавно с этим столкнулся. Включил кран, а оттуда желтая вода. Звонил вашим специалистам - у нас, говорят, нет таких фактов, - рассказал Гафиятуллин.

Руководитель «Водоканала» отметил, что организация ежедневно ведет контроль за качеством воды на водозаборе и оно «строго соответствует СанПиН», а количество взятых проб воды, в которых обнаружено превышение загрязнения, - меньше 0,5 процента. По словам Салахова, «Водоканал» поставляет воду «до стены дома», а загрязнение зачастую происходит во внутридомовых сетях.

- Качество воды в Казани - хорошее. Мы сравнивали с другими регионами и можем сказать, что качество воды в Волге значительно лучше, - заявил Салахов.

Он также отметил, что Советский район Казани - самый проблемный с точки зрения качества воды.

Второй вопрос Гафиятуллина касался безопасности. По его словам, две недели назад на проспекте Победы из-под асфальта на проезжей части начала течь вода.

- Я звонил, но реакции никакой нет. Может получиться так, что автобус провалится и дальше будут очень серьезные последствия, - обрисовал нерадужную картину Гафиятуллин.

Марат Салахов еще раз сослался на высокий износ систем, однако, по его словам, «Водоканал» оперативно реагирует на обращения и он лично выяснит вопрос по данному случаю.

Обещал личное вмешательство Марат Салахов бывшему депутату Казгордумы и предпринимателю Марии Горшуновой. Она обратилась к нему с проблемой, касающейся ее бизнеса: в цокольном этаже здания разорвало трубу, обращение в «Водоканал» не помогло. Со слов Горшуновой, в организации попросили заплатить 4 800 рублей, написать заявление и ждать три дня, пока бумагу будут рассматривать.

- Нас топит, мы ничего не можем сделать. Есть вариант: ваши же люди выходят и за карманные деньги делают это в течение пяти минут. Так работает ваша аварийка. У нас есть свои колодцы, мы их чистим, но сейчас упираемся в то, что засорена магистраль. Мы выкачиваем оттуда, но если стоит магистраль, вашу аварийку можно ждать двое суток. Я никак не могу понять: это у вас корпоративные стандарты? Мы стали заложниками перекладки вашего канализационного водовода по улице Астрономической. Вы его перекладывали где-то года полтора назад и подняли дно на 40 сантиметров, забетонировав все выходы, которые идут от колодцев во дворах. В итоге мы не могли понять, что происходит, вода никак не уходит, мы откачиваем. Я вызываю вашу аварийку, они обещают приехать через сутки. В итоге я вызываю частную службу для очистки, они залезли в колодец, а там нет выходов вообще. Я в истерике вызываю аварийку, приезжает ваш бригадир, залезает в колодец и говорит: «Извините, мы ошиблись, это человеческий фактор». А то, что мы плавали в дерьме несколько дней? В итоге вы выставили нам счет за канализацию в этом месяце, - заявила Мария Горшунова.

Она отметила, что бизнесу тяжело работать с аварийной службой «Водоканала», и попросила повлиять на оперативность работы сотрудников. Марат Салахов обещал ситуацию исправить.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite