«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

Обсуждаем
Обсуждаем, как сделать национальный праздник татар интереснее.

Сабантуй год от года становится объектом критики среди татарской общественности. В интервью KazanFirst директор Республиканского центра развития традиционной культуры в Татарстане Фанзиля Завгарова рассуждает, какие элементы сегодня утратил праздник плуга, проводимый татарами в городах и селах, и что можно предпринять, чтобы сделать событие интереснее. 

— В последние два-три года набрала обороты критика организации и проведения Сабантуев среди татарской общественности. Есть мнение, что у татар обострилась потребность в выражении своей идентичности — отчего и недовольство формализмом проведения праздников. Так ли это? 

— Это не только татары недовольны Сабантуем. Такое отношение наблюдается и по другим этническим праздникам. Дело в том, что наш мир парадоксален: с одной стороны, человек живет в комфорте, с другой — его окружает дискомфорт. Сейчас на Сабантуе мы видим дискомфорт, человек на этом празднике не отдыхает. Люди не могут на этом празднике эмоционально себя выплеснуть. 

Но на самом деле любой праздник — семейный, национальный — ориентирован на эмоциональный разряд. Человек как бы сначала накаляется, а потом разряжается. Сабантуй сегодня людей не разряжает. А мы ведь страшно натянуты в плане эмоций. В нашей голове много мыслей, вокруг которых крутится вся наша деятельность, нас эти мысли не отпускают. 

Если человек выложится по полной на празднике, пробежится или ещё как-то проявит себя физически или эмоционально — всё! Все эти мысли в голове его отпускают. Вот такой свободы нам не хватает на Сабантуе. 

— Что должно быть на Сабантуе?  

— Человек должен ходить на этом празднике там, где хочет, делать то, что хочет. В пределах разумного, этикета и традиций, конечно же… Скажем, я хочу со своим сыном на празднике пострелять из лука. Или, скажем, я не хочу идти на Сабантуй с 10 утра, мне надо к 16:00 часам, когда солнце уже село и полуденная жара спала. Но почему-то к этому времени праздники уже завершаются.

«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

Не нужно людей заставлять через турникеты проходить. Если действительно нам нужны эти турникеты, то давайте вообще делать закрытые Сабантуи для VIP-лиц, чтобы они пришли, а потом ушли.

А сколько у наших Сабантуев длится пролог?! Полтора часа! Мы всё это время вынуждены сидеть и ждать. При этом просто народ сидит без навесов на жаре и потеет, а VIPы с кондиционерами чего-то ждут. 

А зачем нужны парады? У нас ведь если татары проводят праздник, то это как бы татары приглашают в свой татарский дом, где всё должно быть по-татарски. Скажем, праздник «Каравон» — русские всех приглашают на свой русский традиционный праздник. Там должны быть русские блины, пироги с щавелём, с луком и яйцом и не должны быть какие-то шашлыки. На празднике должны учить готовить банные веники по-русски. Там должны быть места, где можно посидеть за настоящим русским самоваром и почаевничать. Но не нужны на этом празднике эти шашлыки! Национальных традиций не хватает нашим этническим праздникам. 

«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

Но мы всё равно хотим всё делать так, как в Советском Союзе. Мы не ушли от тогдашних подходов к народным праздникам, когда эти мероприятия становились идеологическим инструментом. Поэтому неудивительно, что многие татары ругаются по поводу Сабантуев. 

Скажем, мне заявляют, что Сабантуй — это праздник дружбы народов. Но у нас же уже есть праздник День народного единства.

— А чем тогда должен быть праздник Сабантуй? Ведь даже у татар-горожан и татар из сёл разное его восприятие. 

— Сабантуй в Казани начали проводить со второй половины XIX века. Но в 30-е годы XX века он утратил свою календарную привязку и основную семантику. Это связано с возникновением колхозов, когда труд людей на поле стал нивелироваться. Тогда людям не важно было, что будет с землей, как вырастит хлеб. Для них было важно, чтобы выросла картошка в их огороде. А зерно можно найти, привезти или купить где-либо. У людей спало чувство собственничества, хозяйское отношение к земле. Ведь как татары раньше думали: «Это моя земля, ею я добываю себе еду, зерно могу продать, могу ещё поле купить, я этим живу. Этой землей питается моя скотина в 250 голов. Вот тогда я бы такой Сабантуй закатил, чтоб Всевышний остался довольным». Во всех традиционных культурах принято, что ты делишься со всевышними силами.

В Казани начали проводить Сабантуй, когда в городе появилась небольшая прослойка татарской буржуазной элиты. Всем им хотелось выделиться в городе, заявить о своем существовании на общем фоне города. 

«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

Сейчас в деревнях какие-то фермеры или просто бизнесмены устраивают свои Сабантуи. Нечто похожее было и в Казани, когда татарская городская общность организовывалась и проводила праздник. Это началось с 1860-х годов. 

Но самым главным на Сабантуе тогда была борьба — курэш. Тогда три дня боролись, пока не определится абсолютный батыр. И не было тогда абсолютных весовых категорий. Сейчас мы перепутали традиционное понимание курэш с его спортивным аналогом. Мы на Сабантуй вытаскиваем спорт, что дистанцировало нас от изначального смысла праздника. То есть мужчины могут сегодня драться только в своей весовой категории. 

Таким образом, у нас исчезли те борцы, которые раньше считались легендарными, которые боролись на протяжении нескольких поколений.

— Кто тогда должен участвовать в курэш? Простые горожане?

— Нет. Просто борьба должна проходить без весовых категорий. Так раньше было. Так мы определим абсолютного батыра. Например, у меня есть материалы по Сабантую 1910 года. У татар, оказывается, был свой Иван Поддубный, супер батыр, который везде побеждал, был борцом по греко-римской борьбе. Речь идет о Хафизулле Алачеве — Бәрәзә-Батыр. Вот он на Сабантуе 1910 года в первый день 52 батыра положил на лопатки. 

И вот в финале пришлось Алачеву бороться с татарином-кряшеном, который его по весу в разы превышал. Но своим умением и ловкостью, присущей роду борцов Алачевых, он его на лопатки очень быстро положил. И это было настоящим зрелищем. 

«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

— Почему такое внимание было к борьбе батыров? 

— Раньше в сознании татар батыром на празднике мог быть один человек. Впервые понятие «батыр Сабантуя» испортили в 1928-1930-х годах, когда праздник превратили в идеологический инструмент. Тогда решили продвигать именно образ «труженика села», это такой советской традицией стало. Было решено, что «батыр» для Сабантуя — это ерунда. На первом месте должен стоять «кыр батыры» — «полевой пахарь», тот, кто работает в поле и собирает урожай.  

А сейчас во что превратилось это? 50 мужиков выстраиваются в ряд и им глава района вручает по 1 000 рублей. Разве они батыры? И чтобы каждого наградить — это по минуте, а в целом 50 минут или час. Что в это время делать другим посетителям праздника? Почему нельзя собрать всех механизаторов, комбайнёров где-то отдельно и просто им накрыть стол, раздать все грамоты и другие подарки?!

Настоящих батыров мы измельчили по различным весовым категориям и их у нас стало много. В традиционной же культуре татар был всего один и второй негласный. Его заслуги признавались, потому что он выходил и боролся с победителем, был главным его соперником. Его называли «батыр асты» — «под батыром» (тут перевод по аналогии «полковник» и «подполковник»).

— Таков ваш рецепт, как сегодня сделать Сабантуй интересным?

— Да. Нам нужна зрелищность. Мы должны всем миром определять абсолютного батыра. Систему поощрений в курэш тоже нужно пересмотреть. Сегодня победителям дарятся автомобили и другие призы, поэтому есть практика, когда батыры созваниваются и договариваются, кто в какой район едет, чтобы победить и заполучить заветный приз. От этого страдает вся зрелищность борьбы. 

«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

— У вашего Центра есть возможность определять сценарии праздников, которые сегодня проводятся?

— Наш центр Сабантуями не занимается. Хотя напрямую мы должны это делать. Аналитику по празднику мы делаем, семинары для организаторов проводим. На них мы говорим, как должны проходить Сабантуи. Или, например, как сделать Сабантуй в Магадане, когда мы презентуем татарскую нацию. Или как провести в деревне Кышкар Арского района Сабантуй. 


Наша справка

«Республиканский центр развития традиционной культуры РТ» был создан в 2011 году путем слияния двух государственных бюджетных организаций — Центра сбора, хранения, изучения и популяризации татарского фольклора и Республиканского научно-методического центра культурно-досуговых учреждений. Теперь объединенный центр занимается традиционными культурами коренных народов Татарстана и 1 962 культурно-досуговыми учреждениями в деревнях.


— У нас что Сабантуи в городах, что в деревнях — это совершенно разные праздники. 

— Разные целевые аудитории. А Сабантуй районный — это прежде всего праздник главы района, это его фишка. У глав цель — удивлять своими фишками из года в год. Отсюда у нас на празднике плуга появляются всевозможные театры, парады поженившихся невест и женихов. В Альметьевске в 2016 году мы могли наблюдать парад невест с женихами на мотоциклах. Мне известно, что там на самом деле просто приодели старшеклассников.

«Сабантуй сегодня людей не разряжает, они там не отдыхают»

Доходит порой до того, что на Сабантуях какие-то горки обливались маслом и по ним соскальзывали пьяные мужики с голыми торсами. И вот мы, вместо зрелищных состязаний борцов, видим, как пьяные мужики дурачатся. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *