Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

KazanFirst продолжает цикл публикаций
KazanFirst продолжает цикл публикаций, посвященных 75-летию татарстанской нефти.

Из первой скважины, 75 лет назад пробуренной рядом с селом Шугурово (нынешний Лениногорский район Татарстана), был получен промышленный приток нефти дебитом 20 тонн в сутки. С тех пор в Татарстане добыто свыше 3,3 млрд тонн черного золота, которое полностью преобразило не только экономику республики, но и несколько десятилетий кормило весь СССР. 

История добычи

В 1971 году «Татнефть» добыла первый миллиард тонн нефти. В те годы Татарстан добился рекордного объема добычи в 100 млн тонн в год, удерживая эту планку до середины 70-х. Пик добычи пришелся на 1975-й, когда было добыто 103,7 млн тонн нефти. Тогда лишь пять стран мира (США, Саудовская Аравия, Иран, Венесуэла и Ирак.- Ред.) добывали нефти больше, чем Татарстан.

В 1981 году добыт второй миллиард тонн нефти, а в 2007 году — третий. 

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

Для сравнения: в 2017-м нефтяные компании, работающие в республике, добыли 35,845 млн тонн нефти. Из них объем добычи ПАО «Татнефть» составил 28,6 млн тонн. Остальное добывают 32 малых татарстанских нефтяных компании, на которые приходится 20-21% добычи. Из 35,7 млн тонн нефти почти половина — 16 млн — отправлена на переработку. Произведено 1 млн 700 тысяч тонн пластиков, 710 тысяч тонн каучуков, 217 тысяч тонн моющих средств, 14 млн шин.

Татарстанские нефтяники уже в середине 50-х годов стали бесспорными лидерами в нефтедобывающей отрасли страны. В это время нефтяной регион ТАССР стали часто называть вторым Баку. Татарстанская нефть и газ играли и играют важную роль не только в хозяйстве республики — не зря в свое время первый нарком и министр нефтяной промышленности СССР, а также председатель Госплана Николай Байбаков говорил, что «35 лет вся экономика Советского Союза держалась на татарской нефти». В так называемый брежневский период стабильность СССР во многом обязана «нефтедолларам», добытым на территории Татарской АССР.

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

В 60-х появилось понятие «татарстанская школа», подразумевающее широкое признание достижений нефтяников республики в организации добычи черного золота. Крупноблочное вышкостроение, перетаскивание буровых на новую точку без демонтажа, внедрение турбинного бурения, методы законтурного и внутриконтурного заводнения, автоматизация дожимных насосных и насосов-качалок, раздельный способ сбора нефти и газа — все это рождалось и внедрялось сначала в «Татнефти», а потом уже шло по стране. Среди западносибирских нефтяников тогда появилась поговорка: «Самотлорскую нефть освоили при помощи трех «Т»: тракторов, «Татр» (чехословацкие самосвалы. — Ред ) и татар».

Уникальная «Ромашка»

Основная доля текущей добычи нефти приходится на два уникальных и пять крупных месторождений: Ромашкинское, Бавлинское, Сабанчинское, Ново-Елховское, Первомайское, Бондюжское, Архангельское. Честно говоря, одно Ромашкинское могло бы удовлетворить потребности Татарстана и не надо было открывать еще 200. Оно дает в год более 15 млн тонн нефти, или половину объемов, добываемых в республике. Из его недр отобрано более 2,2 млрд тонн, при этом сохраняется высокий потенциал месторождения. 

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

Нефть Татарстана, можно сказать, неисчерпаема. Гигантские месторождения типа Ромашкинского свидетельствуют о том, что только одна погребенная в слоях органика, к тому же рассеянная, без поступления газов с глубин, не могла создать такие крупные запасы углеводородов. Разведанные запасы Ромашкинского месторождения в 12 раз превышают погребенные здесь органические вещества. Такая нефть может оказаться только в тех осадочных структурах, куда имел доступ глубинный метан и где были глубинные разломы, через которые он мог мигрировать наверх.

Установлено, что Ромашкинское, Бавлинское, Туймазинское и некоторые другие месторождения Урало-Поволжья связаны, соответственно, с Заинско-Шешминскими, Икскими, Кинельскими и Камско-Бельскими разломами. По первым проектам нефть в Ромашкинском должна была уже давно закончиться. Но сегодня обосновано, что нефти в нем хватит минимум еще на 130 лет. А с учетом «подпитки» — вообще до конца времен.

Сернистый фактор

Особенности нефти Татарстана хорошо известны: высокая степень разведанности; значительная степень обводненности (86%) и истощенности главных месторождений (выработанность 88%) и рост доли высокосернистой нефти в общем объеме добычи (большая часть запасов представлена тяжелой высокосернистой нефтью повышенной вязкости, которая по своему качеству уступает более легкой нефти Западной Сибири). 

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

Добываемая нефть раскладывается на следующие элементы: 15 млн тонн — среднесернистая (девонская, с содержанием 1,8% серы) и около 20 млн высокосернистая (карбоновая, с содержанием 3,0%) и нефть из пермских битумов (с содержанием 4,0%). При этом доля среднесернистой нефти падает по понятным причинам, а доля высокосернистой растет. На сегодняшний момент на нефтепереработку в Татарстане отправляется 16 млн тонн. Таким образом, оставшиеся объемы — смесь из девонской, карбоновой и пермской нефти — уходили раньше в трубопроводы «Транснефти», где смешивались с западносибирской Siberian Light (сера 0,6%) в определенной пропорции для достижения экспортной марки URALS (сера 1,2%). Это вызывало недовольство федеральных игроков, ведь татарстанская нефть более худшего качества «портила» качественную западносибирскую нефть. 

Были разговоры о введении «банка качества нефти», о стройке отдельного трубопровода для сернистой нефти и т. д. Но с планируемым в этом году вводом на ТАНЕКО прироста мощности переработки на дополнительные 6 млн тонн в год такая проблема отпадет сама собой — в республике уже будет перерабатываться около 22 млн тонн нефти, а оставшиеся «для трубы» объемы не столь критичны для ухудшения качества экспортной марки URALS.

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

Запасы: извлекаемые и недосягаемые

Наши запасы нефти составляют 11,6 млрд тонн. Если сюда добавить природные битумы и сланцы, то общий ресурс поднимется до 18,5 млрд тонн. Но из этого количества так называемые неподвижные запасы составляют 63,5%. Неподвижные запасы — это те, которые мы при нынешнем развитии техники и технологий не можем добыть, то есть у нас «не берутся» 7,17 млрд тонн. 

При этом запасы нефти Татарстана очень неоднородны и содержатся в разных объектах. Есть сверхвязкая нефть — пермские битумы, они в песчаниках и известняках, залегают неглубоко. Ниже лежат карбонатные породы, в которых так же достаточно вязкой нефти. Это тоже очередной такой объект, который нужно осваивать в Татарстане. Еще есть и нефть в девоне. Девонская нефть в песчаниках — самая главная нефть, классическая. А доманикиты (почти сланцы) — это следующий уровень, такие плотные породы, в которых если есть трещина, то из них можно добывать нефть, если сделать гидроразрыв.

Но ими однозначно нужно заниматься, работать над ними, потому что это наша будущая нефть. Получается четыре главных объекта для работы: доманикиты, девонская нефть, карбонатные породы девона-карбона и пермские сверхвязкие нефти, или битумы (природные битумы в пермских отложениях). Вот те объекты, которые необходимо осваивать в Татарстане. 

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

С девонской и карбоновой нефтью все понятно — поднять нефтеотдачу на выработанных зрелых месторождениях можно только с помощью ювелирной работы, а для этого надо обладать глубокими знаниями отдельных промыслов. Для каждого месторождения надо найти то уникальное сочетание подходов, которое даст наилучший долгосрочный результат. 

Если 50 лет назад у нас было 90% запасов жидкой, фонтанирующей нефти, то сегодня в Татарстане, например, 60% имеющихся запасов — это запасы тяжелые, вязкие. Если пробурить в них скважину, то эта нефть сама по себе не потечет наверх. В лучшем случае она будет тихонечко идти, но те дебиты, которые обеспечиваются подобным естественным путем, не всегда окупают затраты, которые вложены в эту разработку. Поэтому нужно что-то делать, чтобы нефть потекла быстрее. Применять новые технологии, совершенствовать их. Сегодня таких тяжелых запасов 60%, завтра их будет 80%, а через несколько десятков лет — 95%. И если мы не будем создавать эти технологии, то через какое-то время скажем: «Нефть кончилась», хотя нефти еще в недрах огромное количество.

Отдельно можно сказать о перспективной добыче пермской сверхвязкой нефти, или битумов. Утвержденные и разведанные их запасы на территории республики составляют, по разным источникам, от 1,5 до 2-3 млрд тонн. Из существующих ныне технологий выработки запасов битумов наиболее эффективным является свой собственный метод парогравитационного дренажа (SAGD), который успешно применяется и дает хорошие результаты на Ашальчинском и других месторождениях уже более 15 лет. В целом объем накопленной добычи сверхвязкой нефти уже свыше 4 млн тонн. ПАО «Татнефть» планирует в 2018 году получить 2 млн тонн битумной нефти и нарастить ежегодную добычу в дальнейшем уже до 3 млн тонн. 

Всё или ничего: что значит нефть для татарстанской экономики

Значение нефти для татарстанской экономики

Структура экономики в республике диверсифицирована, тем не менее сырьевой сектор, представленный добычей нефти, является значительным (доля сектора «добыча…» — 21% в ВРП Татарстана против 9% в ВВП России в 2013 году). Как видите, вес нефтедобычи в экономике выше среднероссийского более чем в два раза.

Обладая таким богатством, Татарстан ставит перед собой основную задачу — получать максимальный эффект от добычи, создавая на ее основе товары с более высокой добавленной стоимостью. 

А это означает, что к оценке значения нефти для экономики республики следует подходить не узко, а в комплексе со всеми ее дальнейшими технологическими переделами. То есть речь идет о нефтегазохимическом комплексе, который включает следующие виды экономической деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство нефтепродуктов, химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий.

Нефтегазохимический комплекс является базовым сектором промышленности. Он формирует более 58% объема реализации и более 85% прибыли в экономике республики. Комплекс играет ведущую роль во внешней торговле, обеспечивая свыше 87% всего объема республиканского экспорта. Поставки только сырой нефти составляют 39%. На предприятиях нефтегазохимического комплекса задействовано порядка 25% трудовых ресурсов промышленности. Благодаря этому Татарстан — один из крупнейших регионов по переработке нефти. В республике производится 58% полиэтилена, 42% синтетических каучуков, около 30% грузовых автомобилей и автомобильных шин от общего объема производства по стране.

И все это великолепие было бы просто невозможно без добычи «черного золота». Арабы говорят, что нефть — это подарок Аллаха и ее надо просто добыть из земли. Пусть этот процесс и непростой, но Татарстану, а значит, всем его жителям, очень повезло с таким подарком судьбы.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: