Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Водяная-монстр
Водяная-монстр, проблема сохранения традиций и татарский ла-ла-ленд.

KazanFirst знакомит читателей с четырьмя татарстанскими кинолентами, которые в скором времени покажут широкой публике, — «Кире» (в переводе на русский «Упёртый»), «Остазбикэ», «Апипа» и «Водяная». 

«Кире» («Упёртый»)

Режиссер фильма Ильсияр Дамаскин появилась перед зрителями вместе со своей командой. В фильме снялся и актер российской величины татарин Камиль Ларин. Тандемом они раскрывали значение фильма. 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Если кратко пересказать, о чем картина, то перед нами простая история — главный герой по имени Мансур живет в центре в своем деревянном фамильном доме. Он радеет за татарский язык, за культуру своего народа, держится за традиционные устои и привычный татарам-селянам уклад. Персонаж Камиля Ларина (его зовут в фильме так же Камиль) — московский татарин, который забыл свой язык, потерял связь с культурой своих родителей и предков, продукт урбанизации и глобализации. Камиль работает в одной из столичных компаний, которая готова выкупить частный дом у Мансура для застройки территории. Но тот упрямится, отсюда и название фильма «Кире».

Камиль Ларин рассказал, что ему было очень приятно работать со съемочной командой и с Ильсияр Дамаскин. 

— Они меня замучили, потому что я приехал всего на пять дней в Казань, из которых три были съемочными. У меня таких интенсивных съемок ещё не было. Обычно актеры снимаются в одном-двух эпизодах и потом идут отдыхать. Здесь я не отдыхал вообще — бегали по паркам, катались на машинах, — вспоминает российский актер. 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Он считает фильм интересным «свежим видением на кинематограф». По его словам, есть в картине и элементы юмора, поэтому она получилась очень смешной. Также Камиль Ларин признался, что специально для фильма сочинил бесплатно песню, которую исполнила своим голосом Ильсияр Дамаскин. 

— Я никогда не придумывал слова песен. Это у нас стихийно родилось. У меня даже пару книг есть. Но здесь был совершенно непредсказуемый разговор по поводу песни к фильму. Я спросил у них, у съемочной команды, мол, а кто будет писать? Они ответили, что не знают. Я предложил написать три песни. Они выбрали одну из них, — рассказал актер. 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Режиссер Ильсияр Дамаскин представила уже второй трейлер к фильму «Кире». Его, к слову, впервые 10 сентября увидел и Камиль Ларин. Если посмотреть первый тизер, то у зрителя сложится четкое представление о фильме, что он комедийный и обещает быть легким. 

Из второго же трейлера складываются совсем другие представления, если не сказать противоположные. Перед зрителями уже предстает любовная линия между московским татарином-бизнесменом и его женщиной. 

— Комедия — это карикатура, в которой мы видим отношение сценариста, художника или режиссера. А когда мы смотрим драму, то мы сопереживаем героям. Здесь художник, режиссер или сценарист немного отходит в сторону. Образ героя выходит вперед. Мы даем зрителям посмеяться и поплакать, — так объяснила большую разницу между трейлерами Ильсияр. 

Создатели признались, что невзначай, сами того не желая, сделали на самом деле фильм в пику недавно разгоревшемуся спору по закону о преподавании родных языков. В национальных регионах России, в том числе и в Татарстане, развернулась активность общественников, которые опасались, что с новым законом пострадает татарский язык, так как он будет преподаваться факультативом. 

Герой фильма Мансур как раз воплощает собой этот образ борцов и защитников родного языка, радетелей сохранения национальной культуры. А москвич Камиль — образ ассимиляции и потери татарской идентичности. 

Одним из сильных эпизодов фильма, показывающим проблемы коммуникации между противоположными полюсами татарской общественности, стала сцена знакомства Камиля с Мансуром. 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

— В фильме есть один эпизод. Он был придуман. Но мы во время съемок немного его подчистили. Суть эпизода: я татарин, но московский, приезжаю из Москвы, чтобы уговорить этого упрямого Мансура продать дом. Мой персонаж не очень хорошо знает татарский язык. То есть я говорю с ним по-русски. А он настолько упертый, что помимо того, что он не хочет продать свой дом, он ещё и по-русски разговаривать ни с кем не хочет, со мной — в первую очередь. Только по-татарски разговаривает. Я стучусь к нему в калитку, говорю: «Здравствуйте, меня зовут Камиль». Он закрывает её перед моим носом. Я опять стучусь, но уже говорю немного по-татарски: «Исәнмесез. Меня зову Камиль». Он опять захлопывает калитку. Я опять стучусь: «Исәнмесез. Минем исеме Камиль». Он уже не закрывает дверь и начинает меня слушать. И тут я пытаюсь заговорить на татарском языке дальше, хочу сказать что-то труднопроизносимое, но у меня ничего не получается.

Разочаровавшись, мой герой уже сам закрывает калитку и уходит, — рассказывал Камиль Ларин.

Сейчас фильм продолжает находиться в состоянии производства, идет полным ходом озвучка, цветокоррекция. Предполагаемый хронометраж — 70-75 минут. 

«Остазбикэ»

Фильм «Остазбикэ» зрителям Казанского кинофестиваля показали уже полностью. Это оказался короткометражный фильм, снятый по мотивам одноименного произведения татарского писателя Гаяза Исхаки. 

Краткий пересказ: девушка по имени Сагида влюбляется в молодого муллу Вахида. Они читают никах, начинают жить вместе. Сагида не может забеременеть, не помогают даже врачи. Тогда она просит выйти замуж за Вахида свою подругу, у которой уже есть сын, но нет мужа. Подруга, по мнению Сагиды, может осчастливить Вахида, родив ему ребенка. 

В центре сюжета Сагида, она же и считается «Остазбикэ», то есть «Хозяйка», «Мастерица» в семье.

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Аудитории фильм понравился. Многие согласились, что изложенная история встречается и среди современных семей. 

Однако во время обсуждения разгорелся спор — присутствовавшие на показе женщины были недовольны, каким образом на женских героях фильма были повязаны мусульманские платки. По их мнению, в картине представлен современный арабский способ ношения, который в корне отличается от традиционного татарского вида.

Журналист KazanFirst высказался, что в фильме чрезмерно много внимания уделено женской героине Сагиде, её муж Вихид представлен стереотипно, как мужчина-декорация. Для полноты мужскую линию фильма можно было бы прибавить. А то получается по фильму, что мужчины вообще неспособны определять свое счастье. Продюсер фильма Миляуша Айтуганова заявила, что позиция мужского героя в фильме есть — «он очень красноречиво молчит». 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Сейчас картину ждет «фестивальная история». Ее планируют показать на нескольких кинофорумах. Только после этого ее сможет просмотреть и широкая аудитория.  

«Апипа» и «Водяная»

Оба фильма пока ещё находятся в очень глубокой степени производства. Фильм «Апипа» — это комедия, которая рассказывает о непростых буднях группы татарских исполнительниц песен, которые разъезжают по Татарстану на желтом автобусе. Продюсер фильма Миляуша Айтуганова заявила, что намерена сделать картину «Апипа» такой, которая смогла бы окупиться. На данный момент в Альметьевске снята половина всех эпизодов и сцен. 

Режиссер — Ильшат Рахимбай. В съемках приняли участие такие звезды татарской эстрады, как Элвин Грей, Фирдус Тямаев, трио «Зуляйля» и другие. 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Фильм «Водяная» тоже пока ещё не готов. Его режиссирует Алексей Барыкин. Он же написал сценарий, основываясь на произведении татарского дореволюционного ученого Каюма Насыри. Татарский ученый в свое время прославился тем, что стал собирать татарский этнографический материал, коллекционировал различные народные сказания, сведения о мифических и языческих существах. Алексей Барыкин очень впечатлился трудами Каюма Насыри. 

— Мы хотим снять первый татарстанский блокбастер со спецэффектами, с трюками, который выйдет в российский и международный прокат. Этот фильм снимался с расчетом, что его будут показывать от Калининграда до Владивостока, — говорит Барыкин. 

Местом съемок для фильма стала татарская деревня Большая Ачасары Зеленодольского района. 

Татарстанское кино: о чем снимают фильмы наши режиссеры

Из представленных первых кадров можно сделать вывод, что фильм по жанру — явный хоррор. Очень смелая и свежая интерпретация образа «Водяной» — это не красивая сексуальная девушка, расчесывающая свои волосы, как это могут представить читатели произведения Габдуллы Тукая. Нет, перед нами нечто пугающее — ведьма с горящими пустыми глазами, в чешуе и с синей кожей, с 20-30-сантиметровыми когтями.              

Увы, но зрители не увидели ни сам фильм, ни полноценный трейлер к нему. Пришлось довольствоваться фильмом «Фильм о «Водяной». У фильма был премьерный показ в августе на кинофестивале «Окно в Европу». Авторы проекта собираются показать фильм ещё на нескольких кинофестивальных площадках. Когда же кинокартина будет представлена более широкой публике, пока неизвестно.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *